Приемы обучения смысловому чтению на уроках математики в начальной школе

Кувалева Светлана Михайловна

учитель начальных классов

МБОУ №19, г.Абакан

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения читать относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. [4, с.26]. 

Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления. Задача учителя – овладеть инструментарием, который позволит ему сформировать у школьников необходимые умения работы с разными текстами. Таким инструментарием являются эффективные приемы и стратегии чтения и понимания текста. Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Г.В. Пранцова и Е.С. Романичева учебный текст рассматривают как «текст, на основе которого и в процессе понимания которого возможно выстраивание собственных знаний» [3, с.26]. 

         Стратегии смыслового чтения на уроках математики в начальной школе хорошо прослеживаются в этапах работы при решении текстовых задач. Понять содержание текста задачи – важная и сложная задача. Ребёнку необходимо: ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, находить в тексте необходимую информацию (пробегать текст задачи глазами, определять его основные элементы, сопоставлять, устанавливать, находить необходимую единицу информации в тексте); преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: краткие записи, формулы, графики, диаграммы, таблицы, умение переходить от одного представления данных к другому; решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, требующие полного или частичного понимания текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта сомневаться в достоверности получаемой информации, уметь обнаруживать её недостоверность. [1, с.94-96,].
      Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с 1-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
      Дети уже в первом классе знакомятся с задачей и её составляющими (условие, вопрос, решение, ответ), выделяют то, что известно, что нужно найти и т.д. Именно решение текстовых задач позволяет ребенку заинтересоваться математикой. Формируя универсальные учебные действия учащихся, учитель, прежде всего, развивает личность ребёнка, даёт ему возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учит правильной организации усвоения материала, т.е. умению учиться. [1, с.27].
Во втором классе при изучении темы «Решение задач на увеличение числа в несколько раз» так же можно использовать приемы технологии смыслового чтения. 

  На предтекстовом этапе [2, с.29].  можно задать следующие вопросы: объясните, как вы понимаете тему «Увеличение числа в несколько раз»; подумайте, на какие ключевые слова следует обратить внимание при выборе задачи по теме. На данном этапе можно использовать приемы «Корзина идей» (учитель при этом записывает высказывания учеников на доску, чтобы в конце урока проверить, верны или нет, были выдвинутые ими идеи; «Верные и неверные утверждения» когда учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил)
  На текстовом  этапе можно предложить детям выбрать задачу, соответствующую теме, объяснить свой выбор.
1.У Таниной кошки родились 4 белых котенка и 2 пестрых. Сколько всего котят родилось у Таниной кошки?

2.На пришкольном участке посадили 10 саженцев березы, а елочек в 2  раза меньше. Сколько елочек посадили?

3.На столе стояло 6 глубоких тарелок и 8 мелких. На сколько больше было мелких тарелок, чем глубоких?

4.В нашем доме 5 этажей, а в соседнем в 3 раза больше. Узнай, сколько этажей в   соседнем доме.

Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием – «Инсерт».
На послетекстовом этапе обучающиеся определяют, нужно ли  более детально рассмотреть текст задачи, прежде, чем решать ее; если все понятно, записывают  решение задачи.

Одним из необходимых способов обработки информации из книги решая текстовые задачи является составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания. На уроках математики это составление краткой записи, по которой ученики легко восстанавливают в памяти содержание прочитанного. Составляя краткую запись, мы анализируем прочитанное:
- что нам известно по условию задачи?

- можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

- что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? и т. д. В большинстве случаев обучающиеся без затруднений переводят текст задачи в план – схемы: чертёж или краткую запись.

После изучения на уроке новой темы обучающимся даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний». В начале следующего урока с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, стремление к знаниям, речевые умения, снижает утомляемость.
  Формированию смыслового чтения текста будет способствовать, например, выполнение такого задания: «Поспорь с Буратино, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил всю таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число – 100 – можно разделить на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2. 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу легко это сделать, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28∙3=28+28+28=83. А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?».
Задание может быть предложено в третьем классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучена таблица умножения, прием нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у детей перед глазами. Дети должны найти все ошибки, допущенные Буратино. Некоторые из этих ошибок «лежат на поверхности». Например, 100 – это не двузначное, а трехзначное число. Другие требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3. (33∙3=99 – это меньше 100, 34∙3=102 – это больше 100). Другие ошибки требуют еще более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так, в случае проверки результата деления четырех на два, Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако, проверять деление путем прибавления к частному делителя нельзя. При вычислении произведения 28∙3 Буратино абсолютно верно заменил его суммой трех одинаковых слагаемых 28, однако, посчитано значение этой суммы неверно.
Работа с текстом на уроках математики формирует такое умение, как рефлексия на содержание текста, умение соотносить информацию, содержащуюся в тексте со своими знаниями и оценивать ее, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы.
   Задания «множественного выбора», «на соотнесение», «дополнение и перенос информации», «на восстановление деформированного текста» позволяют развивать и проверять навыки чтения.

Список литературы

1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская И.А. Володарская и др. Как                                                          проектировать учебные действия в начальной школе6 от действия к мысли6пособие для учителя-М.:Просвещение,2008-151с.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.  

3.  Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. - 2 изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2015. - 368 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред.приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241.от 22.09.2011 №235, 29с.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: