Средствами адаптивной физической культуры

Использование балансировочной доски в работе дефектолога.

Методы и приемы развития детей с ОВЗ, в том числе

средствами адаптивной физической культуры

Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи ищут пути создания условий для максимального развития возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Зная особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно: их быструю утомляемость, отвлекаемость, пресыщаемость деятельностью, мы начали искать способы воздействия на образовательный процесс с целью повышения продуктивности занятий.        

Двигательные способности представляют собой системный комплекс психомоторных качеств и реализуются с участием восприятия, зрительной памяти, концентрации внимания, его распределением и переключаемостью. Это те области психики, с которыми работает учитель-дефектолог.

В исследованиях К.С. Лебединской, О.С. Никольской выделяется основа из базовых составляющих психического развития: произвольность психической активности, пространственные и пространственно-временные представления. Авторы утверждают, если пространственные представления у ребенка недостаточно сформированы, то это негативно сказывается на уровне его интеллектуального развития. Занимаясь с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, нам хотелось повысить результативность нашей работы. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости стимулировать и развивать физическую активность параллельно с развитием пространственных представлений.

Еще в прошлом веке обнаружили, что мозжечок участвует в процессах высшей нервной деятельности: накопления опыта, памяти, мышления. (Калиниченко С.Г., Мотавкин П.А. Кора мозжечка.- М.: Наука, 2005.-319с.). Регулирование равновесия, а также мышечного тонуса, координация всех движений, выполняемых организмом, возможно благодаря работе именно мозжечка. Он связывает все структуры нервной системы, в том числе регулирует внимание и наши эмоции. Через органы чувств организм принимает сигналы о состоянии окружающей среды и нашего положения в нем. Мозжечок отвечает и за способность анализировать и объединять информацию, отделять важное от второстепенного. Если мозг обрабатывает эти сигналы быстро, значит, человек может мыслить и действовать более эффективно. Функции мозжечка и структур мозга, отвечающих за формирование речи и поведение ребенка можно совершенствовать за счет программы с системой физических упражнений.

Данный метод был разработан американским ученым, доктором Френсисом Бильгоу в 60-х годах 20-ого столетия. Ученый выяснил, что успехи детей на уроках могут возрасти, если во время занятий они будут выполнять упражнения на равновесие. Ученый создал оборудование BALAMETRICS – это оборудование для мозжечковой стимуляции и коррекции вестибулярного аппарата. Состоит из балансировочной доски с полозьями (их можно устанавливать под разным углом, усложняя задачу), мешочков разного цвета, веса и размера, планки, поделенной на секторы с цифрами, мяча-маятника, доски с цифрами для обратной связи, цели с мишенью. Бильгоу разработал ряд упражнений, строящихся на связи вестибулярного аппарата (равновесие) и иных ключевых функциональных зон мозга. Техника выполнения соответствует принципам симметричности, поэтому задействуются оба полушария. Такие упражнения способствуют развитию общей моторики, осознанию собственного тела, формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Мозг контролирует два состояния – это равновесие и само выполнение задания. Занятия на оборудовании Баламетрикс помогут детям не только с нарушениями координации движения и внимания, но и гиперактивным детям, а также детям с расстройством аутистического спектра. Данная программа показана и детям с нарушениями устной и письменной речи, проблемами с овладением школьными навыками. Занятия рекомендовано проводить 5-15 мин. Противопоказаний нет. В нашей работе мы используем элементы оборудования и идею разработки Ф.Бильгоу. Коррекционная работа на занятиях строится на активном использовании сохранных возможностей ребенка с ОВЗ. Это означает, что для каждого ребенка предлагаются доступные упражнения, которые он выполняет с удовольствием. То есть дети, выполняя специальные упражнения под руководством дефектолога, раскачиваются на балансировочной доске из стороны в сторону, добиваясь тем скоординированных действий мозга ребенка по выполнению поставленных перед ним задач. Главная цель подобной коррекции заключается в том, чтобы мозг научился правильно обрабатывать информацию, полученную от разных органов чувств и использовать ее для планирования и выполнения моторных действий. Когда синхронизируются в работе оба полушария и задействуются одинаково, улучшается координация движений и результативность многократно увеличивается. На своих занятиях мы всегда используем игровую форму работы. Она мотивирует ребенка на достижение результата. Все элементы движений мы сначала отрабатываем на устойчивой поверхности. Затем ставим ребенка на балансир. Вариант занятия с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Помещаем ребенка в неустойчивое состояние пребывания на балансире. Тем самым задействуя вестибулярный аппарат, ощущение тела. Для начала учим ребенка контролировать ситуацию, держать баланс и мерно раскачиваться. Потом даем возможность в этом состоянии выполнить обычные задания, которые делали до этого, стоя на ровной поверхности (ловить и кидать мяч, звенеть колокольчиками, делать пальчиковую гимнастику). Можно предложить петь песенку А,О,У,И,Ы,Э, сочетать ее с движением рук. В каждую руку дать по игрушке. Постепенно отрабатываем пространственные отношения и представления (вперед, вверх, вниз и т.д.)В занятиях с детьми старшего дошкольного возраста мы усложняем задания. Например, стоя на балансировочной доске, по заданию дефектолога, ребенок может метать разноцветные мешочки по геометрическим фигурам. Попав в такую цель, он получает вознаграждение (прием разработан В.Н.Аванесовой) (стр.41-42, Экспрес-диагностика в детском саду.Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко).

Вариантов проведения подобных занятий множество. Во время таких занятий образуется способность центральной нервной системы к образованию сложных межфункциональных связей. У ребенка 5-6 лет проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. Таким образом, мы готовим благодатную почву, чтобы знания усваивались легче, быстрее и работа мозга происходила интенсивнее. Формирование двигательных навыков тесно связано с развитием умственных способностей. Занятия на оборудовании Баламетрикс помогают интегрировать эмоциональные ответы, языковую способность и способность планировать свои действия. Формировать стартовую площадку для когнитивного развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: