Трагедия двойных стандартов

 

Что происходит когда человек имеет 2-ые стандарты и живет 2-ой жизнью?

И размышляя над этой темой я хотел бы разобрать пример одного библейского персонажа, которого звали Лот.

Жизнь Лота имела очень трагичный конец, в отличии от великолепного начала, которое он имел.

У Лота была одна большая проблема: этот человек жил двойной жизнью, имел двойные стандарты.

Одна часть его жизни была предана Богу и писание называет его праведником, другая часть его жизни была прилеплена к миру, к его «прелестям» и материальному обогащению.

Лот жил по принципу и вашим и нашим и этот принцип привел его к трагедии.

Жизнь этого человека изначально была тесно связана с жизнью его дяди Авраама.

Авраам вместе со своей семьей выходит из Ура Халдейского и доходит до Харана, и там остается жить до смерти своего отца Фарры.

Судя по всему Лот все это время учился у своего дяди, как тот живет, общается с Богом, приносит жертвы и ходит перед Богом.

Думаю Лот как губка впитывал жизненный пример дяди, преданность и верность, которую испытывал Авраам по отношению к Богу. Я думаю что все это заложило хороший фундамент.

И вот по смерти Фарры Бог призывает Авраама из Харана.

 

Быт 12:1,4-5

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;

4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.

5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.   

Быт 13:2-4

2 И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.

3 И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем,

4 до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа.

 

Авраам с Лотом кочуют по земле Ханаанской, и все это время я думаю Лот продолжает брать уроки практической жизни у своего дяди.

И вот в какой то момент им становится вместе тесно.

 

Быт 13:5-7

5 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры.

6 И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе.

7 И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле.

 

И Авраам видя эту проблему, видимо будучи мудрее Лота предлагает ему разделиться, что бы члены их семей не ссорились.

 

Быт 13:8-9

8 И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;

9 не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.

 

Авраам дает Лоту право выбора земельного участка, если можно так выразиться. Как же ведет себя Лот?

 

Быт 13:10-11

10 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;

11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.

 

И вот мы видим проявление корыстолюбивой натуры Лота, который выбирает себе самый жирный, самый, самый лучший кусок (и вроде бы этим особо не грешит), но совершенно забывает об элементарном почтении и чувстве долга к своему опекуну, который все это время заботился о нем.

И все то, чем располагал Лот, все его имение – это благодаря Аврааму, который позволил ему развиваться самостоятельно, параллельно с собой, возможно даже где то помогал.

И по сути по элементарной этике Лот должен был выбрать лучшее для Авраама или как минимум предложить выбор своему опекуну.

Я думаю, что Лот внутри себя прекрасно понимал, как поступить правильно.

И на весах его сердца с одной стороны лежала благодарность своему дяде Аврааму и желание лучшего для него, а с другой стороны небывалая корысть и холодный расчет, который в итоге и победил.

И Лот выбирает второе.

 

Видимо жажда обогащения, тяга к продвинутому языческому миру оказалась сильнее чувства совести, долга и благодарности.

 

Быт 13:12

12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.

 

Аврам, верный своему призванию продолжал оставаться кочевником и жил особняком в западной части Ханаанской земли.

 

Лот же, наоборот, вошел в дружественные отношения с окружающим его населением и даже соблазнившись удобствам их жизни, решил переменить свой прежний кочевой образ жизни на спокойную и приятную жизнь горожанина. 

 

Вот они двойные стандарты, неудержимое желание обогащаться.

Лот раскидывает свои шатры как написано даже до границ Содома, пока еще не в самом Содоме (хотя это вопрос времени), но уже у его границ.

 

Быт 13:13

13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.  

Вот краткая, но выразительная характеристика тех жителей, в общение с которым

и вступил их новый сосед – Лот.

 

Неужели Лот не знал о грешных жителях Содома???

Ну может в полноте не знал, потому что не жил с ними, но я думаю, что как минимум слышал. Потому что долгое время жил в земле Ханаанской с Авраамом, а Содом был не очень далеко, и какие то слухи по любому должны были доходить.

 

И после разделения с Авраамом, Лоту совсем не обязательно было селиться у границ Содома, потому что окрестность Иорданская была довольно таки большой.

И он мог так же продолжать кочевать.

 

Но неправильное мировоззрение и желание жить двойной жизнью (и нашим и вашим) толкало Лота все дальше от праведного Авраама и как следствие ближе и ближе к грешному Содому, который был одним из самых развитых и цивилизованных городов того времени, что Лот раскинул свои шатры у его границ.

Что происходит дальше???

 

14 глава повествует нам о Кидорламере царе Еламском и о его союзниках, которые пошли войной на Содом и Гоморру, и победили их, и захватили Лота, которого в последствии освободил Авраам.

И вот что интересно в этой истории. Где Кидорламер захватил Лота???

Быт 14:11-12

11 [Победители] взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли.

12 И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли.

 

Сначала Лот избирает окрестность Иорданскую, потом раскидывает шатры у границ Содома, потом потихоньку перебирается в Содом.

Все Лот уже в Содоме, стал его жителем, его частью.

И все это произошло постепенно и не заметно, благодаря двойной жизни Лота, благодаря его двойным стандартам, двойным ценностям.

Хотя не смотря на все это, Лот все еще оставался праведником и не участвовал в греховных делах Содамлян, и даже как говорит ап.Петр мучился в праведной душе своей видя дела беззаконные. Но есть одно большое НО!!!

Он был уже в Содоме, он был уже там с головой, пустил там корни как говорят, построил дом, открыл свой бизнес, отдавал своих дочерей замуж за Содомлян, сидел у ворот города (а это говорит уже о многом, как минимум о том, что Лот сделал там карьеру, возможно даже политическую, потому что кто попало у ворот не сидел, а только первые люди города.)

И Содом прочно осел в его сердце, очень прочно, настолько прочно, что в последствии толкал его на неразумные поступки, о которых мы будем говорить далее.

Следующие повествование о Лоте встречается уже в 19 гл книги Бытие.

Лот уже вписался в контекст Содома, он живет полноценной сытой, размеренной, богатой жизнью цивилизованного горожанина в отличии от своего старомодного дяди кочевника Авраама.

И вот праведник Лот по обыкновению сидит у ворот города, когда приходят ангелы и он приглашает их к себе домой на ночлег.

В 4ст 19гл написано Еще не легли они спать, как городские жители, от молодого до старого окружили дом Лота и требовали гостей его к себе, что бы надругаться над ними в сексуальном плане.

И если бы ангелы не вмешались не известно каким бы страшным образом могли развернутся события.

Гости Лота поразили пришедших слепотой, спасая жизнь Лота и его семьи, говоря ему о плачевном конце Содома

 

Быт 19:12-16

12 Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места,

13 ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

15 Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.

16 И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

 

Интересно написано ангелы стали торопить Лота, но он медлил говорит 16ст. Почему???

Видимо потому что Содом настолько глубоко проник в сердце Лота, уже пустив там свои метастазы, что даже на пороге неминуемой гибели он не торопится выходить из него.

А ведь казалось бы, что может быть дороже своей жизни и жизни своей семьи, собирай все необходимое и уходи, ведь это так просто.

Да выти из Содома очень просто, но что бы Содом вышел из сердца намного тяжелее, и у Лота он так до конца и не вышел.

 

17ст Когда же вывели их вон, [то один из них] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

 

Ангел говорит - спасай душу свою и дает определенный алгоритм действий состоящий из 3 пунктов.

1 не оглядывайся назад  2 негде не останавливайся в окрестности сей 3 спасайся на гору

Вот 3 пункта, которые должен был выполнить Лот и его семья.

Но парадокс заключается в том, что Лот с семьей нарушают все 3 пункта, сказанные ангелами.

1 Спасайся на гору. Гора часто является символом Божьего присутствия и в библии есть не мало тому подтверждений.

 

Псалом 23: 3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

 

Сам Христос поднимался в гору для общения с Отцом

Преображение Господне произошло на горе

Моисей получил откровения Божии на горе и много В.З праведников общались с Богом на горе.

Казалось бы Лот беги быстрее из этого грешного Содома, на гору в присутствие Бога, под его защиту,

Но мы видим реакцию Лота

 

18ст Но Лот сказал им: нет, Владыка!

19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть;

 

Бог говорит спасайся на гору что бы тебе не погибнуть в Содоме, но Лот знает лучше Бога и говорит Ему, что если я где и умру, то на горе.

 

20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя.

 

Это был город Сигор, который как раз находился не далеко от Содома.

В окрестностях долины Сидим находилось 5 городов, самый цивилизованный и развитый был Содом, а самый маленький был Сигор.

Но все это одни и те же окрестности, и Лот решил бежать именно туда.

Возникает вопрос! Почему????

Почему Лот нарушает 1-ое повеление Бога бежать на гору, он туда не бежит

Почему Лот нарушает 2-ое повеление Бога не останавливайся в окрестности сей, но он как раз останавливается в этих окрестностях, в городе Сигор.

Нет думает Лот лучше в городе.

Почему член его семьи нарушает 3-ие повеление Бога не оглядываться

 

26 Жена же [Лотова] оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

 

Почему Лот и члены его семьи нарушают все 3 повеления Божьи. Я думаю потому, что грешный Содом так и не вышел из их сердец.

Что происходит дальше? А дальше только хуже, все только усугубляется и оканчивается трагедией.

 

30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.

 

Видимо что то в Сигоре у него не заладилось, видимо появились какие то проблемы, но ведь этого следовало ожидать. Ведь Бог предупреждал, ведь Бог никогда не ошибается, но у Лота свои планы, которые привели его наконец к настоящей катастрофе.

 

Быт 19:31-38

31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;

32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.

33 И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала.

34 На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя.

35 И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.

36 И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего,

37 и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне.

38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне.

 

Катастрофа!!! Дочери Лота, развращенные Содомом устраивают в пещере новый Содом, они возрождают его. В результате этого блудодеяния на свет появляются два народа Моавитяне и Аммонитяне, которые всю свою историю были врагами Израиля.

Подобная трагедия в жизни Лота является плодом его непослушания Богу, следствием его двойной жизни, его двойных стандартов.

Желание Лота служить двум господам Богу и Содому привело его к краху.

История Авраама сильно отличается от истории Лота.

В жизни Авраама Бог был на первом месте, да Авраам как и любой человек совершал ошибался и библия повествует нам о его ошибках.

Но не возникает сомнения, что Бог в жизни Авраама занимал главное место, в отличии от Лота, который так же был праведником, но Бог находился хоть и рядом, но где то в стороне.

Он не в коем случае не отказывался от Бога, но и не упускал возможности жить по принципам этого мира и пользоваться его благами.

Двойные стандарты Лота привели его в итоге к трагедии, он лишился всего:

имущества, которое сгорело в Содоме,

жены, которая сделалась соленым столпом,

дочерей, которые возродили в его жизни прежний Содом.

Жизнь Лота часто напоминает жизнь современных христиан, которые хотят быть и со Христом, потому что с Ним хорошо, но и с миром, который пестрит в глазах и сулит удовольствие, прелести и комфорт.

Современная жизнь ставит верующих людей перед многими искушениями.

Одно из них – жить по стандартам мира, оставаясь при этом христианином. Этот весьма привлекательный подход служил западней для многих поколений людей.

Посвятив себя Богу, христиане понимают, что их жизнь должна строиться на Божьих ценностях, но, в то же время, мы часто не имеем силы устоять под действием чарующих “благ” и “красот” того, что мы видим в этом мире.

Пример Лота, описанный в Священном Писании, является яркой демонстрацией трагедии такого раздвоенного подхода.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: