Основные языковые функции

Лекция 1.

Введение. Сущность понятия «Культура речи»

Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения. Иными словами, под культурой речи понимаются такие выбор и организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Данное определение позволяет выделить три аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

Нормативный аспект предполагает соответствие речи тем требованиям, которые сформировались в данном языковом коллективе в определенный исторический период; он связан с правильностью, образцовостью речи, с соблюдением литературных норм произношения (орфоэпическая норма), ударения (акцентологическая норма), словоупотребления (лексическая норма), формообразования (морфологическая норма), построения словосочетаний и предложений (синтаксическая норма).

Коммуникативный аспект связан с отбором уместных и оправданных языковых средств в определенной ситуации общения, с осознанным использованием в речевой практике тех слов, словоформ и оборотов, которые в наибольшей степени соответствуют коммуникативной ситуации и отвечают целям общения. Этот аспект предполагает владение говорящим функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на прагматические условия общения.

Этический аспект культуры речи определяется знанием правил речевого поведения и умением их применять в конкретных ситуациях общения. Этот аспект культуры речи связан с понятием речевого этикета, под которым понимается разработанная система правил речевого поведения и речевых формул, используемых в определенных коммуникативных ситуациях. Выделяют два уровня культуры речи: – базовый уровень, предполагающий владение нормами устного и письменного литературного языка – правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления; – высший уровень речевого мастерства, предполагающий овладение умениями использовать выразительные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Культура речи вместе со стилистикой относится к лингвистическим наукам, занимающимся изучением употребления языка («внешняя лингвистика»). Эти науки следует отличать от наук, занимающихся изучением структуры языка – фонологии, лексикологии, морфологии, словообразования, синтаксиса («внутренняя лингвистика»).

Сущность понятия «Язык».

 Язык – это естественно возникшая и закономерно развивающаяся знаковая система, выполняющая коммуникативную и познавательную функции в процессе человеческой деятельности. Язык является формой существования и выражения мышления, а также способом передачи от поколения к поколению и хранения информации. Можно выделить следующие признаки, характеризующие человеческий язык в целом: 1. Язык подобно сознанию есть общественный продукт; он возникает только в процессе общественной деятельности. Вне человеческого общества сознания и языка не существует. 2. Связь языка и сознания – диалектическая: являясь формой существования человеческого сознания, язык занимает по отношению к нему зависимое положение, но, с другой стороны, оказывает воздействие на его формирование и развитие. Без мышления нет языка, без языка нет мышления. 3. Обслуживая общественные потребности и мыслительную деятельность, язык выполняет множество функций, важнейшими из которых являются: – коммуникативная (функция общения); – когнитивная (функция познания). 4. Язык – это система материальных знаков, которые могут быть произнесены, услышаны, записаны, прочитаны и воспроизведены. Словесный знак, закрепляя и обобщая все известное человеку о предмете, тем не менее не отражает непосредственно сущность самого предмета.

Язык как специфическая знаковая система обладает следующими качествами: 1) В отличие от других знаковых систем язык является всеобъемлющим средством не только передачи информации и закрепления понятий, но и рождения самой мысли (большинство из людей мыслит именно словами, а не образами). 2) Язык является универсальным средством общения. Он обслуживает человека и общество во всех сферах их деятельности, в то время как специальные знаковые системы имеют узкие, специальные сферы функционирования. 3) Специальные и вспомогательные знаковые системы искусственны по своей природе, являются итогом разового соглашения. Язык же складывается в целом стихийно, развивается постепенно и способен к саморегуляции. 4) Использование языка как знаковой системы в устной речи предполагает наличие сверхзнаковых единиц, которые не только дополняют информацию об объекте, но и несут информацию уже о самом субъекте речи. Это различные особенности речи, модуляции голоса, расстановка речевых акцентов, тембр, высота голоса, а также мимика, жесты, позы, телодвижения. 5) Язык – это многоуровневая система единиц. Различаются несколько уровней, каждому из которых соответствует своя система языковых единиц: - фонетический (звуки); - морфологический (морфемы); - лексико-фразеологический (слова и устойчивые сочетания); - синтаксический (словосочетания и предложения); - текстовой (абзацы, периоды).

При описании языка используются такие термины, как «уровень», «парадигма» (совокупность форм языковой единицы), «модель». Язык идеален и стабилен, не зависим от обстановки общения, представляет собой систему знаков, отличается структурной организацией. 1.3. Функции языка Среди множества функций, выполняемых языком, выделяются основные (коммуникативная и когнитивная) и частные (информативная, регулятивная, эмотивная, интеррогативная, фатическая, метаязыковая, эстетическая, магическая, суггестивная, интегрирующая и корпоративно-маркирующая). I.

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ФУНКЦИИ.

1. Коммуникативная (функция общения). Это самая древняя и самая главная функция языка. Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивая планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Общение представляет собой последовательную, существующую во времени, цепь актов коммуникации. Коммуникация (от лат. сommunicatio – передача) – это факт передачи и приема информации. Коммуникация состоит не только в передаче информации, но и в совместном её постижении и выработке людьми. Таким образом, в человеческом сообществе коммуникация становится творческим процессом: в общении индивидов информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. Решающим фактором установления коммуникативной связи является наличие единого, понятного для обоих субъектов средства общения – языка.

2. Когнитивная функция (функция познания мира и закрепления накопленных знаний). Эта функция реализуется не столько в общении отдельных субъектов, сколько в самом языковом опыте народа и определяется способностью языка закреплять в виде представления опыт познания мира, сохранять этот опыт в виде словесного знака и передавать его последующим поколениям.

Домашнее задание.

1) Подготовить конспект лекции (выделить цветом главные мысли по тексту лекции).

2) Составить вопросы для опроса по тексту лекции.

3) Подготовить презентацию по тексту лекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: