Литературные направления

Задание по литературе для группы ПТН-О-20 на 7 сентября 2020 г.

1. Ознакомиться со списком литературы на 1 семестр учебного года.

2. Прочитать материалы лекции на тему: «Общая характеристика литературы 19 века».

3. Сделать ПИСЬМЕННО! конспект по материалам лекции по следующим вопросам:

1) Исторические события в России 19 в. (перечислить)

2) Периоды литературы 19 в.

3) Литературные направления 19 в.

4. Прочитать поэму А.С. Пушкина «Медный всадник».

 

Список литературы для изучения в 1 семестре 2020 – 2021 учебного года:

1. А.С. Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник»

2. М.Ю. Лермонтов. Лирика

3. Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет»

4. А. Н. Островский. Пьесы «Гроза», «Бесприданница»

5. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

6. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

7. Н.А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

8. Ф.И. Тютчев. Лирика

9. А.А. Фет. Лирика

10. Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник»

11. М.Е. Салтыков-Щедрин. Повесть «История одного города», «Сказки».

Литература ХIХ века

1801 год.

ХIХ век начался трагически: в ночь на 11 марта задушен Павел I.

На престол вступает Александр I.

Дней Александровых прекрасное начало…

А.С. Пушкин

Александр I проводит реформу в образовании.

1804 год- 4 университета

(Москва, Петербург, Казань, Харьков);

11 лицеев (Царскосельский);

45 гимназий.

Александр I освобождает 12000 политзаключённых. Возвращается Радищев.

Изменены параграфы цензурных уставов.

(Параграф 21- двусмысленность в произведениях истолковывать в выгодном для сочинителя свете)

1812 год - победа русского мужества.

Русская армия прошла по Западной Европе.

Пробуждается самосознание русского народа.

Крестьянская масса заволновалась.

1813-1815 - 280 восстаний крестьян.

Формируется идеология декабризма. Главный вопрос - отмена крепостного права.

Александр I сбрасывает маску либерала. Сперанский изгнан, принят Аракчеев. Александр I запрещает философские кружки.

КУРС - НА РЕАКЦИЮ.

Литературная жизнь этой поры

В начале века выходит 40 журналов.

Г.Р. Державин удивлялся: «Надо же, как все в России зажурналились…»

«Вестник Европы»

«Московский» - Н.М. Карамзин.

Позиция журналов - монархический либерализм.

Н.М. Карамзин считает естественным крепостное право, только призывает крепостников быть милосердными.

«Северный вестник»,

«Сын Отечества» - тесно связан с декабристами. Печатался А.Н. Радищев.

Литературное течение находит отражение не только в журналах, но и в литературных обществах, кружках.

«Вольное общество любителей словесности, наук, художеств»

Поэты- радищевцы (сын А.Н. Радищева – Николай, Василий Васильевич Попугаев, Иван Петрович Пнин, Иван Мартынович Борн, художник Александр Иванов).

Все они – адвокаты народа, борцы против крепостного права.

«Дружеское литературное общество»

Руководители – В.А. Жуковский, Андрей Тургенев.

Их позиции были различными - общество просуществовало недолго.

«Беседы любителей российского слова»

Руководители - адмирал А.С. Шишков, князь А.А. Шаховской, князь С.А.Шихматов.

Состав общества был сановный, вельможный.

(Мужчины – во фраках, дамы – в вечерних туалетах).

Адмирал А.С. Шишков выступал против введения в русский язык слов иностранного происхождения.

«Арзамас»

1. Вобрал в себя талантливую молодёжь (Жуковский, Пушкин).

2. Суть деятельности «Арзамаса» - пародии на «Беседы любителей российского слова». «Арзамас» распался, как только распались «Беседы…»

Кружок «Зелёная лампа»

(Зелёная лампа стояла в кабинете Андрея Тургенева, где проходили заседания.)

Литературные салоны –

живая, непринуждённая форма общения.

Оказывали влияние на формирование эстетических вкусов читателя.

Салон Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, А.Н. Оленина (президент Академии художеств – часто бывал юный Пушкин).

Салон З.А. Волконской (родственница Сергея Волконского). Талантливая пианистка, поэтесса. В её блестящем салоне собирались Языков, Пушкин. Это была академия наук и художеств.

 

 

Периодизация русской литературы XIXв.   Общая характеристика периода   Развитие основных литературных жанров
I I четверть (1801 – 1825) Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-ых годов – рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод – романтизм. Баллада, лиро-эпическая поэма, психологическая повесть, элегия.
II Литература 30-ых годов (1826 – 1842) Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А.С.Пушкина. Расцвет революционного романтизма М.Ю.Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н.В.Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности». Развитие прозаических жанров. Романтические повести А.Марлинского, В.Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В.Белинского. Романтический характер исторических романов М.Загоскина, драматургии Н.Кукольника, лирики В.Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике.
III Литература 40 – 50-ых годов (1842 – 1855) Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба западников и славянофилов. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе. Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков.
IV. Литература 60-ых годов (1856 – 1868) Подъём демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и её противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжёлой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л.Толстого, Ф.Достоевского, Н.Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А.Фет, Ф.Тютчев, А.К.Толстой, А.Майков, Я.Полонский и др.) Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов – романтиков.
V Литература 70-ых годов (1869 – 1881) Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Г.Успенского, Н.Лескова. Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ.
VI Литература 80-ых годов (1882 – 1895) Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве Салтыкова-Щедрина, Л.Толстого, В.Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С.Надсона и В.Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л.Толстого.   Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С.Надсона. Социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев.
VII Литература 90-ых годов (1895 – 1904) Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В.Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М.Горький), развитие критического реализма в творчестве И.Бунина, А.Куприна, Л.Толстого, А.Чехова. Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры.

 

Русская литература 19 века заслужено названа "золотым веком». Даже несведущий в литературе, не сможет возразить. Она стала законодательницей литературной моды, стремительно ворвавшись в мировую литературу. "Золотой век" подарил нам многих известных мастеров.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин. А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского, А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Литературные направления

Классицизм

- Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.

- Наличие гражданских мотивов.

- Антагонистические противоречия в основе конфликта.

- Трагическая заостренность конфликта.

- Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.

- Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно (герой не может соединять в себе положительные и отрицательные черты).

- Положительные и отрицательные герои противопоставляются.

- Строгая сюжетно-композиционная организация (единство времени, места и действия).

Представители: А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин

Сентиментализм

- Культ чувств.

- Культ природы.

- Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).

- Приоритет естественного чувства над разумом.

- Сочувствие к простому человеку.

- Откровенность в обрисовке человека.

Представители: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский (раннее творчество)

Романтизм

- Система персонажей с одним главным героем (вершинная).

- Тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и

обстоятельствах).

- Неизменяемость характеров действующих лиц.

- Неотразимость и демонизм героя – «обаяние Зла».

- Экзотика сюжета и места действия; интерес ко всему сильному, яркому,

возвышенному; тяготение к фантастике.

- Тема рока (фатума) в судьбе героя.

Представители: В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов,

А.С. Пушкин

Реализм

- Правдивое и достоверное изображение жизни.

- Изображение исторически конкретного общества.

- Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.

- Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.

- Изображение жизни и характеров в развитии.

- Переосмысление романтического конфликта «герой – общество».

- Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).

Представители: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн

 

 

СРОК – к следующему занятию по литературе!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: