по тени воткнутого в землю копья. Первые мечети, как утверждал арабский историк IX в. аль-Балазури, были «нарисованными»: они представляли собой очерченный, иногда обведённый рвом квадратный участок земли. Границы такого участка в городе Куфе (Ирак), например, определили по длине полёта стрел, пущенных из одной точки на четыре стороны света.
Построенные мечети появились лишь в 665—670 гг. Они представляли собой квадратный двор, окружённый галереями на столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили пять или более рядов колонн, которые создавали открытый во двор молитвенный зал. Так сформировался распространённый в архитектуре арабских стран тип колонной мечети. Особую выразительность интерьерам колонных
мечетей придавали ряды арок, на которые опиралась крыша. Зародившаяся в колонных мечетях Ирака идея создания пространства из множества одинаковых ячеек, образуемых равномерно расставленными аркадами, получила широкое развитие во всех арабских странах. Ячейки можно было легко добавить или убрать и тем самым при необходимости изменить размеры здания.
|
|
Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая мечеть, масджид, служила местом индивидуальной молитвы. Джами' (или джума), соборная (или пятничная) мечеть, предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главная джами города стала называться Большой мечетью (Джами иль-Кабир). В дни больших праздников горожане отправлялись в загородную мечеть — мусалла', которая представляла собой открытую площадку с единственной стеной на стороне, обращённой к Мекке.
Отличительной чертой любой мечети с конца VII — начала VIII в. стал михра'б — ориентированная на Каабу священная ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или полукуполом и вставленная в раму. Стрельчатое завершение михраба отмечает важнейшую точку на священной «оси ислама», благодаря которой, согласно мусульманской традиции, осуществляется мысленная связь молящегося с земной Каабой, отражающая его духовную связь с Каабой небесной. Святость михраба подчёркивается его убранством и освещением: естественным — через окна в куполе перед ним или искусственным — от лампы, свисающей с верхней точки михраба к центру ниши. Его освещение соответствует словам Корана: «Аллах — свет небес и земли. Его свет точно ниша; в пей светильник; светильник в стекле; стекло точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного — маслины... Масло её готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете!
|
|
*Арка, свод и купол — архитектурные конструкции,
используемые для перекрытия пространства между столбами или колоннами (арка), а также внутренних помещений зданий и сооружений разных размеров и формы (свод, купол).
Ведёт Аллах к Своему свету, кого пожелает...».
Соборная мечеть, джами, отличается от обыденной масджид наличием минба'ра — кафедры, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит обязательную пятничную проповедь. Минбар всегда расположен справа от священной ниши — михраба. Первый минбар в форме сиденья с двумя ступенями был сделан по заказу Мухаммада в 629 г. В IX—XIV вв. сложился тип деревянной или каменной кафедры-минбара в виде высокого трона; к нему ведёт лестница с перилами и декоративным входом — порталом.
Начиная с VIII в. важнейшим признаком соборной мечети стал минарет — высокая башня, с которой провозглашали призыв к молитве, чтобы он был хорошо слышен всем жителям города. Предполагают, что идею минарета «подсказала» мусульманам христианская колокольня. Однако очень скоро минарет превратился в символ мусульманского присутствия на завоёванных территориях. С IX—X вв. минарет начал
служить главным архитектурным ориентиром в запутанной застройке средневекового мусульманского города. В различных формах минаретов отразились местные строительные традиции и эстетические вкусы. На западе мусульманского мира получили развитие варианты четырёхгранных минаретов, а на востоке — круглоствольных. Известно
Клраван-сарай