Стремление Матисса усвоить живописную систему Поля Сезанна соединилось с увлечением неоимпрессионизмом. Это двойное влияние отразилось в картине, названной строкой из стихотворения французского поэта Шарля Бодлера.
Фигуры отдыхающих на берегу залива художник словно выложил мозаикой из цветных мазков. Спокойное море, золотисто-голубое небо, гряды холмов на горизонте создают настроение всеобщего единства и согласия.
Анри Матисс.
Зелёная полоса (Мадам Матисс). 1905 г.
Государственный музей искусств, Копенгаген.
сильно повлияли на его творчество. Осенью того же года о Матиссе заговорили все художественные критики Парижа в связи с выступлением фовистов.
Портрет жены художника поразил современников невиданными ранее резкими сочетаниями цветов — синего, красного и зелёного, — смелым построением форм.
Смелость цветовых решений отличает и множество небольших пейзажей, которые художник привозил из своих поездок к морю. Первое крупное декоративное панно «Радость жизни» (1905—1906 гг.), созданное на тему поэмы Стефана Малларме «Послеполуденный отдых фавна», — это изображение райской идиллии на фоне цветущей природы. Здесь впервые пластика тел подверглась выразительным искажениям. Художник подчеркнул каждое движение, каждый контур линией; она иногда выглядит своеобразной рамкой, в которую заключена форма.
|
|
Матисса по праву считали главой фовистов. В 1906 г. в парижской
Анри Матисс.
Радость жизни. 1905—1906 гг. Собрание фонда Барнса, Мерион.
*Панно {франц. panneau) — изображение (живопись, мозаика, рельеф) для украшения стен, потолков.
**Фавн — в древнеримской мифологии бог лесов, полей, пастбищ и животных.
Анри Матисс. Танец. 1910 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Анри Матисс.