Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития

МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся

С задержкой психического развития (5 класс)

Цели и задачи реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории учащихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООП основного общего образования обучающихся с ЗПР самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ООО и с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы.

АООП основного общего образования обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в соответствие с ФГОС НОО обучающихся с задержкой психического развития, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных образовательных условий. Успешное освоение обучающимися с ЗПР АООП НОО является необходимым условием освоения обучающимися с ЗПР АООП основного общего образования.

Целями реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) являются:

- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение соответствия адаптированной основной общеобразовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающимися с ЗПР;

- установление требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного и социализирующего потенциала школы, инклюзивного подхода в образовании, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

- взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами, в том числе, с центрами психолого-педагогической и социальной помощи, социально-ориентированными общественными организациями;

- выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов посредством включение их в деятельность клубов, секций, студий и кружков, включение в общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

- организацию творческих конкурсов, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся c ЗПР, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной инклюзивной социальной среды, школьного уклада;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся с ЗПР, обеспечение их безопасности.

 

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, в том числе, обучающихся с ЗПР в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся с ЗПР;

- ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося с ЗПР, его учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к дальнейшему обучению;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся с ЗПР;

- учет индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей с ЗПР.

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР 11–15 лет.

Срок получения основного общего образования при обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с задержкой психического развития – 5 лет (5-9 классы).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: