Крайсветняя Алла Владимировна, заведующий МБДОУ «Д/с «Умка»
(из опыта работы МБДОУ «Детский сад «Умка»)
Организация инновационной деятельности в МБДОУ «Д/с «Умка» является неотъемлемой составляющей образовательной деятельности.
В детском саду разработана и утверждена Программа развития МБДОУ «Д/с «Умка» стратегической целью, которой является обеспечение работы ДОУ в инновационном режиме как основы качества дошкольного образования.
Приоритетными направлениями инновационной деятельности являются:
- обновление содержания образования в условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования;
- апробация и внедрение УМК инновационной программы дошкольного образования «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «ДРОФА – ВЕНТАНА – ГРАФ»;
- внедрение эффективной образовательной инновации по духовно-нравственному становлению личности ребёнка как основы формирования гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста через реализацию программы «Растим юного гражданина» (Избирком РХ и МОиН РХ, 2011г.), Муниципальной программы-тренинга развития патриотического самосознания детей дошкольного возраста «Мир в твоих руках» в педагогическую практику (Воспитание Благородной Личности – Благородного Человека – Благородного Гражданина);
|
|
- создание условий для развития способностей, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации, изменение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) групп;
- Изменение эмоционально-ценностных отношений между субъектами образовательной деятельности через:
· Развитие познавательной мотивации у ребенка-дошкольника (
«Чтобы Ребенок учился хорошо, нужно чтобы он учился охотно» - Лев Толстой.);
· Принятие детьми социолого-ценностных установок – принятия себя и окружающего мира, ценностных духовно-нравственных норм
· изменение стереотипов профессионального сознания педагогов:
· Внедрение и реализация технологии гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе академика РАО Ш.А. Амонашвили.
- Нововведения в содержании и формах методической работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, создание условий для самообразования и самосовершенствования педагогов:
· изменение стереотипов профессионального сознания педагогов (методолгические основы Гуманной педагогики);
· повышение профессиональной компетентности;
· создание условий для самообразования и самосовершенствования (аттестация педагогов).
- Включение Родителей (законных представителей) воспитанников в образовательный процесс (Проект: «Книга группы всей семьей»).
|
|
1. Обновление содержания образования в условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования:
Ø Образовательная программа ДОУ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Цели Программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Ожидаемые результаты освоения образовательной программы в соответствии с возрастом воспитанников по направлениями образовательной деятельности содержатся в рабочих программах воспитателей и специалистов в соответствии с пятью образовательными областями:социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Уровень овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям по итогам 2019 года составил:
Уровень овладения образовательной программы детьми по всем направлениям развития (социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое) составил: 99% имеют нормативный уровень развития, и соответствует возрасту ребенка, из них 76% детей выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого (речевое и познавательное развитие), 24% детей выполняют все параметры с частичной помощью взрослых.
Количественный анализ результатов исследования психологической готовности детей подготовительной к школе группы показал, что в период реализации ФГОС ДО:
К школьному обучению готовы 100% выпускников
Не готовых к школьному обучению детей к концу учебного года нет, сформированы предпосылки УУД.
Уровень освоения образовательной программы по каждой возрастной группе выполнен детьми в полном объеме в соответствии возрастных особенностей. Анализируя мониторинг образовательных областей можно отметить, что уровень развития по каждой области находится в пределах нормы.
|
|
Обновление содержания образования:
Ø апробация и внедрение УМК инновационной программы дошкольного образования «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «ДРОФА – ВЕНТАНА – ГРАФ», данная программа включена в Навигатор образовательных программ дошкольного образования ФИРО.
На основании решения педагогического совета ДОУ от 01.09.2016года заключено соглашение о сотрудничестве до 2021года:
2016-2017учебный год – организационный этап
2017-2020 учебные годы – основной этап (охват всех возрастных категорий воспитанников)
2020-2021 учебный год – результативно-аналитический этап.
Научное руководство инновационной деятельности по внедрению и апробации программы осуществляет доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Института развития дошкольного образования РАО, автор программы дошкольного образования – Кудрявцев Владимир Товиевич.
Обновление содержания образования:
Ø внедрение эффективной образовательной инновации по духовно-нравственному становлению личности ребёнка как основы формирования гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста через реализацию программы «Растим юного гражданина» (Избирком РХ и МОиН РХ, 2011г.), Муниципальной программы-тренинга развития патриотического самосознания детей дошкольного возраста «Мир в твоих руках» в педагогическую практику (Воспитание Благородной Личности – Благородного Человека – Благородного Гражданина)
Актуальность данной инновации «Растим юного гражданина». Духовно-нравственное становление личности Ребенка как основа формирования гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста» на современном этапе очевидна (анализ анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников:
|
|
- Запрос общества в воспитании гражданских качеств личности: свободы, достоинства, чести, ответственности, совести, права, благородства и т.д.
- Осмысление значимости проблемы воспитания.
- Возможность и необходимость воспитания основ гражданско-правовой культуры в дошкольном возрасте.
- Обеспечение качества образования (одним из важнейших индикаторов оценки качества образования является социализация детей, готовность их к жизни в демократическом гражданском обществе).
Уровень развития детей по социально-личностному направлению составил:
Младший дошкольный возраст старший дошкольный возраст
85% -средний уровень 74% - средний уровень
5 % - высокий уровень 25% - высокий уровень
10% - низкий уровень 1% - низкий уровень
Уровень развития представлений о себе, обществе, государстве, мире, норм социального поведения достигает 92% (высокий уровень).
Анализ анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников показал, что удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг МБДОУ «Д/с «Умка» составила 100%
2. Создание условий для развития способностей (детской одаренности), активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации:
Ø дополнительные образовательные услуги на базе групп:
Кружок «Волшебный мир творчества» - руководитель воспитатель
Елисеева О.И.
Кружок «Здоровячок» - руководитель физинструктор Колесникова Н.А.
Кружок «Бумагопластика» - воспитатель Лузун М.В.
Кружок «Занимательная математика «ЛОГИКА» - воспитатель Булдакова Т.Н.
Кружок «Хочу всё знать!» - воспитатель Осипова С.Г.
Кружок «Словотворчество» - воспитатель Ширко Г.Л.
Кружок «Весёлый английский» - воспитатель Громыко Т.А.
Кружок «Радуга красок» - воспитатель Переслегина И.В.
Кружок «Здравствуй русская сторонка» - Колесникова Н.А.
Кружок «Играем в шахматы» - воспитатели Ширко Г.Л., Переслегина И.В.
Что позволяет удовлетворить потребность педагогов в самореализации, развивать творческие, интеллектуальные способности детей, обеспечить выполнение запросов родителей (законных представителей) воспитанников.
3. Изменение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) групп:
· создание центров активности (познания, игры, творчества, литературы, двигательной активности и здоровья), обеспечивающих свободу выбора деятельности детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО, направлений развития Ребенка (паспорт РППС группы – все группы).
4. Изменение эмоционально-ценностных отношений между субъектами образовательной деятельности через:
· Развитие познавательной мотивации у ребенка-дошкольника (
«Чтобы Ребенок учился хорошо, нужно чтобы он учился охотно» - Лев Толстой.);
· Принятие детьми социолого-ценностных установок – принятия себя и окружающего мира, ценностных духовно-нравственных и социокультурных норм, принятых в обществе в интересах человека, семьи и общества.
· изменение стереотипов профессионального сознания педагогов:
Внедрение и реализация технологии гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе академика РАО Ш.А. Амонашвили. (Направленность личности педагога на гуманно-личностное взаимодействие с воспитанниками сформировано у 100% педагогов).
5. Нововведения в содержании и формах методической работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, создание условий для самообразования и самосовершенствования педагогов:
Ø Постоянно-действующий педагогический час: «По ступеням духовного восхождения Учителя» по страницам книг Ш.А. Амонашвили, педагогов-классиков К.Д. Ушинского, В.И. Сухомлинского, Януша Корчака, Яна Амоса Каменского, Макаренко и других;
Ø Тренинг профессионального и личностного роста педагогов«Какой вы педагог?» (методика Р.Р. Калининой), «Определение мотивов педагогов для занятия инновационной деятельностью» (методика К. Замфир), особенности типа личности и характера (методика Г. Айзенка) и другие.
Результаты: доля аттестованных педагогов 80% - 1 квалификационная категория; 10% - высшая квалификационная категория.
6. Включение Родителей (законных представителей) воспитанников в образовательную деятельность на основе внедрение проектных технологий:
Ø Проект: «Добротолюбие. Человечность. Сердцеведение»
Ø «Книга группы всей семьей» по основным направлениям образовательной деятельности.
ВЫВОД: Таким образом, организация инновационной деятельности в ДОУ:
Ø Обеспечивает модель взаимодействия в системе
Воспитанники
Педагоги Родители
Ø Позволяет детскому саду находиться в режиме развития;
Ø Обеспечивает целостность процессов обучения и воспитания, направленных на развитие личности Ребенка по направлениям: познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое;
Ø Формирование педагогического коллектива, целевой установкой которого являются аксиологические основания Гуманной педагогики.
Однако, хочется обратить внимание на существующие проблемы в организации инновационной деятельности - это:
- обеспечение высокого уровня методического сопровождения внедрения инноваций в образовательную деятельность - отсутствие возможности (ФОТ ограничен) введения в штатное расписание заместителя руководителя по воспитательной и методической работе (старшего воспитателя);
- обновление УМК сопровождения инновационных программ (большие финансовые затраты);
- изменение стереотипов профессионального сознания педагогов – процесс сложный и трудный.
Перспективы развития инновационной деятельности:
v Формирование такой системы методического сопровождения инновационной деятельности педагогов, в которой пеадагогическая поддержка будет адресной, следовательно, более эффективной.
v Понимание всеми субъектами образования необходимости в современных условиях инновационной деятельности.
v Активизация педагогического поиска и распространение инновационного опыта (участие в профессиональных конкурсах).
v Активное включение всех родителей (законных представителей) в образовательную деятельность на принципах сотрудничества, осознание ими роли дошкольного детства в развитии личности Ребенка и ответственности за их воспитание.