Лабораторная работа №24

Наименование работы: Применение логических функций в таблице MS Excel

Цель работы: Научиться составлять и использовать логические функции при решении задач с учетом определенных условий. Формировать ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.6, ПК-3.1, ПК-3.2

Литература:

1. Кунтаева Г.Х., Строева Л.Р. Пакеты прикладных программ. Учебное пособие, 2015

2. Фуфаев Э.В., Фуфаева Л.И. Пакеты прикладных программ, 2014.

Задание: Выполните требуемое задание в соответствии со своим вариантом

Вариант 1 

Кондитерская фабрика «Шоко и К°» для производства трех видов шоколада: A, B, и C использует три вида сырья: масло-какао, тертое какао и сахарную пудру.

Нормы расхода сырья на 1000 (кг) шоколада соответственно равны:

Требуется:

а) при помощи электронной таблицы рассчитать:

− расход сырья каждого вида;

− выход сырья (итог);

− какао-массу (масло какао + тертое какао) в процентах;

− определить вид шоколада, зависящий от какао-массы: если какао-масса больше 50%, то вид шоколада «Горький», иначе шоколад «Молочный», и вывести «Белый», если меньше 32%;

б) построить диаграмму по расходу сырья каждого вида для производства шоколада А, В, С.

Вариант 2

Требуется:

а) при помощи электронной таблицы рассчитать:

− стоимость продукции;

− в столбце «% скидки», вывести «7%», если сумма продукции находится в диапазоне от 8000 до 10000 руб., иначе выводить скидку в «10%», если сумма меньше 8000 руб., вывести «0%»;

− сумму с учетом скидки;

 б) построить диаграмму, отражающую сумму от реализации каждого вида продукции.

Вариант 3

Требуется:

а) при помощи электронной таблицы рассчитать:

− величину перерасхода энергии за каждый месяц;

− сумму штрафа за каждый киловатт электрической энергии, израсходованной сверх нормы, если перерасход составляет больше 100 киловатт;

− сумму к оплате;

б) построить диаграмму, отражающую перерасход электрической энергии по каждому месяцу.

Вариант 4

Требуется:

а) при помощи электронной таблицы рассчитать:

− количество упаковок, сформировать случайным образом в диапазоне от 20 до 300;

− выручку отдельно за I и II квартал, с учетом, что в 1 упаковке находится 6 бутылок;

− общую выручку за I и II квартал;

− с помощью функции ЕСЛИ столбец Рекомендации, при условии, если выручка за II квартал больше выручки за I квартал, то в рекомендациях автоматически вывести «увеличение прибыли», если выручка за I и II квартал равны, то «план выполнен», иначе «план не выполнен, увеличить продажи!!!»;

б) построить диаграмму, отображающую рост выручки продукции за I и II квартал.

Вариант 5

Требуется:

а) при помощи электронной таблицы рассчитать:

− вес (г), сформировать случайным образом с помощью функции СЛЧИС в диапазоне от 35 до 80;

− автоматически срок хранения, при условии, если яйцо диетическое, то срок хранения «7 дней», если столовое, то «25 дней»;

− автоматически определить категорию яйца в зависимости от веса:

 

 

б) в столбце «Категория», яйцо высшей категории автоматически выводить шрифтом красного цвета.

Вариант 6

Требуется:

а) при помощи электронной таблицы рассчитать:

− энергетическую ценность продуктов в ккал;

− к какой степени калорийности относится продукт, т.е. в столбце «Итог», вывести «высококалорийный», если энергетическая ценность продукта находится в диапазоне от 200 до 900 ккал, иначе выводить «среднекалорийный», если энергоценность меньше 100 ккал, вывести «низкокалорийный продукт»;

б) построить диаграмму, отображающую энергетическую ценность продуктов.

Вариант 7

Требуется:

а) при помощи электронной таблицы рассчитать:

− закупочную цену ($) в зависимости от текущего курса $, который заносится в отдельную ячейку;

− сумму закупки = закупочная цена товара * количество;

− сумму реализации = розничная цена товара * количество, при условии, что розничная цена на ананасы – 210 руб/кг, бананы – 49 руб/кг, виноград – 159 руб/кг, апельсин – 68 руб/кг, груша – 55 руб/кг;

− валовый доход = сумма реализации – сумма закупки;

б) построить диаграмму, отображающую отдельно сумму закупки и сумму реализации товара.

Вариант 8

Требуется:

а) при помощи электронной таблицы рассчитать:

− оклад, сформировать случайным образом с помощью функции СЛЧИС в диапазоне от 10000 до 15000 руб.;

− автоматически определить доплату работникам, в зависимости от разряда:

 

 

− общую сумму;

б) построить диаграмму, отображающую соотношение размера оклада и общей суммы.

Вариант 9

Требуется:

а) при помощи электронной таблицы рассчитать:

− количество товара, сформировать случайным образом в диапазоне от 96 до 270;

− % скидки, с помощью функции ЕСЛИ, при условии, если сумма больше 5000 руб., то в столбце «% скидки» автоматически вывести «2%», если сумма больше 10000, то скидка «5%», иначе «0%»;

− скидку в рублях;

− итоговую сумму с вычетом скидки и общую сумму за всю продукцию;

б) в столбце «% скидки», 5% скидку автоматически выводить шрифтом желтого цвета.

Вариант 10

Требуется:

а) при помощи электронной таблицы рассчитать:

− случайно сформированное количество поставки продукции по месяцам в диапазоне от 10 до 100 кг;

− в столбце “Всего” общее количество реализованной продукции;

− в столбце “Выручка” организовать автоматический вывод слова “максимальная выручка” в ячейке той строки, в которой получается наибольшая выручка от продажи рыбной продукции;

б) построить диаграмму, отражающую количество реализованной продукции по месяцам.

Порядок выполнения работы:

1. Получить допуск к работе;

2. Запустить Microsoft Excel и выполнить задания;

3. Составить отчет;

4. Ответить на контрольные вопросы.

Содержание отчета:

1. Наименование, цель занятия, задание;

2. Выполненное задание;

3. Ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

1. Как запустить мастер функции?

2. Перечислите категории функции в MS Excel.

3. Перечислите математические функции в MS Excel.

4. Перечислите логические функции в MS Excel.

5. Перечислите статистические функции в MS Excel.

6. Каков формат записи условной функции ЕСЛИ?

7. Какие логические функции существуют в Excel для записи сложных условий? Приведите формат этой записи.

8. Что такое режим автозаполнения ячеек?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Логические функции. Логические функции предназначены для проверки выполнения условия или для проверки нескольких условий.

Логические выражения используются для записи условий, в которых сравниваются числа, функции, формулы, текстовые или логические значения. Любое логическое выражение должно содержать, по крайней мере, один оператор сравнения, который определяет отношение между элементами логического выражения.

оператор значение
= равно
> больше
< меньше
<= меньше или равно
>= больше или равно
<> не равно

Результатом логического выражения является логическое значение ИСТИНА (1) или логическое значение ЛОЖЬ (0).

Логические функции в Excel представлены списком из шести функций.

Функция ЕСЛИ. Функция ЕСЛИ имеет следующий синтаксис:

=ЕСЛИ(логическое_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)

Например: нужно определить размер скидки при условии, если сумма покупки больше 1000 руб., то скидка 5%, иначе скидка не предоставляется. =ЕСЛИ(А1>1000;5%;0%) – эта запись означает, что формула возвращает значение 5%, если значение в ячейке А1 больше 1000, а в противном случае – 0%.     

 

В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно использовать другие функции. В функции ЕСЛИ можно использовать текстовые аргументы, например: =ЕСЛИ(А1>=4;"Зачет сдал";"Зачет не сдал").

Функции И, ИЛИ. Функции И, ИЛИ - позволяют создавать сложные логические выражения. Эти функции работают в сочетании с простыми операторами сравнения. Функции И и ИЛИ могут иметь до 30 логических аргументов и имеют синтаксис:

=И(логическое_значение1;логическое_значение2...)

=ИЛИ(логическое_значение1;логическое_значение2...)

Аргументы функций И, ИЛИ могут быть логическими выражениями, массивами или ссылками на ячейки, содержащие логические значения.

Пример: вычислить значения функции в зависимости от значений аргумента:

=ЕСЛИ(ИЛИ(А1>0;A1=0);A1*A1-4;A1+5) – эта запись означает, что формула возвращает выражение X*X-4, если значение в ячейке А1 больше 0 или равно 0, а в противном случае – X+5.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: