Государственное бюджетное образовательное учреждение
СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»
Рабочая тетрадь по МДК 01.01. «Выбор фасонов изделий”
ПМ.01. «Прием заказов на изготовление изделий»
Профессия: 29.01.05 «Закройщик»
Разработчик:
Преподаватель Колледжа Петербургской моды
Лоскутова Лариса Валерьевна
Санкт – Петербург 2020
Раздел 1.
Подбор фасонов изделий с учетом особенностей фигуры и направления моды.
Тема 1.1. Основные понятия художественного моделирования одежды
Тема урока: «Художественные системы формообразования в одежде: костюм, комплект, ансамбль, гардероб. Классификация одежды»
Костюм - это гармоничный ансамбль, представляющий собой систему элементов, предназначенных не только защитить человека от воздействий среды, но и выявить его индивидуальность с помощью информационно-эстетических свойств. Костюм несет в себе образ, идею. Он говорит об уровне развития художественного вкуса своего хозяина, его психологии, материальных возможностях и даже о его внутреннем состоянии в определенные моменты.
Костюм включает в себя все то, что надето на человеке одновременно: платье (в широком смысле этого слова), обувь, аксессуары (головной убор, пояс и т.д.), а также прическу, макияж и украшения. Только в том случае, когда все это подобрано в соответствии с законами композиции и правилами гармонизации, мы можем говорить о костюме как о гармоничном, образно решенном ансамбле. Понятно, что не каждый человек (индивидуум) обладает знаниями законов композиции, но тем не менее развитый художественный вкус и интуиция часто подсказывают человеку, как и что на себя надеть.
Комплект (от лат. completes — «полный») — набор одежды, составляющих костюм, созданный с определенным художественным замыслом и конкретным назначением. Является открытой системой, состоящей из взаимозаменяемых элементов. Для комплекта характерна многослойность при самостоятельности каждого элемента.
Ансамбль (фр. ensemble — «вместе, сразу») – профессионально подобранный комплект одежды, созданный в соответствии с определенным художественным замыслом. Образует единство своих элементов по силуэту, цвету, пропорциям, отделке. Является закрытой системой, не предполагает изменений: любое дополнение или изъятие какой-либо детали приводят к нарушению целостности. В целом ансамбль представляет собой костюм для конкретного человека, определенной ситуации, выражения художественного образа. Предметы, составляющие ансамбль, делятся на основные (одежда) и дополнительные (аксессуары). Ансамбль, как правило, характеризуется многослойностью.
Ансамбль отличается от комплекта своей закрытостью, целостностью, недопустимостью изменений.
Гардероб- набор вещей, которые можно свободно комбинировать друг с другом.
Базовый гардероб – минимальный набор классических вещей, которые можно свободно комбинировать друг с другом, создавая законченный образ в сочетании с сопутствующей одеждой и аксессуарами. Гардероб-основа состоит из выполненных в одном стиле взаимозаменямых моделей высокого качества, простого кроя, нейтральных оттенков. Стиль базовых вещей выбирается в зависимости от образа жизни. В традиционном варианте базовый гардероб включает черные топ, водолазку и платье; белую блузку; юбку-карандаш или А-силуэта в базовом цвете; классические джинсы и брюки в темных оттенках; приталенный жакет; бежевый кардиган или джемпер; туфли-лодочки на каблуках; классические балетки; гладкое нижнее белье с минимумом декора.
Функция одежды – это служебная роль, выполняемая одеждой, в соответствии с ее назначением. Основными функциями современной одежды являются:
1. Утилитарная (практическая), включает в себя функции практическую, защитную, эргономическую, гигиеническую;
2. Социальная (информационная), включает региональную, профессиональную, обрядовую, эротическую, символическую, знаковую функции;
3. Эстетическая, включает функции эстетическую и художественно-образную, которая часто выступает на первый план. Социальная и эстетическая функции сегодня часто обобщаются и называются информационно-эстетическими или просто информационными функциями.
Костюм современного человека должен быть красив, современен (большая роль отводится современным тканям, отделкам, цвету), а главное, он должен соответствовать образу человека, подчеркивая его внешнюю и внутреннюю красоту, подчеркивать его индивидуальность и уникальность.
Классификация одежды.
Классификацию современной одежды проводят по определенным признакам:
ü по половозрастному признаку,
ü по сезону,
ü по назначению,
ü по виду материала.
По половозрастному признаку одежда делится на одежду для взрослых (мужскую и женскую) и детскую (для мальчиков и девочек). Выделено 3 возрастных группы у взрослых и 5 – в детской одежде.
По сезону одежда делится на зимнюю, летнюю, демисезонную (осенне-весеннюю) и всесезонную.
По назначению одежда делится на 4 класса: бытовая, производственная, спортивная и форменная.
Бытовая одежда – это совокупность изделий, предназначенных для ношения в различных бытовых и общественных условиях. Она подразделяется на подклассы: По целевой направленности: различают одежду повседневную, домашнюю, деловую, торжественную и одежду для отдыха. По условиям эксплуатации: верхняя одежда, нательное белье, пляжная одежда, корсетные изделия,чулочно-носочные изделия и т.д.
Спортивная одежда – это одежда для профессионального и любительского спорта.
Производственная одежда – это одежда для ношения в различных производственных условиях. В одних случаях решается как специальная защитная одежда – на металлургических, химических предприятиях и др., а в других случаях – как символическая (одежда для дорожных рабочих – оранжевые жилеты).
Форменная одежда предназначена для военнослужащих, работников специальных ведомств, учащихся и т.д.
По виду материалов одежду подразделяют на одежду из шерстяных, шелковых, х/б, льняных тканей, а также из материалов, содержащих искусственные, синтетические и смешанные волокна.
Свойства одежды.
Физические – относятся свойства, которые характеризуют способность материалов к поглощению жаро- и воздухопроницаемости, тепловые, электрические, акустические свойства, способность одежды защищать от воздействия окружающей среды, своевременно удалять из-под одежного пространства пары, газы, пот и т.п. и поддерживать необходимый микроклимат.
Механические – свойства характеризуют способность одежды приобретать и устойчиво сохранять форму и размеры, ее износостойкость, долговечность, устойчивость и деформации усадки после стирки, несминаемость, стойкость к пиллингу, истиранию, раздвижению и осыпанию нитей.
Химические – характеризуют отношение материалов к различного рода химическим веществам, употребляемых при стирке и химической чистке (а также к действию антропоксинов).
Геометрические свойства – определяют художественность одежды, удобство в динамике и статике, экономичность в раскрое.