Система оценки планируемых результатов

В целях контроля и оценивания достижений планируемых результатов предусмотрены групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявление его последующей динамики.

 Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть, инсценировании текста, чтении по ролям.

Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей.

 

Письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения.

Сочинения на литературные и публицистические темы.

Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью учащихся.

Зачеты и другие формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.

Не следует забывать и о том, что при оценке предметных результатов обучения литературе учитывается уровень сформированности читательской культуры. Для выпускника основной школы свойственен III уровень сформированности читательской культуры, который определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел.

Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т.п. определите художественную функцию той или иной детали, приема и т.п.; определите позицию автора и способы ее выражения; проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения; объясните (устно, письменно) смысл названия произведения; озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия); напишите сочинение-интерпретацию; напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами). Разумеется, данный уровень читательской культуры не реализуется в чистом виде.

 

При осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов учителю следует помнить и характеристики элементов I и II уровней сформированности читательской культуры. Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите свое мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).

 

 

При осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов учителю следует помнить и характеристики элементов I и II уровней сформированности читательской культуры. Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите свое мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).

Устный ответ (развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя, отзыв) Критерии оценивания устного ответа:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

 Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Сообщение:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующий критериям: 1.Соответствие содержания заявленной теме 2. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада. 3. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения. 4. Свободное владение монологической литературной речью. 5. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

 

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный)

Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если 1) содержание работы полностью соответствует теме и заданию; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

  Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Базовый уровень (Отметка «3»)ставится, если 1) в работе допущены существенные отклонения от темы и задания; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Низкий уровень ( Отметка «2») ставится, если 1) работа не соответствует теме и заданию; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено стилевое единство текста.

Проект (отметка в журнал ставится по желанию ученика) Критерии

Предметные результаты (максимальное значение – 3 баллов) 1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта 2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения 3.Знание источников информации

 Метапредметные результаты (максимальное значение –7баллов) 1.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность 2.Умение формулировать цель, задачи 3.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы 4.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами 5.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью 6.Умение находить требуемую информацию в различных источниках 7.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: