Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 3-4 классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной
«Литературное чтение» (УМК «Школа России») для 1 – 4 классов, Москва
«Просвещение» 2015 год. а также учебников для общеобразовательных учреждений: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 частях М.Просвещение 2014; Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях М.Просвещение 2014.
· Цель программы: расширение представлений о родной литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия родной литературы; формирование познавательного интереса к чтению и изучению произведений писателей и поэтов Омского Прииртышья, совершенствование умений работать с текстом и коммуникативкных умений.
|
|
Задачи:
v Знакомство с культурно-историческим наследием России, малой Родины и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости;
v формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя,
v осознáние значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
v формирование причастности к традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений
v участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста
v обогащение активного и потенциального словарного запаса,
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
– Знакомство с произведениями русских писателей, писателей и поэтов родного края происходит в процессе учебной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков чтения (правильного плавного чтения, приближающегося к темпу нормальной речи, чтения вслух, про себя, по ролям; выборочного, комментированного, др.) и овладение различными видами чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов).
Общая характеристика учебного курса
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного
|
|
языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной форме, грамотного читателя. Рабочая программа предусматривает
формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в
различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с коммуникативной задачей. В третьем- четвертом классах учащиеся на уроках литературного чтения получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни. Программой предусмотрено расширение читательских
представлений и умений развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников посредством включения в программу произведений
писателей и поэтов Омского Прииртышья..
Курс «Родная литература» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя
обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) писателей и поэтов Омского Прииртышья, произведения русской классики, помогающие школьнику осмыслить еѐ непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы, соответствующие
разделам учебников литературное чтение:
v Устное народное творчество.
v Поэтическая тетрадь
v Великие русские писатели
v Люби живое
v Литературные сказки
v Были-небылицы
v Собирай по ягодке-наберешь кузовок
v Летописи. Былины. Жития.
v Чудесный мир классики
v Делу время- потехе час
v Страна детства
v Природа и мы
v Родина
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 3-4 классах и рассчитана на 17 часов.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
3 | 0,5 | 17 |
4 | 0,5 | 17 |
Итого | 1 | 34 |
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Контрольные работы: в 3-4 классах – выразительное чтение
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи);
Виды и формы контроля:
· Устный ответ на вопрос;
· выразительное чтение (чтение наизусть);
· устное сочинение, перессказ текста
· проект.