Предметные результаты

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы;

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

– освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей в открытым информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

       Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:

- групповая, парная, индивидуальная деятельность;

- проектная и исследовательская деятельность;

- экскурсии, практикумы.

       Особое внимание при планировании личностных и метапредметных результатов уделяется тем универсальным учебным действиям, недостаточный уровень сформированности которых был выявлен по результатам диагностики УУД во2-м классе.

 

 Содержание учебного предмета, курса

      Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом по окружающему миру и авторской программой данного учебного курса.

       Раздел1. «Как устроен мир» (6 ч.)

       Содержательные линии раздела 1.

       Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология - наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей.

       Человек. Человек - часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

        Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

       Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы - граждане России.

       Что такое экология. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

       Раздел 2. «Эта удивительная природа» (18 ч.)

       Содержательные линии раздела 2.

       Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие,

газообразные вещества.

       Разнообразие веществ. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия - наука о

веществах.

        Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди.

       Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха.

       Вода. Вода, как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.      Берегите воду! Использование воды человеком. Высказывать Источники загрязнения      воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.

       Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

       Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника - наука о растениях.

       Солнце. Растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой.

       Размножение и развитие растений. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян.

       Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.

Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология - наука о животных.

       Кто что ест? Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов.

       Проект «Разнообразие природы родного края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп.

       Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.

       В царстве грибов Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники.

       Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.

       Раздел 3. «Мы и наше здоровье» (10 ч.)

           Содержательные линии раздела 3.

       Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная  истема, пищеварительная система, кровеносная система. Органы чувств.

       Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств. Надёжная защита  организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание).

       Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

       Наше питание. Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания.

       Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота.

       Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания.

       Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. 

       Проект «Школа кулинаров» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника.

       Раздел 4. «Наша безопасность» (7 ч.)

           Содержательные линии раздела 4.

       Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков.  Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах незнакомыми людьми. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей – в семье, гостях, школе, общественных местах.

       Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

       Чтобы путь был счастливым Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

       Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

       Опасные места Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т.д.

       Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).

       Экологическая безопасность Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

       Раздел 5. «Чему учит экономика» (12 ч.)

            Содержательные линии раздела 5.

       В качестве другой содержательной линии курса выделяется знакомство с жизнью общества на примере своего города, а также села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи межу природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

       Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики. Товары и услуги.

       Природные богатства и труд людей - основа экономики. Использование природных

богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей

в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. 

       Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов.

       Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов.

       Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, электронная, машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая.

       Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля - продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

       Государственный. Понятие о государственном бюджете расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

       Раздел 6. «Путешествие по городам и странам» (15 ч.)

            Содержательные линии раздела 6.

       Ещё одна содержательная линия, связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлении о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом продолжается освоение приемов чтения карты. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине,

к Земле как общему дому всего человечества.

       Золотое кольцо России. Золотое кольцо России - слава и гордость страны. Города Золотого кольца: Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Их достопримечательности.

       Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией.

       На севере Европы. Страны севера Европы: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия. Их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

       Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса: Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

       В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария. Их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Путешествие по Франции и Великобритании. Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

На юге Европы Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

       По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж- Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы).

 

№ п/п Раздел программы 3 класс Всего часов Содержание Контрольные, творческие, лабораторные Требования к уровню подготовки учащихся
1 Как устроен мир 6 Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, бактерии, грибы). Ценность природы для людей Проверочная работа. Тестирование Определять место человека в мире, основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы. Устанавливать взаимосвязи между природой и человеком
2 Эта удивительная природа 18 ч Тела, вещества, частицы. Воздух, его состав и свойства..Вода и её свойства. Разрушение твёрдых пород в природе. Растения и их разнообразие. Животные и их разнообразие. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные животные. Грибы, их разнообразие и строение. Грибы из Красной книги России. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Проверочная Работа Тестирование. Знать: разнообразие веществ в окружающем мире; основные свойства воздуха и воды; общие условия, необходимые для жизни растений и животных; где используется вода, как и почему она загрязняется; чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; условия необходимые для жизни растений и животных; представителей живого уголка; историю создания Красной книги. Уметь: определять свойства воздуха; называть свойства воды; определять растения и животные; делить растения на дикорастущие и культурные; условия, необходимые для жизни животных; правило ухода за растениями и животными; составлять цепи питания.
3 Мы и наше здоровье 10 ч Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма Гигиена Проверочная работа. Тестирование   Иметь общее представление о строении тела человека; системы органов, их роли в

 

      системы органов. Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчёт ударов пульса.   жизнедеятельности организма.                                               Знать гигиену системы органов. Заниматься физической культурой, закаливанием, знать, что игры на воздухе это условие сохранения и укрепления здоровья.  
4 Наша безопас-ность 7 ч Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение. Меры безопасности в домашних условиях. Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде, на дорогах, в лесу, при пожаре. Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды. Проверочная работа. Тестирование. Знать: правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки; правила безопасности, которые надо соблюдать дома, в подъезде, лифте, квартире; лесные опасности; у водоемов и на природе. Уметь: выполнять режим дня, режим питания; вести здоровый образ жизни; проводить профилактику болезней; выполнять ПДД; правила безопасного поведения дома, на природе, у водоемов, при встрече с незнакомыми людьми.
5 Чему учит экономика 12 ч Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Природные богатства – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство и животноводство. Роль денег в экономике. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с монетами.     культурными растениями. Тестирование. Знать, что такое экономика; название родной страны, ее столицы, региона, где живут сами. Уметь определять признаки полезных ископаемых.. Знать роль растениеводства и.животноводства. Уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства.   Иметь представления о государственном бюджете, семейном бюджете.
6 Путешествие по городам и странам 15ч Города Золотого кольца. Страны, граничащие с Россией. Страны зарубежной Европы. Знаменитые места мира. Бережное отношение к культурному наследию человечества. Тестирование Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут сами. Уметь показывать на карте границы России, города России, использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, планете. Показывать на карте страны мира, их столицы.
Виды контрольно-измерительных материалов итого
Проекты 6
Проверочные работы 6
Практические работы 10
Экскурсии 1
   
А.А.Плешаков, С.А.Плешаков Окружающий мир Проверочные работы Москва «Просвещение», 2020  

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых каждой теме.3 класс

 

№ урока

                                                           Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

План Факт
  Как устроен мир? (6 ч.)      
1 Природа 1    
2 Человек 1    
3 Проект «Богатства, отданные людям» 1    
4 Общество 1    
5 Что такое экология? 1    
6 Природа в опасности! Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа 1    
  Эта удивительная природа (18ч.)      
7 Тела, вещества, частицы 1    
8 Разнообразие веществ 1    
9 Воздух и его охрана 1    
10 Вода 1    
11 Превращения и круговорот воды 1    
12 Берегите воду! 1    
13 Что такое почва? 1    
14 Разнообразие растений 1    
15 Солнце, растения и мы с вами 1    
16 Размножение и развитие растений 1    
17 Охрана растений 1    
18 Разнообразие животных 1    
19 Кто что ест? 1    
20 Проект «Разнообразие природы родного края» 1    
21 Размножение и развитие животных 1    
22 Охрана животных 1    
23 В царстве грибов 1    
24 Великий круговорот жизни. Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа 1    
  Мы и наше здоровье (10 ч.)      
25 Организм человека 1    
26 Органы чувств 1    
27 Надёжная защита организма 1    
28 Опора тела и движение 1    
29 Наше питание. Проект «Школа кулинаров» 1    
30 Дыхание и кровообращение 1    
31 Умей предупреждать болезни 1    
32 Здоровый образ жизни 1    
33 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие 1    
34 Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края»,«Школа кулинаров» 1    
   Наша безопасность (7 ч.)      
35 Огонь, вода и газ 1    
36  «Чтобы путь был счастливым» 1    
37  «Дорожные знаки» 1    
38 Проект «Кто нас защищает?» 1    
39 Опасные места 1    
40 Природа и наша безопасность 1    
41 Экологическая безопасность. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа 1    
  Чему учит экономика? (12 ч.)      
42 Для чего нужна экономика? 1    
43 Природные богатства и труд людей -основа экономики 1    
44 Полезные ископаемые 1    
45 Растениеводство      
46 Животноводство 1    
47 Какая бывает промышленность 1    
48 Проект «Экономика родного края» 1    
49 Что такое деньги? 1    
50 Государственный бюджет 1    
51 Семейный бюджет 1    
52 Экономика и экология 1    
53 Экономика и экология.  Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика?». Проверочная работа 1    
  Путешествие по городам и странам (15 ч.)      
54 Золотое кольцо России 1    
55 Золотое кольцо России 1    
56 Золотое кольцо России 1    
57 Проект «Музей путешествий» 1    
58 Наши ближайшие соседи 1    
59 На севере Европы 1    
60 Что такое Бенилюкс? 1    
61 В центре  Европы 1    
62 По Франции и Великобритании 1    
63 По Франции и Великобритании 1    
64 На юге Европы 1    
65 По знаменитым местам мира. 1    
66 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие 1    
67 Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» 1    
68 Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» 1    

 

 

ЛИСТ

КОРРЕКТИРОВКИ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

по учебному предмету

Окружающий мир

класс 3

 

Срок реализации программы 2020 - 2021  учебный год

 

  

урока

Даты по основному ТП

Даты проведения

Тема

Кол-во

часов

 

Причина

корректировки

 

Способ

корректировки

По плану Дано
               
               
               
               
               
               
               

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow