В мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы. опрокинулся и затонул

Работы

— жить в образах

— сливаться с чувством автора

— воздействовать на наше сознание

— выделяться автором

— восприниматься читателями

— углубляться т. д.

Пафос — эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому, отличающегося большой силой чувств.

Пафос может быть:

— драматическим

— сатирическим

— трагическим

— комическим и т. д.

Композиция — определенная организация, построение текста, расположение его частей.

Жанр — вид произведения, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Троп — слово или оборот в переносном, иносказательном смысле.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Гипербола — образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:

Снег валил с неба пудами.

Метафора — скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре автор создает образ — художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе

в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы... опрокинулся и затонул.

Метонимия — перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки:

Скоро ли обед? — спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру); Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского....

Оксюморон — сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось...

Олицетворение — один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Сравнение — одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза. Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца. Бывают сравнения, которые передаются формой сравнительной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает холоднее родника; Земля нежнее пуха лежала перед ним. Есть сравнения, которые включаются в предложениес помощью слов похож, подобен, напоминает :...бабочки похожи на цветы. Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:

1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков

зажгли ночь;

2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом «так»): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

Эпитет — слово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. е.

красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом какое-нибудь отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

1) существительное: болтушка сорока;

2) прилагательное: роковые часы;

3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев;

но чаще всего эпитеты выражаютсяс помощью прилагательных, употребленных в переносномзначении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

Анафора, или единоначатие, — это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для усиления высказанной мысли, образа,

явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душ у в этот момент?

Антитеза — резко выраженное противопоставление

понятий, положений и образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т. д. «Не отстать тебе. Я — острожник, / Ты — конвойный. Судьба одна» (М. Цветаева).

Восклицательные частицы — способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно не беречь счастье! Восклицательные

предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!

Инверсия обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа действия — перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи : Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

Повтор — сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т. д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.  

Риторические вопросы и риторические восклицания особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?

Аллегория — изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши — аллегория медицины. В отличие от символа, аллегория однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности.

Амфибрахий —трехсложная стопа, в которой ударный слог находится между двумя безударными ; «О милые плуты! Кто часто их видел, / Тот, верю я, любит крестьянских детей...» (Н. Некрасов).

Анапест трехсложная стопа, которой два первые слога — безударные, а последний — ударный : «Меж высоких хлебов затерялося / Небогатое нише село...» (Н. Некрасов).

Дактиль трехсложная стопа с ударением на первом слоге : «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).

Баллада — жанр лирической поэзии, носящий повествовательный сюжетный характер («Светлана» В.А. Ж уковского,«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).

Вымысел художественный одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности.

Драма — 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах. В драме изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.

Жанр исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующая внутри определенного вида литературы (эпоса, лирики, драмы).

Завязка — начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.

Классицизм метод и направление в литературе X V в — начала X IX в., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма — конфликт общественных и личных начал, долга и чувства. Классицизм стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов. Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса. 3 единства: времени, место и действия. Представители русского классицизма: Г.Р. Державин, М.В, Ломоносов,

Комедия —   жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» И.В. Гоголя).

Конфликт противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.

Кульминация высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

Лирика — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение (лирика А.С. Пушкина, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского).

Лирический герой — о браз того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Лирическое отступление высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении (лирические отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина).

Лироэпос жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).

Литература, художественная литература — вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (фольклора).

Род литературы —   обобщенный тип литературы, основной способ построения произведений, отличающийся от других таких же способов соотношения мира и человека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак — это повествование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма).

Модернизм общее название направлений искусства и литературы конца X IX — начала X X в., выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.

Монолог речь действующего лица, обращенная к себе или другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик.

.

Образ автора способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплощение сути произведения. Образ автора не тождествен образу повествователя или образу рассказчика. Он объединяет всю систему образов произведения — и персонажей, и рассказчика. Первый опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину

(«Евгений Онегин»).

Ода жанр лирической поэзии, в классицизме — торжественное прославляющее произведение. В X V I— X V n i вв. — жанр высокой лирики (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).

Повесть прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет

интриги и расчлененности (в отличие от романа), сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах. Естественное течение жизни во времени и пространстве, как бы лишенные авторского вымысла и драматического сгущения события — специфическая установка автора повести.

Поэма — поэтический жанр большого объема. В древности и в Средние века отличительными чертами поэмы были историчность и героичность содержания, его легендарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и позиции личности с историческими или социальными силами («Медный всадник» А.С. Пушкина). В современной поэме автор — участник или вдохновенный комментатор событий (В. Маяковский, А. Твардовский). В X X в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма.

Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всегда глубже.

Развязка — разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.

Рассказ малая форма эпического рода литературы, В которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц — особенность рассказа.

Реализм понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности. Основные принципы реализма: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображения. Реализм X IX века развил и углубил  принятую от романтизма критику материального прогресса и буржуазной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М. Горького).

Ритм повторяемость однородных звуковых элементов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.

Рифма — созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением на последнем слоге), женская (с ударением на предпоследнем слоге)

и дактилическая (рифма с ударением на третьем от конца слоге); повзаимному расположению строк — смежная (аабб), охватная (абба) и перекрестная (абаб).

Роман форма эпического рода литературы, раскрывающая историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою — целых поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Романтизм художественный метод, сложившийся в конце XVIII — начале X IX в. Исключительная личность в исключительных обстоятельствах. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру — идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную

эмоциональность («Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Демон» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Алые паруса» А. Грина).

Сатира способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры — Мольер, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Сентиментализм провозглашал культ естественного чувства, природы,

был не чужд патриархальной идеализации. Представитель сентиментализма в России — Н.М. Карамзин.

Символ образ, максимально обобщенно и экспрессивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления, например символ Прекрасной Дамы у А.А. Блока.

Символизм направление в европейском и русском искусстве 1870— 1910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов. Главные представители символизма в русской литературе — В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов,Ф. Сологуб.

 Лирическое стихотворение написанное стихами литературное произведение небольшого объема

Стихотворный размер способ организации звукового состава стихотворного произведения, определяется либо числом слогов (силлабическое стихосложение), либо числом ударений (тоническое стихосложение), либо числом и расположением и слогов, и ударений (силлабо-тоническое стихосложение).

Сюжет совокупность действий, событий, в которых

раскрывается основное содержание художественного произведения.

Трагедия жанр драматургии, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновение личности с судьбой, обществом,

Фабула цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним, как,например, в «Герое нашего времени». Фабульная последовательность глав следующая: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Лермонтов, однако, выстроил сюжет в иной последовательности — в целях углубления психологического анализа характера Печорина.

Футуризм авангардистское направление. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики; в поэзии даже разрушал естественный язык (В. Маяковский, В. Хлебников).

Хорей в силлабо-тоническом стихосложении двусложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным: «Мчатся тучи, вьются тучи; / Невидимкою луной...» (А.С. Пушкин).

Деталь — одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности. Может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка (тяжелая поступь и лучистые глаза княжны Марьи в «Войне и мире», обветренные руки Базарова («Отцы и дети») и т. д.).

Элегия — жанр лирической поэзии. В новой европейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского).

Эпиграф яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью с целью помочь читателю глубже понять содержание текста.

Роман-эпопея обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Корни эпопеи лежат в мифологии и фольклоре. В X IX в.возникает роман-эпопея («Война и мир» Л.Н. Толстого).

Эпос — род литературы, повествование о минувших событиях, характеризуется предельной отстраненностью автора от предмета повествования.

Ямб в силлабо-тоническом стихосложении двусложная стопа, в которой ударный слог следует за безударным; «Какая грусть! Конец аллёй / Опять с утра

исчез в пыли...» (А. Фет).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: