Саммит Организации Объединенных Наций по климату 2019 года

Межправительственная группа экспертов по изменению климата

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) была создана Всемирной метеорологической организацией и Программой ООН ЮНЕП в целях предоставления объективных научных данных. В 2013 году были представлены наиболее полные данные об антропогенном влиянии на изменение климата. Межправительственная группа экспертов по изменению климата выпустила свой Пятый оценочный доклад, в котором с научной точки зрения рассматривается проблема изменения климата. Выводы доклада однозначны: изменение климата реально, и человеческая деятельность является основной его причиной.

Пятый оценочный доклад

В докладе представлена всеобъемлющая оценка повышения уровня моря и его причин на протяжении последних нескольких десятилетий. Также приводится оценка совокупных выбросов CO2 начиная с доиндустриального периода, и устанавливается допустимый объем выбросов в будущем, позволяющий удержать процесс потепления на уровне менее 2 °C. Около половины этого максимально допустимого объема уже было выброшено в атмосферу к 2011 году. Благодаря докладу МГЭИК мы располагаем следующей информацией:

· В период 1880–2012 годов средняя глобальная температура повысилась на 0,85 °C.

· Произошло потепление океанов, сократился объем льда и снега и повысился уровень моря. В период 1901–2010 годов среднемировой уровень моря повысился на 19 см. в результате потепления, которое привело к таянию льдов. Начиная с 1979 года объем ледового покрова в Арктическом океане сокращался в каждом десятилетии на 0,45–0,51 млн кв. км.

· С учетом существующей концентрации парниковых газов и их продолжающихся выбросов весьма вероятно, что к концу этого столетия средняя глобальная температура повысится на 1-2 °. Продолжится потепление океанов и таяние льдов. По оценкам, к 2065 году среднемировой уровень моря повысится на 24–30 см., а к 2100 году — на 40–63 см. по сравнению с уровнем 1986–2005 годов. Большинство последствий изменения климата будет сохраняться на протяжении несколько столетий, даже если выбросы парниковых газов полностью прекратятся.

Существуют тревожные свидетельства того, что превышение пороговых показателей, ведущее к необратимым изменениям в экосистемах и климатической системе нашей планеты, уже произошло. В результате потепления и засух ситуация в таких экосистемах, как тропические леса Амазонии и арктическая тундра, достигает своей критической точки. Пугающими темпами сокращается объем горных ледников, и многие поколения в будущем столкнутся с такими последствиями этого явления, как сокращение запасов питьевой воды в засушливые месяцы.

Парниковые газы

Парниковые газы вырабатываются естественным образом и играют важную роль в выживании людей и других живых существ, удерживая часть солнечного тепла и делая нашу планету пригодной для жизни. Полтора столетия индустриализации, а также сплошная вырубка лесов и применение определенных методов ведения сельского хозяйства привели к увеличению выбросов парниковых газов в атмосферу. Вместе с ростом численности населения и развитием экономики стран увеличиваются объемы их выбросов парниковых газов. Ниже приводится ряд научно установленных закономерностей:

· средняя глобальная температура непосредственно зависит от концентрации парниковых газов в атмосфере Земли;

· с начала индустриальной эпохи концентрация парниковых газов постоянно увеличивается, и вместе с ней растет среднемировая температура;

· одним из основных парниковых газов в атмосфере Земли является углекислый газ — продукт сжигания ископаемого топлива.

Глобальное потепление на 1,5 °C

В октябре 2018 года МГЭИК опубликовала Специальный доклад о глобальном потеплении на 1,5 °C. В докладе освещается ряд последствий изменения климата, которых можно было бы избежать, ограничив глобальное потепление 1,5 °C по сравнению с 2 °C, или более того.

В докладе делается вывод о том, что ограничение глобального потепления 1,5 °C потребует «быстрых и далеко идущих» переходных процессов, касающихся земельных, энергетических, промышленных систем, а также зданий, транспорта и городов. Глобальные выбросы двуокиси углерода (CO2), вызванные деятельностью человека, необходимо будет сократить к 2030 году почти на 45 % по сравнению с уровнями 2010 года, достигнув «чистого нуля» приблизительно к 2050 году. Это означает, что все остающиеся выбросы должны быть сбалансированы за счет удаления CO2 из воздуха.

Нормативно-правовые документы ООН

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата

Организации системы ООН ведут самую активную деятельность в целях спасения нашей планеты. В 1992 году на Встрече на высшем уровне «Планета Земля» была принята Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, ставшая первым шагом на пути к решению проблемы изменения климата. На данный момент состав государств — участников Конвенции является почти универсальным — Конвенцию ратифицировали и являются ее участниками 197 государств. Главная цель Конвенции — не допустить «опасного антропогенного воздействия на климатическую систему».

Киотский протокол

В 1995 году страны начали переговоры в целях укрепления глобальных мер реагирования на изменение климата. Два года спустя был принят Киотский протокол. Данный документ обязывает развитые страны — стороны Протокола сокращать выбросы парниковых газов. Первый период выполнения обязательств начался в 2008 году и закончился в 2012 году. Второй период начался 1 января 2013 года и закончится в 2020 году. Участниками Киотского протокола являются 192 государства.

Парижское соглашение

На 21‑й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата было заключено историческое соглашение по борьбе с изменением климата и активизации деятельности, необходимой для обеспечения устойчивого низкоуглеродного развития. Парижское соглашение опирается на мандат Конвенции и впервые в истории объединяет все народы, с тем чтобы предпринять решительные шаги по борьбе с изменением климата и смягчению его последствий и оказать в этом помощь развивающимся странам. Главная цель Парижского соглашения заключается в укреплении глобальных мер по борьбе с изменением климата, с тем чтобы удержать повышение глобальной температуры в этом веке в пределах 2 °C и попытаться даже снизить этот показатель до 1,5 °C.

Парижское соглашение было подписано в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке 22 апреля 2016 года, в Международный день Матери-Земли, главами 175 государств. Это стало рекордным количеством стран, подписавших международное соглашение в один день.

Саммит Организации Объединенных Наций по климату 2019 года

Июль 2019 года был самым жарким месяцем в истории. Об этом сообщил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Также Гутерриш призвал лидеров «большой семерки» принять меры по спасению планеты от медленной, но ужасающей гибели.

В сентябре 2019 года Генеральный секретарь ООН провел Саммит по климату, на котором обсуждались проблемы в данной области. Мировые лидеры выступили с докладами о предпринимаемых мерах и запланированных мероприятиях в преддверии Конференции ООН по климату, которая состоится в 2020 году. Саммит был посвящен ключевым областям, в которые имеют наибольшее значение для решения задач в области изменения климата — тяжелая промышленность, природные решения, города, энергетика и финансирование мер по борьбе с изменением климата. Мировые лидеры сообщили о предпринимаемых мерах и о перспективных планах действий, о реализации которых они доложат в 2020 году на Конференции ООН по климату, на которой обязательства будут обновлены и возможно расширены. На закрытии Саммита Генеральный секретарь отметил, что была задана положительная динамика, усилено сотрудничество, и поставлены новые цели, однако предстоит пройти еще долгий путь.

Проанализировав деятельность международно-правового механизма по охране окружающей среды, можно подвести итог о проблематике эффективности его функционирования. Представляется возможным выделить базовые проблемы, которые являются наиболее приоритетными в данной сфере.

Во-первых, отсутствие эффективных международно-правовых источников регулирования ставит под угрозу существование отрасли международного экологического права в целом.

Во-вторых, на сегодняшний день существует множество международных договоров и конвенций регулирующих природоохранную деятельность государств, однако все они имею фрагментарный и узконаправленный характер. Критичным для развития международно-правового механизма охраны окружающей среды является отсутствие универсальной и всеобъемлющей Конвенции, которая бы закрепила и упорядочила основные начала правового регулирования охраны окружающей среды на международно-правом уровне, тем самым упраздняя фрагментарный и диспозитивный характер большинства норм.

В-третьих, фрагментация международного экологического права, отсутствие единого универсального кодифицирующего акта привели к расхождениям во мнениях по поводу единой классификации его принципов, без который представляется спорным существование отрасли международного экологического права в целом.

В-четвертых, институциональный международный механизм охраны окружающей среды нуждается в серьезном реформировании, так как существующие программы не способны должным образом урегулировать нарастающий кризис международных эколого-правовых отношений.

Несмотря на разветвленность действующего сейчас международного экологического права оно не имеет консолидирующего и систематизирующего данную отрасль нормативного акта. Эта проблема не разрешается и действующими эколого-правовыми актами общего характера (Стокгольмская декларация по окружающей среде, Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, Всемирная хартия природы). Эти акты не имеют обязательной юридической силы, а поэтому отраженные в них принципы природопользования являются, по сути, общими рекомендациями для соответствующих стран.

Другие международные эколого-правовые акты не имеют универсального характера. Они отличаются между собой предметом регулирования, масштабом действия, принявшими их субъектами, уровнем обеспечения. Немало из этих актов содержит существенные противоречия и не вписывается в современную доктрину международно-правовой охраны окружающей среды.

Таким образом международное сообщество, по сути, осталось без общепризнанного и централизованного регулятора экологического состояния планеты. Механизм защиты окружающей среды должен быть основан на системе специальных принципов функционирования. Думается, что деятельности отдельных субъектов недостаточно, так как проблема носит глобальный, общемировой характер и для ее решения необходимо сплочение усилий всех государств под единым механизмом правового регулирования – создание универсальной всеобъемлющей Конвенции по охране окружающей среды с закреплением в ней основополагающих императивных начал, которые бы упорядочили и кодифицировали международное экологического право.

Изменение климата – это уже реальность, и если не принять советующие меры, не сплотить усилия всех государств, то в будущем не будет ни чистой питьевой воды, ни свежего воздуха, отдельные виды животных прекратят свое существование. Изменение климата повлечет необратимые последствия, которые с нарастающей быстротой становятся условиями сохранения привычной для человека среды и выживания всего человечества в целом.

Спасибо за внимание,

Желаю успехов в работе представителям стран и надеюсь, что вам удастся выработать рациональное решение и создать программу действий, направленных на нивелирование влияния на права каждого из нас и защиту нашей планеты от нарастающего кризиса изменения климата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: