Некоторые аспекты южно-русской школы живописи

Виктор Евгеньевич Калашников

 кандидат искусствоведения

член Комиссии по живописи Союза художников России

Наталья Анатольевна Молодцова

член Комиссии по молодежному искусству

Союза художников России

(г. Москва)

 

 

Некоторые аспекты южно-русской школы живописи

 

Русская национальная школа живописи — явление уникальное. Каждый её представитель имеет своё творческое лицо, его произведения узнаваемы, и любой зритель среди работ мастера может найти ту, что ему близка. При всём разнообразии направлений, складывающихся в общий ансамбль русского реализма, всегда можно отличить нашего современника от представителя другой изобразительной культуры. Особость же русской школы следует искать в, порой неосознаваемом самими авторами, стремлении к созданию многосложного образа, основанного на обилии ассоциаций как жизненной, так и чисто художественной природы.

Обладает своеобразием и искусство каждого из регионов России. Так, южно-русская школа, конечно не сводимая к нескольким простейшим чертам и понимаемая как некое единство лишь с большими допущениями, может быть охарактеризована в общем стремлением к пластической и смысловой обобщённости образов, обретающей убедительность благодаря острой выразительности. Изобразительный язык мастеров Юга России отличается ясностью, образное мышление — метафоричностью, раскрывающей в малом большое.

Представитель искусства Юга России, Донского края Владимир Иванович Донец – художник со сложившимся выразительным авторским почерком. Он окончил один из сильнейших в России художественных факультетов в Ростовском пединституте. Его деятельность в значительной мере определила лицо южнорусской живописной школы. Характерным для неё является умение мастеров обобщать и пластику, и смыслы, воплощённые в картине.

К тому следует добавить, что Донец, как выпускник худ-графа со специальностью художник-педагог обладает определённой универсальностью. Осваивая не только изобразительные виды пластических искусств — живопись, графику, скульптуру — худграфовцы на практике постигают и декоративно-прикладное творчество, и приобретают опыт в монументально-оформительском искусстве. Наверное, поэтому в станковых вещах таких авторов иногда можно увидеть и некоторую декоративную условность в цветовой палитре, точнее — свободу в построении колорита, и, что ещё важнее, уверенную работу с конструированием планов, с деталями, смелую организацию острой композиции, творческий подход к выбору материалов. Среди произведений Владимира Ивановича можно встретить картины и этюды, написанные маслом, и графические листы — акварельные пейзажи, карандашные и пастельные наброски. Для каждого случая он находит пластический ход, образное решение, композиционный строй, определяет расстановку акцентов и меру внутренней динамики.

Разнообразны по своим решениям акварели Владимира Ивановича (начать анализ творчества художника стоит с этого материала, так как он, пожалуй, в наибольшей мере повествует об особенностях мышления живописца) — подготовительный рисунок мягким графическим материалом выступает как дополнительный живописный компонент. Где-то карандашная линия превращается в контурную обводку, где-то используется как тень, а иногда и образует некую плоскость, моделирующую форму предмета. В иных же акварельных пейзажах автор совсем отказывается от линеарного компонента. Тогда акварель становится подлинно живописной: с нежными переходами между тонами, с мягкими затёками краски, прозрачность которой позволяет использовать в качестве цвета белизну бумаги. То с предельным обобщением и работой большими плоскостями, то с обыгрыванием мазка, раскрывающего свойства натуры. Владимир Донец умеет достичь блестящих эффектов, мастерски решая композиционные и изобразительные задачи в различных по технике работах. А в чисто графических листах художник умело обходится ограниченными, даже минимальными средствами. Выбирая для пастелей тонированную бумагу, он работает буквально двумя-тремя цветами, варьируя насыщенность штрихов, создаёт раскладку на три тона, оживляя рисунок пластичной контурной проработкой или штриховкой. Идя таким путём, автор сохраняет начальную свежесть образа и неуловимость первого впечатления, не «замученного» длительным и многократным перекрыванием слоёв.

Но всё же, работа маслом является важнейшей ипостасью художника. Живописная кладка в холстах Донца может быть сложной с богатой фактурой или почти в протирку полусухой кистью, когда остается виден холст или подложка, цвет может использоваться локально-обобщающе или рассыпаться даже в небольшом фрагменте на множество оттенков, а мазок превращается то в дрожащий рельефный динамичный красочный порыв, формирующий терзаемую ветром крону, то, почти расчерчивая плоскость параллельными цветными полосами, укладывает водную гладь, то, становясь неуловимо лёгкой и невероятно воздушной, создаёт тончайшие переходы в живописном небе.

Изобразительный язык — равно артистичный и экспрессивный — глубоко органичен тематике произведений Владимира Ивановича. В портретах мастер передаёт не только сходство, но и настроение модели, душевное состояние, а ма́стерская декоративная разделка, например, в деталях одежды и атрибутики, усиливает психо-эмоцинальную составляющую художественного образа. В целом портреты стилистически охватывают обширный диапазон от подробно-реалистически разработанных во всей пластической полноте до решённых плоскостно, с чётко обозначенным контуром, с цельным цветовым силуэтом. В пейзаже автор старается создать «портрет места», фиксируя и архетипические черты, и те, что отличают изображаемую местность – береговая линия, мостки у кромки воды, чередование пашни, луга и леса… Выбор ракурсов тоже разнообразен — взгляд сверху не только разворачивает перед зрителем панораму, открывающуюся с холма, но и концентрирует взгляд на небольшом фрагменте воды с отражённым в ней небом. А вид снизу представляет то лодки у берега, когда зрителю видны только их покатые бока и задранные носы, то вид от опушки леса сквозь ближние ветки кустов; или строит композиции на форсированных деталях, когда характерная черта усиливается, подчеркивая индивидуальный образ пейзажа.

Много в иконографии художника архитектурных пейзажей, особенно с изображением храмовых построек — церквей, колоколен, часовен — проверенных временем мотивов, всегда задающих и смысл, и композиционную собранность. Хотя можно сказать, что в этих работах для автора важно и формальное решение, а не только живописная трактовка, прорисовка деталей и условная цвето-тональная раскладка объёмов, вписывание в световоздушную среду. Но в целом в архитектурных пейзажах Владимир Донец использует весь арсенал художественных средств, доступных в масляной живописи, создавая не просто вид, фиксирующий тот или иной ландшафт, но создавая пейзаж-картину.

Заядлый охотник, автор часто возвращается в своём творчестве к теме охоты. Человек, притаившийся в камышах на берегу туманного озера поутру, готовый к выстрелу, всадник, несущийся на лошади в сопровождении гончих, добытчик, возвращающийся через поле, или застывшая на мгновение, готовая к рывку охотничья собака — эти сюжеты отмечены эмоциональной наполненностью. Причастный древнейшему промыслу человечества, Донец прежде всего интересуется особым состоянием, ведомым лишь охотнику, создаваемым контрастом ожидания и азарта.

Работая в различных жанрах и над разными темами, Донец всегда выстраивает формально выверенные композиции, организуя порой остро геометризированную структуру картины. Угол комнаты с дверным проёмом, стоящий на открытой веранде мольберт, навес на полевом стане — эти элементы дают работам ясную осевую сетку прямых линий. Обрыв, озеро, упругие дуги мысов на Маныче — такие части пейзажа основаны на наслоении овалов и словно образуют пластический и смысловой «водоворот». Несущие погибшего товарищи бойцы, или казачки на сенокосе сообщают монументализированную тектонику холстам. Человек своего времени, обогащённый жизненным опытом, Донец в последние годы зачастую оперирует с образами, проникнутыми иронией и самоиронией, то несколько игривой, как в триптихе «Сочи, отдых» (Подражание Гавриляченко С.А.) 2016 года или «Сочи. Пеликан Саша» 2018 года, то обретающей социальные смыслы («Сочи. Мерседес», 2016), что удивительным образом расширяет поле образности его творчества, определяемое ещё и тонким лиризмом, и философичностью поэтических произведений художника. Tempora mutantur …

Меняясь, его искусство сохраняет важнейшее качество: каждая работа Владимира Ивановича основана на глубоком обобщении, подчёркивающем самое значимое в образе, и на точно подмеченных деталях, выявляющих самое характерное, запоминающееся в воплощаемом художником образе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: