В зависимости от выделения существенных признаков подходы к классификации конфликтов могут быть самыми разными. Для управленческой конфликтологии предпочтителен свой подход. Нужно, в частности, более отчетливо представлять как основные элементы конфликтов, так и многообразие способов их проявления, развертывания и регулирования, источники и непосредственные причины происхождения конфликтных ситуаций, интересы и мотивы противостоящих сторон, движущие силы противоборства, функции конфликтов, их роль в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы (коллектива) и общества в целом. В плане управления персоналом приоритетно предметное изучение конфликтов производственно-экономического типа, которые главным образом связаны с практикой хозяйствования, отношениями людей в сфере труда и предпринимательской деятельности, удовлетворением материальных и духовных потребностей работников, их социальной защитой, устройством быта, отдыха и досуга. Классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает находить возможные пути их разрешения.
По сферам проявления конфликты делят на производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия; идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах; социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека, и семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений. Если работников связывают родственные отношения, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.
По масштабам, длительности и напряженности выделяют конфликты: общие и локальные; бурные быстротекущие, кратковременные, возникающие на основе индивидуальных психологических особенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон; острые длительные, затяжные, возникающие при наличии глубоких противоречий; слабовыраженные и вялотекущие, возникающие на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон; слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхностными причинами, они носят эпизодический характер.
По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на: внутриличностные, которые связаны со столкновением противоположно направленных имманентных мотивов личности; межличностные при столкновении интересов двух личностей; межличностно-групповые, при которых противоборствующими сторонами являются, с одной стороны, личность, а с другой — группа; межгрупповые, возникающие при столкновении интересов двух социальных групп.
По предмету конфликта различают конфликты реальные (предметные), имеющие четкий предмет, и нереальные (беспредметные), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жизненно важный только для одной стороны.
По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Это может быть имущество, должностная вакансия или размер оплаты труда — все то, что представляет собой предмет личных, групповых или общественных интересов. Субъекты конфликта — работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.
По непосредственным причинам возникновения конфликты выступают как организационные, т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка; эмоциональные, связанные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия других людей, расхождением во взглядах и т.п.; социально-трудовые, вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп; деловые и личностные.
Конфликты коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчинения и неподчинения. Особую печать несет вертикальный конфликт (как «сверху вниз», так и «снизу вверх»), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель — подчиненный, работодатель — работник и т.п.). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажется на ходе и развязке конфликта.
По социальным последствиям конфликты бывают: позитивные, когда разрешение конфликта способствует развитию организации, и негативные, ведущие к ухудшению деятельности организации; конструктивные, в основе которых лежат объективные противоречия, способствующие совершенствованию деятельности организации, и деструктивные, в основе которых лежат субъективные причины, способствующие росту социальной напряженности и ухудшению деятельности организации; созидательные, способствующие процветанию организации, ее бурному развитию, и разрушительные, ведущие к разрушению социально-экономической системы.
По формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е. спонтанно возникшим, и инициативным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности.
По способам и масштабам урегулирования (разрешения) конфликты разделяются на антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближения взглядов, интересов, целей. Каждый человек, любая социальная группа обнаруживают присущую только им манеру общения, налаживания и поддержания отношений, особый стиль поведения в конфликтных ситуациях. От степени гибкости поведения противоборствующих сторон в антагонистическом или компромиссном конфликте зависят способ и масштаб его урегулирования. Конфликт может быть разрешен полностью, частично и привести к сотрудничеству участвующих сторон.
В зависимости от выделенных оснований конфликты имеют специфические способы их разрешения.
3. Причины конфликтов.
Причина конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Исходя из нашего определения, важно заметить, что конфликт возникает, когда имеются объективные события, факты или ситуации, и есть связанная с ними деятельность субъектов социального взаимодействия. Например, ограниченные ресурсы или неудовлетворительные коммуникации сами по себе не могут вызвать конфликт или стать причиной конфликта до тех пор, пока они не будут включены в процесс социального взаимодействия и не станут предметом столкновения интересов различных субъектов. Схематично данный процесс можно представить следующим образом: (с.27 С.М.Емельянов Управление конфликтами в организации).
Среди огромного множества причин конфликтов выделим общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.
Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.
Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.
Социально-психологические причины отражают социально- психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.
Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).
Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:
- неудовлетворенность условиями деятельности;
- нарушение служебной этики;
- нарушение трудового законодательства;
- ограниченность ресурсов;
- различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
- неудовлетворительные коммуникации.
При анализе общих и частных причин следует иметь в виду, что первые из них существуют и функционируют над организацией, за ее пределами, они составляют внешнюю среду организации, и в силу этого мы не можем их изменить. Нам остается лишь их учитывать в процессе управления организацией в целом и при управлении конфликтами в частности. Что же касается частных - мы можем влиять на них — изменять, корректировать и т.д. Во многом эти причины являются результатом системы руководства и управления в организации.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов. Содержание деятельности субъектов социального взаимодействия в конкретной сфере — в семье, организации, межличностном общение и т.п. — сводится к реализации предписанных им функций. В ходе реализации этих функций субъектами социального взаимодействия в силу тех или иных обстоятельств (объективных причин) могут создаваться ситуации, приводящие к острым противоречиям. Такие ситуации мы будем называть — конфликтными. Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод. Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов и их разрешением, важное значение имеет классификация конфликтных ситуаций.
Наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций представлены в табл.
ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
ХАРАКТЕР КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ | ПРОЯВЛЕНИЯ |
Недобросовестное исполнение обязанностей | Нарушение трудовой дисциплины Брак в работе |
Неудовлетворительный стиль управления | Ошибки в подборе и расстановке кадров Ошибки в организации контроля Просчеты в планировании Нарушение этики общения |
Неадекватное представление о конкретных ситуациях | Неправильные оценки, суждения по поводу действий других субъектов социального взаимодействия Ошибки в выводах по конкретным ситуациям |
Индивидуально-психологические особенности личности | Нарушение правил взаимоотношений Нарушение этики общения |
Низкая профессиональная подготовка | Брак в работе Неспособность принять адекватное решение |
В конечном итоге конфликтная ситуация приводит социальное взаимодействие к конфликту. Отсутствие же конфликтной ситуации создает условия для протекания социального взаимодействия в форме сотрудничества или конкуренции.
Связывая конфликтную ситуацию с деятельностью субъектов социального взаимодействия, мы решаем очень важную практическую задачу, направленную на выявление конфликтных ситуаций и влияния на них. Согласно нашему подходу носителем конфликтных ситуаций являются субъекты социального взаимодействия. Они создают их осознанно или неосознанно в результате неадекватных действий (ошибки, нарушения, просчеты и т.п.). Работая с конкретным субъектом социального взаимодействия, мы можем прогнозировать конфликтные ситуации, предупреждать или устранять их, тем самым, прогнозируя, предупреждая или разрешая сам конфликт.
Существуют и другие классификации объективных причин, которые могут стать источником конфликта: (КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩИХ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ ПО М. МЕСКОНУ, М. АЛЬБЕРТУ И Ф. ХЕДОУРИ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ ПО Р. ДАРЕНДОРФУ).
Задание для самостоятельного изучения. Приведите классификацию причин по М. МЕСКОНУ, М. АЛЬБЕРТУ И Ф. ХЕДОУРИ и по Р. ДАРЕНДОРФУ. Проанализируйте данные классификации на соответствие с приведенной в лекции.
Динамика конфликта
1.Динамика конфликтов включает в себя стадии и фазы, следующие друг за другом в определенной последовательности. Выделяют четыре стадии развития:
1.Предконфликтная стадия.
2.Собственно конфликт.
3.Разрешение конфликта.
4.Послеконфликтная стадия.
Рассмотрим каждую из стадий подробнее.
1. Предконфликтная стадия – стадия зарождения конфликта. Эта стадия включает конфликтную ситуацию, возникновение разногласий, появление сигналов конфликта, в том числе инцидентов. Происходит осознание интересов каждой из сторон, появляется враждебность между ними. Например, намечается сокращение штатов, кто будет сокращен неизвестно, но есть предмет конфликта, возникает напряженность в отношениях.Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению конфликтной ситуации. Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:
1. Напряженность – появление негативных установок, искажение восприятия другой стороной. Возникают противоречия по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия, предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид.
2. Кризис – споры, расхождение, разногласия. Утрачивается контроль над эмоциями. Стороны стремятся доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами. На 1 и 2 фазе ситуация еще может улучшиться, и стороны найдут возможность договориться ил начнется открытое противоборство.
3. Инцидент – кратковременное столкновение, соперничество, формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28.08.1914 г., стало формальным поводом для начала первой мировой войны. Хотя объективно напряженность между Антантой и Германским военным блоком существовала уже много лет. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая третья сила, преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Таким образом, инцидент способствует разрушению структур взаимодействия; переходу от взаимных
обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование «образа врага» и установка на борьбу. Конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три варианта поведения конфликтующих сторон:
1. Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс.
2. Одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта).
3. Инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентации) сторон.
2. Стадия развития конфликта (собственно конфликт). Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Каждый конфликт является в определенной степени уникальным, но можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии развития:
1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.
2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым. «И если ему ничто не мешает, он начинает как бы питать сам себя, порождая все новые и новые основания дальнейшего развития».
3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.
3. Стадия разрешения конфликта. Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д. Конфликты могут решаться цивилизованно, в рамках законности или вестись до полного уничтожения противника (абсолютные конфликты)
В процессе развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника. Тогда наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации — невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.
3. Стадия разрешения. На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:
1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;
3) борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов;
4) стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;
5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.
Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами. Рассмотрим некоторые из этих способов.
1.Устранение или замена предмета конфликта.
2.Устранение одной стороны участников конфликта.
3.Изменение позиции одной из сторон.
4.Приход участников конфликта к единому решению или обращение к арбитру при условии подчинения любому его решению.
Один из вынужденных методов завершения конфликта — принуждение. Например, военный конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами. Миротворческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров.
Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление достигнутых договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают боевых действий, но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах.
Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон и включают возможные процедуры.
1.Признание наличия конфликта.
2.Утверждение процедурных правил и норм.
3.Выявление основных спорных вопросов (оформление «Протокола разногласий»).
4.Исследование возможных вариантов решения проблем.
5.Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулирования конфликта в целом.
6.Документальное оформление всех достигнутых договоренностей.
7. Выполнение всех принятых взаимных обязательств. Переговоры могут отличаться как уровнем договаривающихся сторон, так и существующими разногласиями. Но основные процедуры (элементы) переговоров остаются неизменными.
Метод «принципиальных переговоров» или «переговоров по существу», разработанный в рамках Гарвардского проекта по переговорам, изложенный в книге «Путь к согласию, или переговоры без поражения» Роджером Фишером и Уильямом Юри, сводится к четырем пунктам.
1. Люди. Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров.
2. Интересы. Сосредоточьте внимание на интересах, а не на позициях.
3. Варианты. Выделите круг возможностей, прежде чем принимать решение.
4. Критерии. Настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме.
В основу переговорного процесса может быть положен метод компромисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод консенсуса, ориентированный на совместное решение существующих проблем.
Методы ведения переговоров и их результаты зависят не только от отношения между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, отношения с союзниками и других внеконфликтных факторов.
4. Послеконфликтная стадия. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:
• насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели;
• какими методами и способами велась борьба;
• насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);
• насколько велика степень ущемленности чувства собственного
достоинства той или иной стороны;
• удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное
напряжение сторон;
• какие методы были положены в основу переговорного процесса;
• насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
• навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или
явился результатом взаимного поиска решения конфликта;
• какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
Если стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы. Наиболее прочным является мир, заключенный на основе консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью разрешенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудничества.
При любом варианте разрешения конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени. Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. Например, чеченская война буквально заставила высшее российское руководство по-новому строить свои отношения с чеченской республикой Ичкерия, по-новому взглянуть на ситуацию во всем Кавказском регионе и более реально оценить боевой и экономический потенциал России.
На разных этапах конфликта существует различная вероятность его разрешения.
1. Предконфликтная стадия. На начальной фазе вероятность разрешения конфликта составляет 92%. Поэтому необходимо максимально использовать все возможности по предупреждению конфликта.
2. Стадия развития конфликта. Вероятность разрешения конфликта снижается до 46%. Еще сохраняется реальная возможность остановить конфликт, но сделать это уже не просто.
3. Пик конфликта. Возможности разрешения конфликта на этой фазе сокращаются до 5%, и усилия медиатора должны быть направлены на снижение уровня противоборства между конфликтантами. Пытаться разрешить конфликт на данной фазе нет смысла.
4. Фаза спада. На этой фазе отмечается рост возможностей по разрешению конфликта до 20%. Основными факторами, препятствующими разрешению конфликта на фазе спада, могут стать некорректные взаимные действия субъектов конфликта.