Описание схемы устройства

Устройство для проверки работоспособности блоков световой сигнализации Л159М непосредственно на локомотиве

Блоки световой сигнализации Л159М используются на тепловозах серий ТЭМ-2,
ТЭМ-7 и предназначены для включения предварительной световой сигнализации продолжительностью 5… 8 секунд до свистка электропневматического клапана (ЭПК) при периодической проверке бдительности машиниста совместно с устройствами АЛСН.

Согласно руководству по эксплуатации (шифр Л159М.00.00 РЭ), не реже 1-го раза в год, блок Л159М должен быть снят с локомотива и, проверен по методике, описанной в этом руководстве. Предлагаемое устройство позволяет провести проверку блока без снятия с локомотива, а также облегчает поиск неисправности устройств безопасности в системах АЛСН, оснащенных блоками Л159М.

Применение предлагаемого устройства повышает экономическую эффективность при проведении технического обслуживания локомотивов за счет снижения времени регламентных работ, а также за счет уменьшения времени поиска неисправности в системе АЛСН.


Описание схемы устройства.

Устройство подключается стандартными разъемами в разрыв подключения блока Л159М к схеме АЛСН (Рис.1, Приложение 1). Схема работает следующим образом. Все три реле блока Л-159М получают питание по цепи «ЭПК1» и своими контактами замыкают цепи питания катушки ЭПК (контакты KV1.3 и KV2.3) и цепь «Н» - «РБ3». При периодической проверке бдительности машиниста пропадает напряжение на клемме «ЭПК1» общего ящика (ОЯ), реле KV1 – KV3 остаются включенными в течении 5…8 с за счет разряда конденсатора С2. Машинист, при загорании ламп предварительной сигнализации «ПСС» может восстановить схему АЛСН, отпуская педаль бдительности и этим подавая напряжение 50В на клемму «РБ3» ОЯ по цепи: клемма «Н», контакты KV3.3, клемма «РБ3».

Если в течении выдержки времени машинист не подтвердит свою бдительность, реле KV1 – KV3 обесточатся, контакт KV3.3 разомкнется и для предотвращения срыва ЭПК и восстановления схемы АЛСН машинист должен встать и нажать верхнюю рукоятку бдительности «РБС».

После восстановления схемы АЛСН напряжение на клемме «ЭПК1» вновь появляется и реле KV1 – KV3 становятся под ток.

Предлагаемое устройство при подключении его к схеме АЛСН с блоком Л159М позволяет проверить технические характеристики блока Л159М (выдержку времени предварительной световой сигнализации), а также проконтролировать наличие или отсутствие напряжений в цепях «Н», «ЭПК1», «ЭПК2», целостность контактов реле К1 АЛСН и реле KV1, KV2, KV3 блока Л159М.

Для удобства работы при проведении измерения выдержки времени на устройстве включается тумблер «ПЕДАЛЬ», позволяющий проводить проверку работоспособности блока Л159М при остановленном дизеле и отсутствии воздуха в тормозных цилиндрах.

Горящий индикатор «РБ3» сигнализирует об исправности контактов KV3.3 при наличии напряжения на контакте 3 («Н») блока Л159М.

По загорающему индикатору «ЭПК-1» (при выключенном тумблере) можно проверить исправность замыкающих контактах реле К1.1 и педалей бдительности «ПБ1» и «ПБ2», а также наличие напряжения на клемме «ЭПК1» ОЯ.

Горящий индикатор «Н» сигнализирует об исправности контактов К1.2 и размыкающих контактов педалей бдительности.

И наконец, наиболее информативный индикатор «ЭПК-2», при его помощи можно проверить исправность контактов KV1.3, KV2.3 и цепей питания катушки ЭПК. Так, при находящихся под током реле KV1 – KV3 и исправных контактах KV1.3 и KV2.3 индикатор «ЭПК-2» должен погаснуть.

Свечение этого индикатора «вполнакала» свидетельствует об обрыве в цепи питания ЭПК (возможно виновата контактная группа или клемма подключения катушки). И наконец, свечение этого индикатора на полную яркость свидетельствует о неисправных контактах KV1.3 или KV2.3, если в этом случае нажать на кнопку «ЭПК» питание катушки ЭПК должно восстановиться.

Опыт эксплуатации показал, что наиболее частой причиной выхода из строя блока Л159М является неисправность контактов реле KV1.

Процесс проверки блока Л159М с помощью предлагаемого устройства происходит следующим образом. В случае отсутствия воздуха в тормозных цилиндрах и чтобы постоянно не держать нажатой педаль бдительности, включают тумблер «ПБ», напряжение с клеммы «Н» подается на контакт 2 («ЭПК1») Л159М и реле блока становятся под ток. При выключении этого тумблера генератор начинает вырабатывать звуковые импульсы с периодом следования 1 секунда, подсчет этих импульсов свидетельствует об установленной выдержке предварительной световой сигнализации. По окончании этой выдержки контакты реле KV1.3 и KV2.3 размыкаются, появляется свисток ЭПК и прекращается отсчет секундных импульсов.

При наличии воздуха в тормозных цилиндрах срабатывает реле К1, в этом случае отсутствует напряжение в цепи «Н», тумблер «ПБ» включать не требуется, а для проверки времени выдержки блока необходимо нажать кнопку «ВК».

Генератор секундных импульсов («метроном») построен на двухбазовом транзисторе КТ117, и работает следующим образом (Рис.2, Приложение 2). Время заряда RC цепи (R3,C1) составляет 1 секунду и, при достижении порогового напряжения на эмиттере транзистора VT1 происходит лавинный пробой цепи Э-Б1 транзистора, конденсатор разряжается на звуковой излучатель VF1. Для стабильности выдержки в качестве конденсатора С1 используется танталовый конденсатор с малыми токами утечки, а подстройка выдержки осуществляется построечным резистором R3. В качестве звукового излучателя используется электродинамический микрофон ДЭМШ-1А, применяемый в поездных радиостанциях и имеющий относительно большое сопротивление катушки. Это связано с тем, что с целью увеличения громкости для питания «метронома» используется напряжение, близкое к предельному для транзисторов КТ117 (30В) и, поэтому нельзя использовать низкоомный излучатель из-за большого импульсного тока при разрядке времязадающего конденсатора.

Запуск генератора происходит при снятии напряжения с цепи «ЭПК1» (вывод «СТОП» генератора), стабилитрон VD2 служит для ограничения питающего напряжения «метронома» на уровне 24В. Схема на двухбазовом транзисторе отличается стабильными параметрами, время выдержки не зависит от уровня питающего напряжения и, поэтому схема не нуждается в дополнительной стабилизации напряжения питания. В качестве транзистора VT1 можно использовать зарубежный аналог 2N6027, в этом случае необходимо добавить резистор сопротивлением 7,5кОм между выводами Б1 и Б2. Диоды VD1, VD3 служат для развязки цепей АЛСН от цепей генератора.

Использование предлагаемого устройства позволяет осуществлять проверку блоков Л159М не снимая их с локомотива, а также облегчает поиск неисправностей в цепях АЛСН, оснащенных этими блоками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: