Высшие психические функции

 

<...> отношение между высшими психологическими функциями было некогда реальным отношением между людьми <...> Отношение психологических функций генетически соотнесено с реальным отношением между людьми: регуляция словом, вербализованное поведение =власть – подчинение. (17.1, 53) Они – перенесенное в личность, интериоризованное отношение социального порядка, основа социальной структуры личности, их состав, генез, функция (способ действия) – одним словом их природа – социальна. Даже будучи в личности превращенными в психологические процессы, – они остаются quasi-социальными. Индивидуальное личностное – не contra, а высшая форма социальности. (17.1, 54) <...> всякая высшая психическая функция, возникающая в процессе исторического развития человека, появляется на сцене дважды: сначала как функция социально-психологического приспособления; как форма взаимодействия и сотрудничества между людьми, как категория интерпсихологическая; затем – как форма индивидуального приспособления, как функция психологии личности, как категория интрапсихологическая. (8.3, 450) Высшие психические функции развились как высшие формы деятельности, которые имеют ряд отличий от элементарных форм соответствующей деятельности! <...> Основным законом эволюции животного мира является закон психического развития по чистым линиям <...> Вещь вне определенной ситуации для животного не существует.

<...> на первом плане развития высших психических функций стоит не столько развитие каждой психической функции («развитие по чистой линии»), сколько изменение межфункциональных связей, изменение господствующей взаимозависимости психической деятельности ребенка на каждой возрастной ступени. (8.2, 368 – 369) <...> Некоторые выводы, связанные с важнейшими правилами, которые управляют интересующим нас процессом развития:

1. История развития каждой из в.п.ф. является не прямым продолжением и дальнейшим усовершенствованием соответствующей элементарной функции, но предполагает коренное изменение направления развития и дальнейшее движение процесса в совершенно новом плане; каждая в.п.ф. является, таким образом, специфическим новообразованием. <...>

2. В.п.ф. не надстраиваются, как второй этаж, над элементарными процессами, но представляют собой новые психологические системы, включающие в себя сложное сплетение элементарных функций, которые, будучи включены в новую систему, сами начинают действовать по новым законам; каждая в.п.ф. представляет, таким образом, единство высшего порядка, определяемое в основном своеобразным сочетанием ряда более элементарных функций в новом целом.

3. При распаде в.п.ф., при болезненных процессах в первую очередь уничтожается связь символических и натуральных функций, вследствие чего происходит отщепление ряда натуральных процессов, которые начинают действовать по примитивным законам, как более или менее самостоятельные психологические структуры. Таким образом, распады в.п.ф. представляют собой процесс, с качественной стороны обратный их построению. (1.6.1, 56 – 59)

В процессе психического развития ребенка <...> происходит не только внутреннее переустройство и совершенствование отдельных функций, но и коренным образом изменяются межфункциональные связи и отношения. В результате возникают новые психологические системы, объединяющие в сложном сотрудничестве ряд отдельных элементарных функций. Эти психологические системы, эти единства высшего порядка, заступающие место гомогенных, единичных, элементарных функций, мы условно называем высшими психологическими функциями. (1.6.1, 81) <...> В.п.ф. ребенка, высшие свойства, специфические для человека, возникают первоначально как формы коллективного поведения ребенка, как формы сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. (7.1, 95) <...> высшие функции, являющиеся продуктом исторического развития человека, стоят в другом отношении к наследственности, чем функции, которые являются продуктом преимущественно эволюционного процесса развития. (7.1, 67 – 68)

См. Деятельность, Личность, Псих(олог)ические функции  

Деменция

 

<...> деменция представляется в свете нашего исследования не простым, хаотически построенным конгломератом отдельных исковерканных и утраченных функций, но определенной структурой, целостной, закономерно построенной картиной психической жизни, подчиненной общим психологическим закономерностям, приобретающим качественно-своеобразное выражение при данных конкретных патологических условиях. <...> Самым характерным <...> для структуры деменции является единство аффективных и интеллектуальных расстройств, лежащее в основе всякой формы деменции и определяющее всякий раз ее психологическую природу, ее внутреннюю структуру. (25.2, 148 – 149)

См. Структура  

Детская примитивность

 

Детская примитивность – задержка в культурном развитии ребенка (задержка в культурном развитии поведения, вызванная недостаточным овладением средствами культурного мышления). Бывает связана большей частью с тем, что ребенок по каким-либо причинам не овладел культурными средствами поведения, чаще всего – языком. (30.1, 6)

См. Культурное развитие, Поведение, Язык  

Дефект

 

Дефект – какой-либо телесный недостаток <...>. Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий <...>, ответный <...> и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на развитие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота), повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие). (11.5.10, 181 – 182)

См. Воспитание  

Деятельность

 

Связь деятельностей это есть центральный пункт в изучении всякой системы. (1.1.9, 157)

Диагностика

 

<...> В диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития. (1.5.16, 302 – 303) <...> современная практика различает несколько видов диагностики развития <...> В основе описательной диагностики лежит убеждение в том, что описательный метод позволяет избегнуть многих ошибок абсолютных психометрических определений и воспользоваться преимуществами сравнительного метода. <...> Другой вид диагностики, так называемая дифференциальная диагностика, строится на основе того же сравнительного метода исследования. (1.5.16, 315)

См. Метод, Развитие  

Диссоциация

 

Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии <...> Этот процесс <...> лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий. (11.1, 20 – 21)

См. Мышление, Понятие  

Долгота понятия

 

Мы можем представить себе дело так, что если на одном полюсе самым малым по своей подчиненности будет понятие, наиболее конкретное, наиболее наглядное, наиболее тесно связанное с действительностью в смысле простого единичного факта – факта, который отражен в этом понятии, и если на другом полюсе мы возьмем понятие, максимально абстрактное, максимально общее, включающее целую обширную сферу этой деятельности, то все остальные понятия как-то расположатся на этой оси <...>. То место, которое занимает понятие на этой оси, образно можно было бы назвать, пользуясь географическим сравнением, долготой данного понятия. Следовательно, долгота данного понятия будет обозначать то своеобразное сочетание или единство конкретных абстрактных моментов, которое содержится в данном понятии <...> если вы возьмете такое понятие, как роза, цветок, растение и организм <...>, то станет понятно, что я выстроил здесь понятия в ряд восходящих по долготе. (7.1, 278 – 280) <...> как долготу данного понятия можно обозначить место, занимаемое им между полюсами крайне наглядной и крайне отвлеченной мысли о предмете <...> как широту понятия – место, занимаемое им среди других понятий той же долготы, но относящихся к другим точкам действительности. (1.2.1, 273 – 274)

См. Понятие  

Доминанта

 

Этот принцип (доминанты) поясняет нам, откуда берется цельность и единство в человеческом поведении. (3.1, 73)... (принцип доминанты по Ухтомскому): «Нормальное отправление органа в организме есть не предопределенное, раз навсегда неизменное качество данного органа, но функция от его состояния» (А. Ухтомский) <...> весьма вероятно утверждение проф. Ухтомского, что «в высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты является физиологической основой акта внимания и предметного мышления».  (13.1, 103) В нервной системе одни из возникающих возбуждений оказываются настолько сильными, что выступают в роли главенствующих, подавляющих все прочие, отклоняющих их направление или, наконец, притягивающих их к себе и увеличивающихся за их счет. Это основное возбуждение принято называть доминантой. (3.1, 162 – 163) <...> термин, введенный проф. Ухтомским для обозначения открытого им рабочего принципа нервных центров. Доминанта – «господствующий очаг возбуждения, предопределяющий в значительной степени характер текущих реакций центров в данный момент» (Ухтомский). (12.1, 64) Поведение человека организуется по принципу доминанты. Для психологии это должно означать не главенствующий очаг возбуждения, но господствующую  тенденцию поведения. (13.1, 122) В работе нервной системы организующим моментом является наличие одного главенствующего очага возбуждения, который усиливается <...>. В доминантном нервном процессе заложены органические основы того процесса поведения, который мы называем вниманием. (6.1, 389)

См. Внимание, Поведение  

Доминантная реакция

 

1. Всякая доминантная реакция, помимо того, что является ответом на вызвавшее ее раздражение, имеет тенденцию овладеть всем поведением в целом; направлять, отклонять, тормозить, переключать протекание других реакций, совпадающих с ее действием. 2. Это регулирующее действие основной реакции сказывается в двоякого рода фактах: а) в тех изменениях, которые происходят в самой доминантной реакции и указывают либо на использование ею субдоминантных возбуждений (ускорение, усиление), либо на борьбу с субдоминантой (замедление, ослабление, торможение); б) в тех изменениях, которые претерпевает подчиненная реакция и которые указывают на функциональную зависимость ее от общей тенденции поведения (подавление, перемена направления на обратное, переключения на другой орган и т.д.). 3. Простейшим законом структуры единства нашего поведения, по-видимому, является тенденция реакций к доминантности, т.е. к организации всего поведения в свою пользу, борьба за господство одной реакции, основанное не на подавлении всех прочих, а на выработке некоторой результанты, равнодействующей всех борющихся реакций. Подчиненные реакции тоже входят в структуру поведения, но определяются главной реакцией. (13.1, 120, 122)

См. Доминанта, Поведение, Реакция  

Доминирующая функция

 

<...> Дифференциация происходит по частям, по отдельным функциям <...>. На каждом возрастном этапе различные функции в различной степени еще отделены от сознания в целом и в различной степени диффенцированы внутри себя <...> Дифференцирующая в данном вопросе функция не просто приобретет относительную независимость от сознания в целом, но занимает центральное место во всей системе сознания, выступая в качестве доминирующей функции, определяющей в той или иной мере деятельность всего сознания. (7.1, 106 – 107)

См. Сознание, Функция  

Единица

 

<...> для анализа, который пользуется разложением на элементы, самое характерное заключается в том, что он доводит расчленение целого до таких частей, которые уже не содержат в себе свойств, присущих целому, и поэтому такой анализ исключает возможность объяснения сложных свойств, присущих целому, из свойств отдельных частей.

Анализ, разлагающий на элементы, характеризуется тем, что в элементе не содержатся свойства, присущие целому, единица же характеризуется тем, что она есть такая часть целого, в которой содержатся, хотя бы в зачаточном виде, все отдельные свойства, присущие целому. (7.1, 36 – 37) <...> единица, т.е. отношение средового момента к особенностям самого ребенка. Если мы найдем такую единицу, то она будет сохранять в себе <...> отношение моментов средовых к моментам личным, к моментам, коренящимся в особенностях самого ребенка. (7.1, 45)

См. Анализ  

Единство сознания

 

<...> основной факт в жизни сознания, выражающий объединительную деятельность психического аппарата. Субъективно единство сознания проявляется в синтезе отдельных элементов (ощущений, представлений, чувств и т.п.) в единое, связное, целое переживание; объективно – в объединительной деятельности нервной системы, придающей всему поведению единство, благодаря координации, последовательности и торможению отдельных реакций. (12.1, 67)

См. Сознание  

Естественная память

 

<...> естественная, или органическая, память не остается неизменной, но, однако, ее изменения определяются двумя существенными моментами. Во-первых, тем, что эти изменения не самостоятельны <...> являются уже не самостоятельным процессом, а зависимым и подчиненным, определяемым в своем течении изменениями, идущими извне – из социальной среды, окружающей человека. Во-вторых, тем, что эта память совершенствуется и развивается очень односторонне. Она приспосабливается к тому виду письма, который господствует в данном обществе, и, следовательно, во многих других отношениях она не развивается вовсе, а деградирует, инволюционирует, т.е. свертывается или претерпевает обратное развитие. (9.1, 92)

См. Память  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: