Часто встречающиеся нарушения

Доклад

С обобщенными результатами правоприменительной практики Алтайского краевого УФАС России по итогам работы за 1 полугодие 2020 года в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением Федерального закона от 21.07.2005 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее - Закон «О контрактной системе»).

Данный доклад подготовлен в рамках реализации пунктов 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» для информирования хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в целях соблюдения ими обязательных требований антимонопольного законодательства.

 

Содержание:

1. Деятельность УФАС по Алтайскому краю по осуществлению государственного контроля за соблюдением Федерального закона от 21.07.2005 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон «О контрактной системе») – стр. 2-7.

 

За 6 месяцев 2020 года в Управление ФАС по Алтайскому краю поступило 218 жалоб о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из них рассмотрено – 156 жалоб. Обоснованными признаны 22 жалобы, необоснованными –134, возвращено 30, отозвано заявителями 10, направлено по подведомственности - 22.

В целом процент обоснованных жалоб 16% в 2020г.

В 2020 году  УФАС по Алтайскому краю проведено 62 внеплановых проверок.

По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок выдано 18 предписаний.

Наиболее часто встречающиеся нарушения при рассмотрении жалоб и проведения проверок являются: необоснованный отказ в допуске участников закупки до участия в аукционе, формирование технического задания, не отвечающего требованиям Закона о контрактной системе, нарушения сроков размещения в единой информационной системе информации, подлежащей такому размещению.

В 2020 года в управление ФАС по Алтайскому краю поступило 82 обращения заказчиков о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр. Рассмотрено 80 обращения. Сведения о 47 недобросовестных поставщиках включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

При установлении нарушений, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица, виновные в их совершении привлекаются к административной ответственности.

За 6 месяцев 2020 года управлением ФАС по Алтайскому краю рассмотрено 83 административных дела, привлечено к административной ответственности 67 должностных лица на общую сумму 1250 тыс. рублей. Оплачено по вступившим в силу постановлениям 981 тыс. рублей.

 

Основные нарушения, явившиеся основанием для привлечения к административной ответственности:

- нарушения сроков размещения сведений о заключении, изменении, расторжении контракта, информации о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в Реестре контрактов.

- необоснованный допуск или отказ в допуске на участие в закупке.

- нарушения сроков размещения в единой информационной системе отчета о закупках у субъектов малого предпринимательства.

- заключение или изменение контракта с нарушением положений закона о контрактной системе.

В Управление ФАС по Алтайскому краю на постоянной основе поступает информация для привлечения к административной ответственности либо обращаются для проведения проверки в рамках компетенции Счетная Палата РФ, счетная Палата Алтайского края, Счетная Палата г. Барнаула, УФК по Алтайскому краю, Прокуратура Алтайского края, прокуратуры городов и районов края, Военная прокуратура и Линейная Прокуратура на транспорте, Следственное управление Следственного комитета РФ по Алтайскому краю, ФСБ по Алтайскому краю, Министерство финансов Алтайского края, ОБЭБ ГУ МВД по Алтайскому краю, контрольно-ревизионные подразделения органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления, осуществляющие ведомственный контроль.

Заместители руководителя управления входят в состав постоянно действующей межведомственной рабочей группы СК России по Алтайскому краю, ГУ МВД России по Алтайскому краю, УФАС по Алтайскому краю по взаимодействию в расследовании преступлений и правонарушений в области антимонопольного законодательства, противодействию преступлениям в сфере закупок товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд и межведомственной рабочей группы (Прокуратуры Алтайского края, УФАС по Алтайскому краю, территориальные органы исполнительной власти РФ) по противодействию правонарушениям в сфере экономики.

 

Часто встречающиеся нарушения

Статья 33 Закона о контрактной системе запрещает устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Но такие требования заказчик обязан устанавливать в первую очередь для того, чтобы определить свою потребность в определенных свойствах товара. Учитывая такое ограничение закона о контрактной системе, заказчик должен отдавать себе отчет, что он устанавливает, следовательно, обосновать свою потребность, таким образом, любые характеристики, устанавливаемые заказчиками, в определенной мере ограничивают количество участников закупок, должны быть адекватными и разумными. И даже и разумные и адекватные характеристики не могут ограничивать круг участников закупок до одного.

Исходя из позиции ФАС России следует, что участник не обязан иметь в наличии товар на момент подачи заявки. Следовательно, не обязан знать или владеть информацией о конкретных характеристиках товара выраженных в конкретных цифрах, когда как и в ГОСТах и в самих инструкциях к товару такие характеристики выражены в диапазоне. Таким образом, чтобы надлежащим образом заполнить заявку, участник закупки сначала должен приобрести товар, потом провести соответствующие измерения, испытания, анализы, экспертизы, и только уже тогда, имея на руках конкретные показатели, подавать заявку.

Таким образом, обязание участников указывать конкретные показатели по заданным диапазонам в большинстве случаев является нарушением ст.33 Закона о контрактной системе.

Инструкция по заполнению заявки.

Исходя из позиции ФАС России, не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

В связи с чем, ФАС России указывает на необходимость осуществления ряда действий при формировании документации об аукционе, в том числе: «указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений; сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами)».

При рассмотрении жалоб часто устанавливается, что инструкция по заполнению заявок, составлена на множестве страниц, содержатся взаимоисключающие, а также противоречивые требования по ее заполнению, содержит признаки, указывающие на намеренное установление заказчиком требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, что также нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Чрезмерно детализированная документация в купе с запутанной инструкцией делает возможным формирования надлежащего предложения при подаче заявки.

Ну и в большинстве случаев, если такая закупка не будет отменена еще на этапе подачи заявок, установление подобных требований приводит к отказу в допуске в аукционе большинства заявок, например 7 заявок из 9 поданных. На лицо установление требований, ограничивающих кол-во участников закупки, с документальным доказательством – протоколом рассмотрения заявок. За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ в виде штрафа до 50 000 рублей.

Основные правила описания на закупку лекарственных препаратов установлены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Пунктом 2 этого постановления Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службе дано право давать при необходимости разъяснения по применению документа, утвержденного настоящим постановлением.

Таким образом, при описании мед. препаратов следует строго руководствоваться постановлением 1380, а также всеми существующими разъяснениями ФАС. Все разъяснения размещены на официальном сайте ФАС России. Некоторые есть в правовых системах ГАРАНТ либо Консультант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: