Таблица: «Досрочное освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью»

Год Кол-во заявлений   Положительное решение медкомиссии   Умерло до подачи документов в суд Умерло до вступления в силу решения суда   Освобождено  
2010 61   44   13 19   12  
2011   50   26   2 13   11  
2012   44   37   7 13   17  
2013 33   21   3 10   8  
2014   23 17 4 2 2

 

Начиная с 2010 г. в учреждениях УФСИН России по Алтайскому краю наблюдается уменьшение количества рассмотренных дел и положительных решений медицинской комиссией УФСИН, а в это же время отмечается рост смертности: в 2011 г. — 72, 2012 г. — 79, 2013г. — 81, 2014 г. — 113. Вывод напрашивается сам собой.

Анализ смертности за 2014 год показал, что почти две трети летальных случаев было обусловлено заболеваниями, течение которых исчисляется годами, а прогноз неблагоприятный, и смерть под определение «скоропостижная» не подпадает. Думаю, что часть из умерших в учреждениях ФСИН при своевременном направлении на медицинскую комиссию, а затем и в суд могли рассчитывать, может быть, не на продолжительную жизнь, но хотя бы на смерть в кругу близких им людей.

 

 

Из положительных моментов в работе учреждений УФСИН России по Алтайскому краю необходимо отметить деятельность по организации получения общего и профессионального образования осужденными.

На членов ОНК произвела хорошее впечатление организация медицинской помощи, образовательного процесса, санитарное состояние и бытовые условия в Бийской воспитательной колонии.

Рост затрат ФКУ МСЧ-22 ФСИН России с 4,3 млн руб. в 2013 г. до 7,9 млн руб. на оказание медицинской помощи обвиняемым и осужденным в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения свидетельствует о тесном сотрудничестве двух медицин в Алтайском крае и о практической реализации Постановления Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 «О Правилах оказания медицинской помощи заключенным под стражу или отбывающим наказания в виде лишения свободы».

В 2014 году плановая стационарная помощь в медицинских организациях муниципального (государственного) здравоохранения составила 123 случая, а в 69 случаях помощь носила экстренный характер, в т.ч. в 23 случаях — в виде оперативного вмешательства. Амбулаторная помощь в медицинских организациях муниципального (государственного) здравоохранения составила 2671 случай, из них лабораторные исследования — 4478 случаев, инструментальные исследования — 127 случаев, консультации врачей-специалистов — 313 случаев.

В 2014 г. было осуществлено 2676 обращений без вывоза больных из учреждений в медицинские организации муниципального (государственного) здравоохранения, из них оперативное вмешательство — 12 случаев, консультации врачей-специалистов — 279 случаев, инструментальные исследования — 64 случая.

Заключение

Эффективный общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания невозможен без конструктивного взаимодействия с администрацией учреждений принудительного содержания и руководством соответствующих ведомств, без содействия работе комиссии со стороны прокуратуры, следственного комитета и органов государственной власти.

С руководством ГУ МВД России и УФСИН России по Алтайскому краю в основном сложились рабочие отношения, хотя бывало и недопонимание.

Так, члены комиссии в ходе посещения 21 сентября 2014 г. отдела полиции № 4 г. Барнаула из-за противодействия со стороны дежурного полицейского Жейвот А.В. смогли приступить к выполнению своих обязанностей лишь спустя час после прибытия в отдел.

В межмуниципальном отделе МВД России «Рубцовский» членам ОНК 04.08.2014 г. отказали в ознакомлении с сухим пайком, предназначенным для питания задержанных лиц.

Другой пример. Начальник медицинской части № 11 майор ВС Зарецкая Е.М. (СИЗО-2) 19.12.2014 г.  отказалась предоставить членам комиссии документацию по забору анализов на вирусную нагрузку, иммунный статус, биохимические анализы, сославшись на то, что данный учет не предусмотрен действующей нормативной базой, хотя незадолго до этого ОНК смогла ознакомиться с аналогичными документами в ЛИУ-1 и в СИЗО-1.

В ЛИУ-1 30.04.2014 г. администрация учреждения при очередном посещении не позволила членам комиссии в ходе работы производить фотосъемку условий содержания осужденных. Члены ОНК предварительно в письменной форме обратились к руководству колонии с данной просьбой, они подтвердили, что с требованием УИК РФ (ст.24) ограничивающую фотосъемку они знакомы, и нарушать ее не собираются.  Ранее члены комиссии использовали в своей работе фотосъемку и аудиозапись, и претензий к ним со стороны сотрудников ФСИН, прокуратуры в нарушении законодательства не было.

Во многом благодаря Барнаульскому прокурору по надзору… В.А. Меновщикову нам удалось досрочно освободить осужденную П., 1973 г.р., страдающую неизлечимым онкологическим заболеванием. Спустя 3 недели она умерла, но смерть ее застала в родительском доме и в кругу близких, а не в тюремной больнице.

Слабым местом в деятельности комиссии является недостаточный уровень профессионализма у членов ОНК.

Решить эту проблему помогал проект «Российский проект ОНК» осуществляемый Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Директоратом по правам человека Совета Европы.

В рамках проекта в г. Барнауле 24 марта 2014 г. прошел круглый стол «Актуальные вопросы соблюдения прав человека в местах принудительного содержания». На семинар съехались представители ОНК из девятии сибирских регионов.

В рамках этого проекта прошли семинары в г. Томске и в г. Абакане, в которых приняли участие пять представителей ОНК Алтайского края. Еще четырем членам ОНК удалось побывать на семинарах Московской Хельсинкской группы и двум — на семинаре по проекту «Мониторинг оказания медицинской помощи в местах принудительного содержания», реализуемому Независимой психиатрической ассоциацией России.

К сожалению, из-за пробелов в законодательстве материально-техническое обеспечение работы комиссии ложится на сами общественные организации, чьи представители вошли в ОНК. Тем не менее в соответствии с федеральным законом органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать финансовую поддержку общественным наблюдательным комиссиям.

В большинстве субъектов РФ сложилась добрая практика поддержки региональной властью деятельности комиссий. Им оказывают грантовую помощь, выделяют помещение под офис, обеспечивают транспортом, расходными материалами и связью.

       Огромная территория края (площадь — 169,1 тыс. кв. км), широкая география объектов контроля (в крае 160 мест принудительного содержания), сложная ситуация с соблюдением прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, слабая материальная база общественных объединений, чьи представители входят в состав комиссии, делают крайне актуальной помощь ОНК Алтайского края со стороны региональной власти.

       В текущем году ОНК Алтайского края попыталась получить грант на поддержку своей деятельности через участие в конкурсе социально значимых проектов Губернатора Алтайского края. Как известно, с этой целью из федерального бюджета бюджету Алтайского края было выделено 18,603 млн. руб. Поскольку ОНК не является юридическим лицом, то в конкурсе участвовала общественная организация «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив», члены которой составляют почти половину численности комиссии и которая несет основной груз затрат по работе ОНК.

После подачи документов в конкурсную комиссию председатель ОНК А,И. Гончаренко встречался с ее председателем и политическим вице-губернатором В.В. Снесарем. Вице-губернатор заверил руководителя ОНК, что понимает важность поддержки работы комиссии. Несмотря на это конкурсная комиссия не сочла контроль за соблюдением прав человека в тюрьмах, следственных изоляторах и в полиции актуальной проблемой и отказала в гранте (325 тыс. рублей). Запрашиваемая материальная поддержка предназначалась в основном на компенсацию затрат на ГСМ при осуществлении 143 посещений учреждений, расположенных за пределами г. Барнаула.

Известно, что среди 70 организаций, получивших губернаторскую поддержку, у 17 размер поддержки превышал запрашиваемую ОНК сумму и достигал 750 тыс. рублей.

Получив отказ в грантовой поддержке, председатель комиссии обратился с письмом лично к А.Б. Карлину с просьбой рассмотреть вопрос об использовании ОНК транспортных средств автохозяйства краевой администрации, а с целью обеспечения комиссии расходными материалами и почтовой связью прикрепить ОНК к одному из департаментов администрации края, но снова получил отказ.

Выскажу предположение, что нежелание губернатора помогать нашей комиссии, вероятно, связано с тем, что ее возглавляет руководитель регионального отделения партии «ЯБЛОКО», которая находится в оппозиции к действующему губернатору.

В течение 6 лет работы ОНК она вынуждена базироваться в офисе партии «ЯБЛОКО».

 Убежден, что реализация Федерального закона № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и развитие общественного контроля в местах принудительного содержания — это задача не только общественников, но и органов федеральной и региональной государственной власти.

С уважением,

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: