Функции классного руководителя в современной школе

 

Прежде чем начинать разговор о функциях классного руководителя, нам необходимо договориться об общем понимании того, что такое современная школа. В нашем представлении - это та школа, где приоритетность воспитания признана и принята педагогическим коллективом. Ведь еще К.Д. Ушинский отмечал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием».

Такая позиция не пользуется популярностью у классных руководителей. Будучи предметниками, основное свое предназначение они видят в том, чтобы этим предметом «наполнить головы» своих учеников. Мы настаиваем, что преподавателей с таким пониманием сути воспитания нельзя допускать до классного руководства. Этим делом должны заниматься люди, преданные не предмету, а детям, и в этом особенность педагогов и педагогики.

В буквальном переводе с греческого педагогика - детоводческое мастерство. Поэтому содержанием деятельности классного руководителя и является это самое детоведение на уровне мастерства. Само название «классное руководство» нельзя признать удачным, скорее подойдут такие определения, как наставничество, педагог-наставник, а также воспитание, классный воспитатель, классовод и т. д. Это можно рассматривать как предложение о переименовании единственной в школе педагогической единицы, имеющей прямое отношение к воспитанию школьников.

Опытный классный руководитель знает: воспитательная деятельность безгранична, а работу классного руководителя нельзя описать в инструктивных документах, в ней много такого, что не поддается языку инструкции. Поэтому документ, подготовленный нами, - рекомендации классному руководителю. Этот документ призван обозначить основные направления воспитательной и организационной деятельности в классе, помочь классному руководителю выделять главное, не пытаться везде и во всем успеть самому.

 

Функциональные обязанности классного руководителя

 

1. Назначение классного руководителя

1.1.Классным руководителем может быть назначен учитель, имеющий высшее педагогическое образование и прошедший переподготовку по специальной программе, а также педагогический стаж не менее трех лет.

1.2.В условиях, когда в школе формируется или существует воспитательная система, желательно соблюдение преемственности воспитательных функций между начальной и основной школой. В этом случае классные руководители 9-х классов основной школы знакомятся с работой учителей-классоводов 4-х классов начальной школы, изучают особенности классов, проблемы учащихся и их родителей. Вместе с учащимися 9-х классов, являющимися по традиции шефами четвероклассников, приходящих им на смену, реализуют совместные проекты в начальной школе.

1.3.Решение о назначении классного руководителя в будущем 5-м классе принимается заранее, в конце текущего учебного года» а учитель» назначаемый классным руководителем, ко времени начала своей работы с классом должен вести часы в этом классе, обладать авторитетом среди родителей и уважением среди учащихся класса.

1.4. Классный руководитель принимает класс у учителя начальной школы в конце учебного года по составленной учителем характеристике класса как педагогической системы. Характеристика описывает:

• уровни успешности обучающихся по итогам обучения в начальной школе, их продвижение в развитии, обучении и воспитании;

• состояние класса как педагогической системы: групповая структура, наличие лидеров и способность к групповой проектной деятельности, группа риска и ее место в структуре класса, интересы школьников, развитие способностей и склонностей, участие в кружковой деятельности и т. д.;

• проблемные обучающиеся и причины их отставания, возможные варианты ликвидации отставания: повторный курс, направление в специальные учебные заведения, индивидуальные занятия.

 

2.  Организационная деятельность классного руководителя на начальном этапе основной школы

2.1.Учитывая информацию характеристики, представленной учителем начальной школы, классный руководитель разрабатывает карту класса как первичной педагогической системы исходя из состояния здоровья обучающихся на момент перехода в 5-й класс, реальной успеваемости (по результатам собственного тестирования), состояния класса как педагогической системы.

2.2.Посещая уроки коллег, консультирует их об особенностях класса и учащихся. Изучает состояние классов в параллели, совместно с коллегами планирует меры по совершенствованию структуры классов за счет перегруппировки учащихся в рамках одновозрастной параллели.

2.3.Совместно с коллегами, преподающими другие предметы, изучает возможности учащихся по усвоению программы основной школы. В случае необходимости инициирует дифференциацию учащихся и формирование межклассных групп коррекции, а также направление отдельных учащихся на медико-педагогическую комиссию.

2.4.Изучает традиции, сложившиеся в начальной школе, отношения между детьми, модели поведения, уровни и способы общения, а также готовность учащихся к взаимодействию в составе группы, наличие формальных и неформальных лидеров, неформальных групп доминирования, диффузных групп (по интересам), фиксирует результаты наблюдений в дневнике педнаблюдений.

 

3.  Воспитательная деятельность (начальный этап)

3.1.В зависимости от результатов изучения состояния классного коллектива классный руководитель определяет цели своей деятельности по формированию классного коллектива как первичной педагогической системы.

3.2.В неразвитом коллективе при отсутствии у обучающихся навыков кооперирования деятельности классный руководитель намечает программу воспитательной деятельности и тренингов, направленных на формирование коммуникативных универсальных действий и умений. Программа оформляется в виде воспитательного проекта и рассчитывается на участие в ее реализации всех учителей, составляющих в данном случае бригаду работающих с конкретным классом. Классный руководитель в этом случае является руководителем проекта.

3.3.Результатом реализации проекта, представляющего собой комплекс различных мероприятий и малых дел: тренингов, конкурсов, семинаров, акций, клубов, где осуществляется совместная деятельность учащихся в самоорганизующихся динамических учебных группах, кроме всего прочего, должен стать эффект формирования учебного коллектива в классе.

Этот формирующий эффект обеспечивают следующие факторы:

• выделение группы положительного доминирования;

• формирование отношения к учебной и воспитательной деятельности как к деятельности совместной, кооперируемой;

• осознание преимуществ совместной деятельности, овладение способами соорганизации деятельности и т. д.

3.4.В итоге классный руководитель должен убедиться, что у учащихся класса сформированы способы совместной учебной деятельности в достаточно полном объеме. Благодаря этому школьники могут не только спланировать свою работу в соответствии с намеченной целью и распределить обязанности между членами группы, но и удерживать цель до окончания работы.

В процессе работы подростки активно обмениваются способами совместной деятельности, а при контроле и оценке результата пытаются оценивать себя объективно, с позиции другого человека.

При подборе «сотрудников» в группах учащиеся отмечают их способность распределить обязанности в группе, организовать совместные занятия, увидеть, правильно или неправильно работает каждый член группы.

3.5.Групповая деятельность позволяет выделить:

• учащихся, признанных группой и классом способными достаточно объективно оценивать качество деятельности каждого в условиях совместной деятельности (референтная группа);

• учащихся, способных организовать деятельность группы (группа лидеров);

• знатоков отдельных предметов деятельностного содержания (группа специалистов);

• учащихся, отличающихся меньшей активностью (пассив);

• учащихся, обладающих уникальными способностями к чему-либо;

• физически сильных и физически слабых учащихся.

3.6.Одновременно в классе должно происходить сближение ценностных ориентиров в нравственной и деловой сферах в подходах к целям и задачам совместной деятельности, что повышает уровень сплоченности класса, обеспечивает его активность, способствует повышению качества межличностных отношений.

 

4. Планирование самодеятельности учащихся

4.1. Планирование деятельности классного коллектива - это совместное творчество, возможности которого зависят от уровня сформированности классного коллектива. План внеучебной самодеятельности класса как первичной педагогической системы и план классного руководителя - это разные планы.

4.2.Все те же особенности требуют непременного участия воспитуемых в составлении планов и проектов, в обсуждении всех вопросов, связанных с реализацией этих планов. Поэтому задача классного руководителя - организовать общее планирование таким образом, чтобы не потерять педагогическую суть, чтобы план самодеятельности выполнял свои функции по координации и регулированию воспитательной деятельности и общения в классе, а также учитывал возможности школьников, их интересы и наличие свободного времени.

4.3.Собственно план самодеятельности класса - это комплекс различных дел и действий, организуемых с учетом интересов различных групп учащихся, существующих в классе. Состоит такой план из нескольких частей:

а)  Участие в общешкольных мероприятиях. Если таковые имеются, то ко времени составления классных планов необходимо иметь график их проведения.Задача классного руководителя - вместе с коллективом класса определить свое участие в каждом из мероприятий.

б) Перечень дел и действий, мероприятий, планируемых для классной деятельности с учетом направлений самовоспитания.

Направления самовоспитания могут быть, например, такими:

• «Учимся учиться. Самообразование - наша работа»;

• «Наша Родина - Россия. Мы - дети твои, Земля»;

• «Наше милосердие - слабым и больным»;

• «Мы - друзья животных. Природа - наша забота»;

• «Мы умеем себя вести среди людей»;

• «Мы заботимся о своем здоровье и здоровье близких»;

• «Мы формируем и отстаиваем свои убеждения».

в)  Меры поощрения и стимулирования активности через участие в соревновании по перечисленным направлениям самовоспитательной деятельности.

В наших рекомендациях мы не можем предложить варианты самодеятельности для каждой из пяти возрастных параллелей основной школы, поэтому предлагаем усредненную программу самодеятельности, перечисляя мероприятия, наиболее характерные для того или иного направления вне зависимости от возраста учащихся.

Кроме того, каждое направление имеет свою, внутреннюю логику, когда усиление значения отдельных направлений приходится на разные возрастные этапы подростков, и в соответствии с этим требуется усиление внимания к этому направлению именно в данном классе.

 

5. Организация самодеятельности учащихся

5.1.Все, что включено в раздел № 4, должно быть представлено и в плане классного руководителя, только с иной стороны. Классный руководитель рассматривает проблемы воспитательной самодеятельности учащихся с точки зрения управления этими процессами.

5.2.Следует иметь в виду, что функции управления самодеятельностью сводятся к консультированию, координации и стимулированию, поэтому каждый пункт плана детской самодеятельности должен сопровождаться тщательно продуманными действиями классного руководителя.

5.3.Координация предполагает равенство сторон - координирующей и координируемой. Классный руководитель как координатор организует и участвует в обсуждении оперативного плана подготовки с активом групп, принимающих участие в том или ином мероприятии, акции, действии, помогает привлечь специалистов из среды учителей, родителей, общественности, консультирует участников или активистов по вопросам организации и проведения мероприятия.

5.4.Чтобы преодолеть традиционное неравенство сторон во взаимодействии учитель - ученик, классный руководитель использует методы ролевой игры и соревнования. Ролевая игра позволяет преодолеть формализм в общении взрослых наставников-учителей и детей. Поведение партнеров в условиях игры определяют не социальные статусы, а правила игры, предусмотренные для условий планируемой педагогической ситуации.

 

6. Создание в классном коллективе насыщенной мотивационными факторами среды

6.1.Другая задача классного руководителя - создать механизм самоорганизации класса через формирование мотивирующей среды, базирующейся на игровом соревновании, специальной игровой деятельности, создающей мотивационный фон для побуждения активности.

Соревнование в школе - это, как отмечал Дж. Дьюи, метод социального управ­ления процессами воспитания. Игровое соревнование отличается от конкуренции тем, что включаясь в ролевую игру, связанную с соревновательной деятельностью, дети выполняют роли соревнующихся.

Это позволяет организовать детскую самодеятельность не по принуждению, а используя игровой энтузиазм и учитывая детские интересы и желания.

6.2.Игра и соревнование в данном случае используются как средства стимулирования активности учащихся. Они становятся стартом для большой работы по самосовершенствованию и определяют мотивацию в тот момент, когда еще нет духовных и общественных потребностей. Положительное эмоциональное отношение к деятельности формируется, если она не утомляет и приносит результаты. Со временем усиливается потребность в ней, она становится привычной и необходимой.

Это особенно характерно для воспитательной деятельности в условиях внеклассной, внешкольной работы и дополнительного образования.

6.3.Стимулом, нацеленным на перспективу, является определение рейтингов групп участников соревновательной деятельности, а также достижений отдельных учащихся.

6.4.Чтобы включить механизмы соревнования, вся сфера внеклассной, классно-внеклассной, внешкольной деятельности классного коллектива должна представлять собой поле соревновательной деятельности групп. Другими словами, любой успех в деятельности воспитуемых должен получать подкрепление. Неподкрепленный успех равен неуспеху, утверждают специалисты.

6.5.Подготовка и проведение различных занятий, проектов других мероприятий должны оцениваться. Деятельность каждой группы участников, организаторов и исполнителей необходимо подвергнуть рефлексии и оценить. Накапливающиеся оценки групповой деятельности составляют основу рейтинга групп за определенное время - четверть, полугодие, год.

6.6.В рейтинги включаются и результаты участия класса и групп в общешкольной и внешкольной деятельности за соответствующее время.

6.7.Подведение итогов соревнования групп является событием в коллективной жизни, поэтому оно приурочивается к празднику или само осуществляется в виде праздника - рефлексии за истекшее учебное время.

 

7.  Координация образовательной деятельности учителей-предметников

7.1.Классный руководитель возглавляет группу учителей, преподающих в конкретном классе различные предметы. Он отвечает за соблюдение единых требований и технологических установок, а также за педагогическую составляющую учебного процесса.

7.2.Обращает внимание учителей-предметников на те или иные способности и предпочтения учащихся, настаивает на необходимости учитывать это в практической учебной деятельности.

7.3.Инициирует и организует межпредметные проекты общеобразовательного и воспитательного характера, привлекая к их организации и проведению учителей-предметников.

7.4.Включает в план воспитательной деятельности класса мероприятия, связанные с отдельными предметами, и способствует их организации и проведению.

7.5.Следит за своевременным ведением классного журнала, выставлением оценок по результатам изученной тематики, информированием и реакцией родителей на успеваемость каждого ученика.

7.6.Систематически проводит совещания с группой учителей-предметников класса, обсуждая вопросы, связанные с координацией технологических установок и требований к качеству учебного процесса, межпредметные особенности конвергентного содержания образования и выделение направлений содержания, формирующих единую картину понимания мира подростком.

7.7.Способствует разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в отношениях подростков с учителями по отдельным вопросам в учебном процессе.

 

8.  Создание условий для развития способностей каждого ученика

8.1.Выявление способностей учащихся - это задача начальной школы, но образовательная организация не всегда имеет возможности для ее эффективного решения. Поэтому классный руководитель начиная с пятого класса внимательно изучает предпочтения подростков и их возможности в процессе совместной групповой деятельности и индивидуальных заданий.

8.2.Задача классного руководителя - обратить внимание самого ученика на то, что те или иные действия или деятельность он выполняет лучше других и что эти способности ему следует развивать. Рекомендовать ему попробовать поучаствовать в работе соответствующего кружка, студии, секции.

8.3.Рекомендовать активу класса при распределении поручений учитывать способности отдельных учеников, а также обращать внимание группы и класса на то, как и чем отличаются способные подростки.

8.4.Кроме наблюдений и рекомендаций для родителей классный руководитель планирует и осуществляет:

• создание условий для формирования групп по интересам;

• определение детей в кружки и секции, студии и клубы, имеющиеся в школе;

• наблюдение за поведением и отношением ребенка в условиях избранного кружка, секции, оказание помощи в дальнейшем самоопределении.

8.5.Организует участие школьников, проявляющих определенные способности, в общешкольных и внешкольных конкурсах, смотрах, выставках соответствующего направления.

 

9. Организация самоуправления школьников

9.1.Лидерские качества и способности проявляются у отдельных учащихся, как и любые другие качества, в процессах групповой деятельности. Задача классного руководителя заметить эти качества и способствовать их развитию.

9.2.Поощряя инициативу, классный руководитель приобщает к управлению способных к этой деятельности учащихся, имея в виду, что управление и лидерство - различные виды деятельности и лидер не всегда одновременно и хороший управленец.

9.3.Лидеры могут вести за собой других, менее активных, а управленец обладает способностями организовать деятельность по продуманному плану. Активных необходимо стимулировать и поощрять, а способных к управлению - обучать.

9.4.Некоторые рассматривают актив класса как своих помощников, и отчасти это справедливо. Классный руководитель, тщательно продумывая, делегирует некоторые свои полномочия активистам, но это не всегда одобряется классом. Не все школьники в этом возрасте могут принять и понять необходимость участия в самоуправлении, особенно в ситуациях подчинения.

9.5.В процессе соревновательной деятельности активисты приходят к необходимости установления определенных правил, норм, разработки инструкций и других нормативных актов управления. В некоторых школах создаются своды законов школьной жизни, регулирующих внутришкольные порядки.

9.6.Такие правила и нормы, инструкции могут создаваться и в классе, но классному руководителю следует иметь в виду, что школьники охотно принимают все, что связано с участием в этой деятельности, когда во все процессы вносится элемент игры. Школьники охотно выполняют роли и соревнующихся, и организаторов, когда вся деятельность сопровождается формированием определенных ритуалов, обрядов, традиций. Она носит красочный романтический характер, привлекающий участников, делает участие в соревновании, принадлежность к активу желаемым и престижным.

9.7.Игра - понятная и доступная всем школьным возрастам деятельность, позволяющая решать «всамделишние» школьные проблемы, связанные с организацией, дисциплиной, упорядоченностью. Правила и порядки, разрабатываемые при участии всех школьников и устанавливаемые органами самоуправления, могут стать обязательными для исполнения только как правила игры.

Попытки навязать школьникам те же правила в форме нравоучений, требований, команд всегда встречали сопротивление и противодействие у части школьников. И именно эта часть школьников охотно проявляет свою активность и выполняет условия игры в ситуациях управления и самоуправления.

 

10. Взаимодействие с родителями и социальным окружением школьников

10.1.Образование детей - это общественная потребность и социальный процесс. Существует настоятельная необходимость включения в него как самих детей, так и окружающих взрослых.

10.2.В специальных договорах о партнерстве со школой обе стороны, школа и родители, берут на себя обязательства и договариваются о формах взаимодействия.

Но для того чтобы это было реальное партнерство, классному руководителю, учителям необходимо перестроиться и вместо позиции назидания и жалоб на нерадивых детей занять позицию приглашения родителей и общественности к сотрудничеству в рамках определенных образовательных проектов, где роль социального окружения четко обозначена.

10.3.Реальные партнеры - это, прежде всего родители, которые должны поверить в то, что дети и их представители пользуются реальными рычагами влияния на те процессы, которые происходят в классе и в школе. Поэтому их следует привлекать к планированию и организации образовательной деятельности в классе и за его пределами и повсеместно учитывать их требования, позицию, мнения.

10.4.Классный руководитель и учителя-предметники на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на специальных семинарах для родителей и родственников информируют собравшихся о педагогическом содержании собственной деятельности, а также дают научно выверенные советы по организации педагогических процессов в семье.

10.5.Одна из важных задач классного руководителя - организация специальной среды общения и деятельности в составе детско-взрослого сообщества детей и их родителей, родственников в процессе совместной деятельности в рамках учебно-воспитательных проектов. В условиях классно-внеклассных проектов формируется мотивирующая среда на стыке социума и школы, и это является одним из оснований для привлечения социального окружения детей к образовательной деятельности.

10.6.Механизмом такой деятельности, повышающим ее эффективность, является соревнование. Проекты строятся на живом движении детских коллективов в процессе их игрового соперничества, а игра сохраняет свое образовательное значение в процессе обучения в любом возрасте. В детско-взрослых сообществах игра и игровое соперничество - соревнование позволяет изменить характер отношений и общения взрослых и детей.

10.7.Эти отношения становятся неформальными, т. к. регулируются не правилами и традициями семейных укладов, официальными статусами и установками, а правилами игры, доступными и понятными для партнеров. Они не отягощены отрицательным опытом, носят временный характер, допускают возможность быть каждому самим собой. А это позволяет партнерам раскрыться друг перед другом с лучшей стороны, узнать и сблизить свои позиции.

Зрелые родители, профессионалы-учителя используют моменты такого неформального общения для того, чтобы войти в мир детей, понять их и своевременно оказать помощь и содействие.

 

11. Индивидуальное общение и поддержка

11.1.При всем многообразии средств массовой коммуникации современные дети испытывают дефицит общения со взрослыми, поэтому важнейшая задача классного руководителя - организовать индивидуальное общение и превратить его в традицию.

11.2.Дефицитом является общение неофициальное, не связанное с обязанностями учителя и воспитателя - это общение двух разных людей: маленького и большого, ребенка и взрослого, которым есть что сказать друг другу.

11.3.Для классного руководителя содержанием такого общения является превентивная и оперативная помощь в развитии и содействие саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением.

11.4.Тактичность, чуткость, понимание, проявленные классным руководителем во время индивидуального общения, - показатели доверия и доверительности такого общения, являющегося залогом педагогической системы в классе, а также взаимопонимания и взаимного доверия.

11.5.В результате доверительного индивидуального общения классный руководитель получает возможность выявить истинные проблемы учащихся и оказать им необходимую педагогическую поддержку, привлекая к этому весь арсенал возможностей коллектива учителей, учащихся и родителей.

 

12. Здоровье школьников - забота классного руководителя

12.1.Классный руководитель начиная с пятого класса ведет постоянное наблюдение за состоянием здоровья учащихся, фиксируя свои наблюдения и результаты медицинских заключений. Это необходимо для того, чтобы организовать необходимую медицинскую помощь и педагогическую поддержку детям с ослабленным здоровьем и добиваться от остальных учителей учета фактора детского здоровья в своей работе.

12.2.Совместно с учителями-предметниками классный руководитель разрабатывает специальную программу укрепления здоровья и усвоения знаний и навыков здорового образа жизни. Эта программа реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Наиболее эффективно такая программа может быть реализована в условиях классно-внеклассных специализированных проектов самообразования школьников.

12.3.Такая программа может состоять из следующих разделов:

• «Программа самонаблюдений и самоанализа»;

• «Программа психической прочности»;

• «Культура питания»;

• «Двигательный режим»;

• «Массаж и самомассаж»;

• «Закаливание»;

• «Профилактика болезней и несчастных случаев».

 

12.4.В зависимости от возраста учащихся перечисленные разделы проектов могут быть реализованы с помощью поисковых исследований учащихся, с привлечением различных источников, или же при содействии специалистов из числа родителей или сотрудников закрепленной клиники.

12.5.Задача классного руководителя состоит в том, чтобы эти знания и умения реализовывались в повседневной жизни учащихся в классе и дома. Поэтому не будет лишней организация актива, игрового соревнования, применение стимулирования, закрепления и поощрения. Конечная цель этой большой работы - формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: