Установка покрышки и якорение

Инструкция по установке типи (вигвама).

Заготовка шестов. 

Найдите в лесу тонкий сосновый сухостой (если сосны нет, можно и другие нетолстые прямые деревья: берёза, осина, ольха и др.). Достаточно: 6 шестов (минимум) на остов типи и 2 шеста потоньше - для «ушей» (клапанов от дождя) = 8 шестов (для типи 4; 4,5; 5; 5,5 м). Для типи 5,5; 6; 6,5; 7-метровых лучше 9+2 шеста, для 7; 7,5; 8; 8,5-метровых лучше 12+2 шеста. Это классика североамериканских индейцев: количество шестов на каркас кратно 3 (хотя индейцы лакота ставили вигвамы на 28 шестах). Длина шестов зависит от диаметра типи (диаметр = длине грани конуса вигвама), они должны быть минимум на 0,5 м длиннее грани, но эстетически лучше смотрятся шесты длиннее на 1-1,5 м.  Деревья обязательно должны быть сухие!, так как при установке на живые, деревья выделяют сок и пачкают вигвам, к тому же свежие шесты выгибаются. Рубить живые деревья – крайний случай!, лучше подальше прогуляться. Диаметр основания шеста – от 10 до 20 см, со спиленного дерева удаляются все! сучки и толстая кора (если она грубая и скрывает сучки).  Для зачистки лучше всего использовать большой нож или мачете, подойдёт и острый топорик. Зачищать нужно тщательно, так как любой маленький сучок может порвать покрышку, качество проверяется проглаживанием ладонями всей длины шеста. Так все 8 (11, 14) шестов. Далее будем рассматривать вариант 6+2=8 шестов.

Подготовка треноги.

Самые тонкие и длинные 2 шеста откладываем в сторону – оставляем их на «уши», остальные кладём в ряд. Из них самый длинный – в сторону, он будет ставиться последним, вместе с привязанной к нему покрышкой. Из оставшихся выбираем 3 самых мощных, они будут основной треногой. Раскладываем покрышку уголком (складываем полукруг покрышки пополам) внешней поверхностью наружу.  Берём любую нетянущуюся верёвку 5-8 м и ею замеряем расстояние от седловины до порога покрышки (оно равно диаметру – калибру типи), только при замере помнить, что ткань тянется, поэтому равномерно натянуть и верёвку и покрышку. Затем это расстояние (!минус 20-30 см!) откладываем на 3 главных шестах от их основания, там ножом делаем зарубки кольцом вокруг каждого из 3-х шестов, создавая неглубокие бороздки.

В этом месте связываем все 3 шеста треноги  1,5 – 2,5 метровой верёвкой, пропуская конец верёвки то над шестом то под шестом, создавая прочную связь типа «зигзаг-спираль». К узлу здесь привязываем 7-9 метровую верёвку (за неё будем тянуть при поднятии треноги и ей будем обвязывать сноп из шестов).

3. Установка каркаса.

Поднимаем треногу: один человек стоит в основании треноги (удерживает 3 толстых конца, чтобы не ехали), другой тянет за длинную верёвку, идущую от верхней связки, поднимает треногу вертикально, разводит в стороны 2 шеста из 3-х, чтобы в основании получился равносторонний треугольник. Накидываем с 2-х из 3-х сторон треноги ещё 2 шеста (кроме стороны, противоположной входу, а вход обычно делают на восток или юг). Свисающей сверху треноги (точнее пятиноги) верёвкой, обходя вокруг каркаса, обматываем ею сноп из 5 шестов в месте связки - несколько витков. Затем вдоль одного из шестов, обвивая его спирально, опускаем эту верёвку к земле (она будет якорем).

4. Подготовка покрышки.

Продеваем в лежащую уголком типи, внутрь! Последний (длинный) шест, край его основания прижимаем к краю типи, делаем натяг ткани покрышки по всему шесту и привязываем  0,5 – 1 метровой верёвкой седловину покрышки к этому шесту. На самый кончик шеста на нитке (10-20 см) привязываем пёрышко, оно будет видно с «места хозяина» (напротив входа) через отверстие вверху конуса типи (между «ушами»). По отклонению этого пёрышка, не выходя из типи, можно определить направление ветра, что важно для понимания как лучше выставить «уши», чтобы ветер не задувал дым обратно в типи. К петелькам в нижней части ушей привязываем верёвки из комплекта (2 мотка поменьше): 2 верёвки на 2 петельки правого и левого клапана.

Установка покрышки и якорение.

Накидываем длинный шест с привязанной покрышкой на свободную сторону каркаса (с противоположной входу стороны), расправляем покрышку и запахиваем её с двух сторон каркаса, застёгиваем со стороны входа застёжку и порог. Настраиваем входное отверстие относительно шестов, двигаем шесты, выстраивая типи ровно, чтобы покрышка была равномерно натянута конусом и не провисала. К концу верёвки, спускающейся вдоль одного из шестов, привязываем крепкий колышек, который забиваем в землю рядом с шестом изнутри типи – это «якорь», чтобы типи не улетел от крепкого порыва ветра. Делаем натяг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: