Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2014).
Программа составлена на 68 часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
Ø воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Ø развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
|
|
Ø освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Ø овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
§ приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы;
§ развить способности:
Ø воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
Ø формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся;
Ø осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
Ø освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики;
Ø анализировать и оценивать литературные произведения;
Ø получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
Ø развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
|
|
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Программа предусматривает проведение 6 уроков внеклассного чтения:
№ п/п | Содержание |
1 | Н.В.Гоголь «Миргород» |
2 | Люди из народа – главные герои цикла рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника» |
3 | Интеллектуальная игра по рассказам А.П.Чехова. |
4 | «Подвиг во имя людей». «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко» |
5 | И.А.Бунин. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина |
Программа предусматривает работу по развитию речи:
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Составление сюжета по пословице | 1 |
2 | Изложение текста «Пир у Грозного» | 1 |
3 | Подготовка к сочинению «Сыновья Тараса Бульбы» («Тарас Бульба – предводитель и товарищ запорожцев», «Тарас Бульба в семье и боях») | 1 |
4 | Сочинение-анализ стихотворения | 1 |
5 | Сочинение-характеристика литературного героя (по повести М.Горького «Детство») | |
6 | «На дорогах войны…» | 1 |
7 | «Тихая моя Родина…» | 1 |
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Контрольные работы | Развитие речи | Внеклассное чтение |
Введение | 1 | |||
Устное народное творчество | 7 | 1 | ||
Древнерусская литература | 2 | |||
Русская литература XVIII века | 2 | |||
Русская литература XIX века | 29 | 3 | 3 | |
Русская литература XX века | 22 | 3 | 2 | |
Литература народов России | 1 | |||
Зарубежная литература | 4 | 1 | 1 | |
Итого: | 68 | 1 | 7 | 6 |
Содержание тем учебного курса
Введение – 1ч
Устное народное творчество - 6 -1-0 ч
Предания– 2ч
Пословицы и поговорки– 1 ч.+1+0
Былины– 2ч+0+0
Французский и карело-финский мифологический эпос– 1ч.+0+0
Древнерусская литература - 2ч+0+0
Русская литература XVIII век а -2ч+0+0
М.В.Ломоносов -1ч.
Г.Р. Державин – 1ч.
Русская литература XIX века – 23+3+3ч.
А.С.Пушкин – 3ч.
М.Ю.Лермонтов – 3+1+0
Н.В.Гоголь – 5+1+1
И.С.Тургенев – 2+0+1
Н.А.Некрасов – 2
А.К.Толстой – 1
М.Е.Салтыков- Щедрин – 1
Л.Н.Толстой – 3
А.П.Чехов – 2+0+1
«Край ты мой, родимый край…» - 1+1+0
Русская литература XX века – 18+3+1
И.А.Бунин – 1+0+1
М.Горький – 4+1+1
В.В.Маяковский – 2
А.П.Платонов – 1
Б.Л.Пастернак – 1
«На дорогах войны…» - 1
Ф.А.Абрамов – 1
Е.И.Носов -2
Ю.П.Казаков - 1
«Тихая моя Родина…» - 1
А.Т.Твардовский – 1
Д.С.Лихачев – 1
М.Зощенко – 1
Литература народов России – 1
Зарубежная литература – 3+0+1
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
I. Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора.
Эпос народов мира. Былины. Былина как один из видов народного творчества. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко». Особенность построения и язык былин. Былинный стих. Гипербола. Воплощение в былинном стихе мечты народа о защитнике родной земли. Собирание былин. Собиратели.
Французский и карело-финский мифологический эпос. «Калевала». «Песнь о Роланде».
II. Древнерусская литература
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
|
|
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
III. Русская литература XVIII век а
М.В.Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Г.Р.Державин «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание».