II. Древнерусская литература

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2014).

Программа составлена на 68 часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

Ø воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Ø развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

Ø освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

Ø овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

§ приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы;

§ развить способности:

Ø воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни

Ø формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся;

Ø осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;

Ø освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики;

Ø анализировать и оценивать литературные произведения;

Ø получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;

Ø развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

       В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

 

Программа предусматривает проведение 6 уроков внеклассного чтения:

№ п/п Содержание
1 Н.В.Гоголь «Миргород»
2 Люди из народа – главные герои цикла рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника»
3 Интеллектуальная игра по рассказам А.П.Чехова.
4 «Подвиг во имя людей». «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко»
5 И.А.Бунин. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина
   

Программа предусматривает работу по развитию речи:

№ п/п Содержание Кол-во часов
1 Составление сюжета по пословице 1
2 Изложение текста «Пир у Грозного» 1
3 Подготовка к сочинению «Сыновья Тараса Бульбы» («Тарас Бульба – предводитель и товарищ запорожцев», «Тарас Бульба в семье и боях») 1
4 Сочинение-анализ стихотворения 1
5 Сочинение-характеристика литературного героя (по повести М.Горького «Детство»)  
6 «На дорогах войны…» 1
7 «Тихая моя Родина…» 1

Учебно-тематический план.

Содержание Кол-во часов Контрольные работы Развитие речи   Внеклассное чтение
Введение 1      
Устное народное творчество 7   1  
Древнерусская литература 2      
Русская литература XVIII века 2      
Русская литература XIX века 29   3 3
Русская литература XX века 22   3 2
Литература народов России 1      
Зарубежная литература 4 1   1
Итого: 68 1 7 6

Содержание тем учебного курса

Введение – 1ч

Устное народное творчество - 6 -1-0 ч

Предания– 2ч

Пословицы и поговорки– 1 ч.+1+0

Былины– 2ч+0+0

Французский и карело-финский мифологический эпос– 1ч.+0+0

Древнерусская литература - 2ч+0+0

Русская литература XVIII век а -2ч+0+0

М.В.Ломоносов -1ч.

Г.Р. Державин – 1ч.

Русская литература XIX века – 23+3+3ч.

А.С.Пушкин – 3ч.

М.Ю.Лермонтов – 3+1+0

Н.В.Гоголь – 5+1+1

И.С.Тургенев – 2+0+1

Н.А.Некрасов – 2

А.К.Толстой – 1

М.Е.Салтыков- Щедрин – 1

Л.Н.Толстой – 3

А.П.Чехов – 2+0+1

«Край ты мой, родимый край…» - 1+1+0

Русская литература XX века – 18+3+1

И.А.Бунин – 1+0+1

М.Горький – 4+1+1

В.В.Маяковский – 2

А.П.Платонов – 1

Б.Л.Пастернак – 1

«На дорогах войны…» - 1

Ф.А.Абрамов – 1

Е.И.Носов -2

Ю.П.Казаков - 1

«Тихая моя Родина…» - 1

А.Т.Твардовский – 1

Д.С.Лихачев – 1

М.Зощенко – 1

Литература народов России – 1

Зарубежная литература – 3+0+1

 

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

I. Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора.

Эпос народов мира. Былины. Былина как один из видов народного творчества.  «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко». Особенность построения и язык былин. Былинный стих. Гипербола. Воплощение в былинном стихе мечты народа о защитнике родной земли. Собирание былин. Собиратели.

Французский и карело-финский мифологический эпос. «Калевала». «Песнь о Роланде».

II.  Древнерусская литература

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». 

Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

III. Русская литература XVIII век а

М.В.Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Г.Р.Державин «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: