Проведение констатирующего исследования

ОТЧЁТ

О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

НАУЧНЫЙ ПРАКТИКУМ

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

профиль - логопедия

 

Выполнила:

студентка 2 курса

магистратуры

заочного отделения

Соболева Ольга Владимировна

Проверила:

канд. пед. наук,

доцент кафедры логопедии

Логинова Елена Александровна


 

С.-Петербург

2019


 

 



Содержание

Введение …………………………………………………………………….........3

Основная часть ………………………………………………………………......4

I. Подготовительный этап..................................................................................4

1. Разработка и обсуждение с научным руководителем содержания методики констатирующего исследования, с определением исследуемых явлений, процессов, признаков, параметров, субординационных связей и зависимости между ними..............................................................................................................4

2. Организация проведения констатирующего исследования; выбор образовательного учреждения; отбор испытуемых; подготовка диагностического материала.................................................................................5

II. Основной этап..................................................................................................6

1. Проведение констатирующего исследования...................................................6

2.Обработка, качественный анализ, первоначальное обобщение и интерпретация полученных эмпирических данных. Формулирование предварительных выводов.....................................................................................7

III. Заключительный этап.................................................................................8

1. Доработка анализа литературных источников по замечаниям научного руководителя............................................................................................................

2. Предоставление научному руководителю качественного анализа процесса и результатов констатирующего исследования...................................................................................................................................

3.Оформление документации по практике и представление результатов проведенной работы руководителю практики………………………………………..

IV. Заключение....................................................................................................10


 

2


ВВЕДЕНИЕ

 

Цель научно-исследовательской практики – формирование умений собирать, анализировать и обобщать научный материал, разрабатывать научные предложения и научные идеи для подготовки выпускной квалификационной работы, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно-исследовательской работе коллективов исследователей.

 

Задачи научно-исследовательской практики:

-теоретическое обоснование практического опыта;

-формирование и развитие профессиональных знаний, соответствующих профилю научного исследования;

-закрепление необходимых компетенций научно-исследовательской деятельности;

- развитие навыков публичных выступлений, проведения практических занятий, научных дискуссий и презентаций;

- формирование навыков проектирования научно обоснованных психолого-

педагогических технологий;

- формирование умения использовать научно обоснованные психолого-педагогические технологии;

- формирование умения проектировать модели психолого-педагогического

сопровождения процессов обучения и социализации детей с нарушениями речи.

Место прохождения практики – ГБОУ СОШ №391, Красносельское шоссе, дом 34, Санкт-Петербург.

Сроки прохождения практики: 1.11.19– 30.11.19



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I этап Подготовительный

Разработка и обсуждение с научным руководителем содержания методики констатирующего исследования.

На подготовительном этапе к проведению констатирующего исследования была проведена совместная работа с научным руководителем по разработке содержания методики констатирующего исследования. В процессе совместной работы были определены исследуемые явления, процессы, их признаки и параметры.

В сотрудничестве с научным руководителем проанализирована методика констатирующего исследования. Основным направлением выбрано исследование уровня развития сукцессивных функций учащихся, как предпосылок для развития навыков языкового анализа и синтеза. Сформулированы задания для исследования сформированности у детей навыков последовательного воспроизведения произвольно заданных рядов, в основе которых лежат кинестетические ощущения, слуховое и зрительное восприятие. Также определена необходимость исследования уровня развития слухового внимания, слухоречевой памяти, операций мышления, звукопроизношения, сформированности звукослоговой структуры слова, состояния фонематического восприятия, навыка анализа предложения на слова, навыка синтеза слов в предложении, анализа и синтеза на уровне предложения в умственном плане, навыка слогового анализа, навыка слогового синтеза, навыков слогового анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза в умственном плане, навыков фонематического анализа, навыка фонематического синтеза, навыков аналитико-синтетической деятельности со звуками, фонематических представлений.


 


Организация проведения констатирующего исследования.

Исходя из цели исследования, которой является выявление сформированности функции языкового анализа и синтеза у обучающихся начальных классов с нарушениями навыков письма и чтения по сравнению с обычными учениками, была выбрана организация для проведения констатирующего исследования. Экспериментальное исследование было проведено в ГБОУ СОШ №391, в которой предварительно была пройдена практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, а также проведен научно-исследовательский семинар. В сотрудничестве с логопедом школы для исследования было отобрано 28 учащихся 3-х классов, которые по результатам обследования были распределены в экспериментальную и контрольную группы. Характерные особенности волевой, эмоциональной, познавательной сферы детей, которым были рекомендованы индивидуальные занятия, послужили основой для зачисления их на индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и определения их в экспериментальную группу исследования. При подготовке диагностического материала учитывалась как цель проводимого исследования, так и психофизиологические возможности детей, их возрастные особенности.


 


II этап –Основной

Проведение констатирующего исследования.

Экспериментальное исследование проводилось в начальной школе ГБОУ СОШ №391, Санкт-Петербург, Красносельское шоссе, дом 34. В исследовании участвовало 13 детей с характерными особенностями волевой, познавательной, эмоциональной сферы, которые были распределены в экспериментальную группу и 13 детей без выявленных особенностей. Для детей, входящих в экспериментальную группу, разработаны индивидуальные педагогические стратегии, включающие в себя занятия с логопедом по коррекции звукопроизношения и коррекции нарушений письма и чтения.

В целях комплексного исследования уровня речевого развития детей использовались серии заданий, которые включали:

  • повторение произвольных заданных последовательностей движений, ритма, звуковых, цифровых рядов;
  • Исправление смысловых ошибок в прослушанном тексте;
  • Запоминание 6 слов;
  • Описание ситуации по картинке;
  • Повторение предложения, слова;
  • Выделение слова в тексте;
  • Выделение “лишнего” слога в слове;
  • Исключение “лишнего” предмета;
  • Составление слова из звуков;
  • Составление предложения из заданных слов;
  • Списывание букв, слогов, слов, словосочетаний;
  • Запись диктуемых букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений;
  • Диктант

В процессе проведения исследования с учащимися был установлен хороший контакт, после преодоления первого смущения и любопытства по отношению к новому для них человеку, дети вели себя более свободно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: