Тема 7. Ранний период римской литературы

Историческое значение римской литературы. Римский фольклор, особенности мифологии. Древнейшая проза. Первые римские поэты (Ливий Андроник, Гней Невий). Самобытная основа римской литературы и греческое влияние. Римское общество эпохи Пунических войн. Виды римской комедии: паллиата, тогата и т. д. Обращение к новоаттической комедии. Особенности комизма Плавта. Драматургия Теренция.

Тема 8. Литература эпохи гражданских войн и «века Августа» 

Римское общество и культура последнего века республики: кризис традиционной идеологии. Римское ораторское искусство. Цицерон и его роль в развитии литературы. Цицерон как теоретик красноречия; ораторское искусство и стиль Цицерона. Философский эпос Лукреция: источники, основные идеи, композиция и стиль поэмы «О природе вещей». Римский александризм: поэты-неотерики. Основные темы поэзии Катулла. Любовная лирика Катулла. Литературная судьба Катулла. Литературная жизнь в эпоху Августа: литературные кружки. Жизнь и основные периоды творчества Вергилия. «Энеида» как римский национальный эпос, политический смысл обработки мифа. Композиция «Энеиды», отношение к гомеровскому и эллинистическому эпосу; «рок» («фатум»); герои и боги; патетика повествования; лирико-драматический колорит. Жизнь и творчество Горация, его философские взгляды. Жанры его поэзии. «Сатиры»: особенности содержания, философская проблематика. «Оды»: хронология книг, связь с греческой лирикой, тематика. Гораций – теоретик римской поэзии («Наука поэзии»). Основные периоды творчества Овидия. Любовные элегии и псевдодидактические поэмы о любви. «Метаморфозы» – мифологическая энциклопедия в стихах. Идейно-художественная трансформация мифа в свете культурно-исторических идей эпохи; психологическое мастерство Овидия. Овидий в изгнании.

Тема 9. Литература императорского Рима

Основные этапы развития литературы императорского Рима. Сатирическое воспроизведение действительности в «Сатириконе» Петрония. Проблема авторства; традиции романа, новеллистического повествования, мима. Эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала. Новые религиознофилософские течения. Идейно-философская концепция «Метаморфоз» Апулея, особенности композиции и хронотопа, значение вставных новелл. Зарождение христианской литературы. Жанры раннехристианской литературы.

           

       РАЗДЕЛ 2. ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Тема 1. Общая характеристика культуры Средневековья

Своеобразие средневековой культуры и сознания, принципиально отличных от культуры и сознания Нового времени. Средние века и Средневековье, их периодизация. Значение мифологий для формирования средневековой картины мира. Особая роль античности в этом процессе. Возникновение и распространение христианства. Его доминирующая роль в жизни средневекового общества. Синкретизм средневекового сознания.

Тема 2. Архаический эпос

Кельтский эпос, его основные циклы, особенности бытования. Друиды, филиды, барды. Архаические черты кельтских саг, отражение в них мифологического сознания и родоплеменных представлений. Близость к богатырской и волшебной сказке. Роль поэтических фрагментов. Специфика героического характера в сагах уладского цикла (образ Кухулина). Ранняя скандинавская словесность. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в эддической модели средневекового сознания. Синкретизм «Старшей Эдды». «Беовульф» как памятник, объединяющий различные проявления англо-саксонской эпической традиции. Сюжет и композиция «Беовульфа». Роль сказочного и мифологического элементов в поэме. Понятие об аллитерационном стихе древнеанглийской поэзии.

Тема 3. Героический эпос Средневековья

Завершение к XII веку процесса формирования феодального общества. Сложившаяся система жанров словесности. Развитие устной традиции. Установка эпического сознания на отражение подлинных исторических событий и связанные с этим художественные особенности эпических песен. Идеальные герои и отрицательные персонажи эпоса. Основные циклы и наиболее выдающиеся памятники французского, немецкого и испанского эпосов. Сравнительная характеристика образов Роланда, Зигфрида и Сида. «Песнь о Роланде» – выдающийся памятник французского героического эпоса. Отражение в поэме исторической действительности разных эпох и ее восприятие творцами песни. «Песнь о моем Сиде» – крупнейший памятник испанского героического эпоса. Ее связь с событиями недавнего исторического прошлого. Отражение Реконкисты в поэме. Тема вассальной преданности. Сид как идеальный герой. «Песнь о Нибелунгах» – наиболее значительный памятник немецкого героического эпоса. Слабая историческая основа поэмы, опирающейся на архаические германские предания. Соотношение «Старшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах». Сочетание в поэме черт рыцарского романа, богатырской сказки и собственно эпоса, связанные с этим особенности хронотопа.

Тема 4. Куртуазная литература: лирика, роман

Куртуазная лирика Прованса. Теории происхождения провансальской лирики (обрядовая поэзия, религиозные жанры, арабско-андалузская поэзия и античная литература как основные истоки). Ее основные жанры и наиболее известные представители. «Ясный» и «темный» стили. Образ Прекрасной Дамы. Значение творчества трубадуров для зарождения европейской лирики на народных языках. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Становление рыцарского романа. Его соотношение с эпосом, сказкой и письменными нарративными жанрами (хрониками, лэ, ди и др.). Значение античного и византийского романа для формирования жанра. Основные циклы средневекового романа («античный», бретонский и восточно-византийский). Творчество Кретьена де Труа. Формирование в его произведениях классического канона средневекового рыцарского романа. «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Своеобразие романов, основанных на преданиях и легендах о Тристане и Изольде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: