Цель: проанализировать рефлекторные изменения диаметра зрачка человека в зависимости от освещенности и аккомодации.
Методика. Исследуемого ставят лицом к окну. Замечают ширину радужной оболочки и зрачка. Прикрывают двумя руками его глаза на 10 с. Исследуемый в это время представляет, что он смотрит на удаленный предмет. Снимают руку с одного глаза и смотрят на его зрачок. Затем снимают руку с другого глаза. Наблюдают рефлекторную реакцию на прямой свет. Описывают характер реакции. Снова закрывают оба глаза. Экспериментатор становиться сбоку и прикрывает один глаз так, чтобы можно было видеть зрачок исследуемого, но не настолько, чтобы в него попадал свет из окна. Снимает руку со второго глаза и смотрит, как в результате содружественной рефлекторной реакции на свет изменяется величина зрачка первого глаза, который остается прикрытым.
Реакция аккомодации или конвергенции. Исследуемого ставят к слабо освещенной стене. Просят его сначала посмотреть на стену, а затем перевести взгляд на палец экспериментатора, который помещается на расстоянии 0,15 м от кончика носа исследуемого. Описывают изменение просвета зрачка, указывают, какие отделы ЦНС осуществляют данные реакции.
|
|
Результаты анализируют, делают выводы.
Лабораторная работа № 5
Тема: Стато-кинетические рефлексы у человека
Цель: проанализировать стато-кинетические рефлексы у студентов всей группы, дать сравнительную характеристику вестибулярной устойчивости.
Методика.
· 1 упражнение.
Исследуемый с закрытыми глазами и вытянутыми руками, стоя на носках, удерживает положение равновесия. Измеряют время, в течение которого он не теряет положения равновесия. При его удержании более 60 с опыт прекращают. Наблюдения повторяют после десятикратного быстрого кружения. Полученные данные заносят в таблицу.
· 2 упражнение.
Исследуемый, стоя с закрытыми глазами, активно поворачивает голову в сторону до максимума и одновременно вытягивает руки вперед. Оценивают положение рук относительно линии горизонта. Данные заносят в таблицу в виде (+) при наличии отклонения рук и (-) - при его отсутствии.
· 3 упражнение.
На некотором расстоянии от исследуемого ставят штатив, которого он должен коснуться линейкой. После быстрого вращательного движения исследуемый закрывает глаза и, сразу же открыв их, касается линейкой штатива. Пробу оценивают: (+) - при попадании, (-) - при промахе.
Таблица 1 – Результаты
Ф.И.О | 1 упражнение | 2 упражнение | 3 упражнение |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. |
|
|
Данные заносят в таблицу и делают выводы.
Лабораторная работа № 6
Тема: Рефлекс Ашнера
Цель: уяснить рефлекторный механизм регуляции деятельности сердца
Методика. Исследуемого укладывают на кушетку, пальпаторно трижды подсчитывают пульс за 10с. Среднее его значение принимают за исходное. Затем в течение 10с легко надавливают на глазные яблоки исследуемого, подсчитывают пульс во время, сразу после прекращения надавливания, на 30, 60, 90 с восстановительного периода. Опыт можно проводить без подсчета пульса, осуществляя контроль по ЭКГ.
Таблица 1 – Результаты
Показатель
| Исходная величина
| Во время и сразу после надавливания
| После прекращение надавливания через (с):
| ||
30 | 60 | 90 | |||
Полученные данные вносят в таблицу, анализируют, делают выводы.
Лабораторная работа № 7
Тема: Выработка и угасание мигательного условного рефлекса у человека
Цель: изучить физиологические механизмы, лежащие в основе выработки условного рефлекса.
Методика. Исследуемый надевает очки, к одной из дужек которых прикреплена трубочка, соединенная с резиновой грушей. Экспериментатор нажимает на грушу и демонстрирует безусловный мигательный рефлекс, который возникает при действии струи воздуха на конъюнктиву глаза. Затем он приступает к выработке условного мигательного рефлекса - сочетает условный сигнал (звонок) с раздражением конъюнктивы глаза струей воздуха. Звонок опережает действия струи воздуха на 1 с. После нескольких сочетаний только один условный раздражитель вызывает мигание. Далее экспериментатор приступает к угашению условного рефлекса, для чего подает условный сигнал несколько раз без подкрепления. Отмечают время угасания условного рефлекса.
Результаты анализируют, делают выводы.
Лабораторная работа № 8
Тема: Второсигнательные раздражители в предстартовых реакциях
Цель: выявить величину предстартовых реакций организма по динамике пульса под влиянием второсигнальных раздражений (условно рефлекторное раздражение).
Методика. В эксперименте принимают участие два исследуемых. На расстоянии 10 м от них устанавливают булавы. Преподаватель и студенты за счет подачи с интервалом в 10 с команд "На старт!", "Внимание!" создают соревновательную ситуацию. При этом подсчитывают пульс на лучевой артерии. Затем дается команда "Марш!", по которой исследуемые как можно быстрее добегают до гимнастических булав, берут их и возвращаются к линии старта. Вновь подсчитывают пульс. Результаты заносят в таблицу, анализируют, делают выводы.
Таблица 1 – Результаты
Ф.И.О. исследуемых | ЧСС | |||
В покое | При подаче команд | После реакции команды “Марш!” | ||
“На старт!” | “Внимание!” | |||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
Лабораторная работа № 9