Тема: Рефлекторные реакции глаза

Цель: проанализировать рефлекторные изменения диаметра зрачка человека в зависимости от освещенности и аккомодации.

Методика. Исследуемого ставят лицом к окну. Замечают ширину радужной оболочки и зрачка. Прикрывают двумя руками его глаза на 10 с. Исследуемый в это время представляет, что он смотрит на удаленный предмет. Снимают руку с одного глаза и смотрят на его зрачок. Затем снимают руку с другого глаза. Наблюдают рефлекторную реакцию на прямой свет. Описывают характер реакции. Снова закрывают оба глаза. Экспериментатор становиться сбоку и прикрывает один глаз так, чтобы можно было видеть зрачок исследуемого, но не настолько, чтобы в него попадал свет из окна. Снимает руку со второго глаза и смотрит, как в результате содружественной рефлекторной реакции на свет изменяется величина зрачка первого глаза, который остается прикрытым.

Реакция аккомодации или конвергенции. Исследуемого ставят к слабо освещенной стене. Просят его сначала посмотреть на стену, а затем перевести взгляд на палец экспериментатора, который помещается на расстоянии 0,15 м от кончика носа исследуемого. Описывают изменение просвета зрачка, указывают, какие отделы ЦНС осуществляют данные реакции.

Результаты анализируют, делают выводы.

 

 

Лабораторная работа № 5

Тема: Стато-кинетические рефлексы у человека

Цель: проанализировать стато-кинетические рефлексы у студентов всей группы, дать сравнительную характеристику вестибулярной устойчивости.

Методика.

· 1 упражнение.

Исследуемый с закрытыми глазами и вытянутыми руками, стоя на носках, удерживает положение равновесия. Измеряют время, в течение которого он не теряет положения равновесия. При его удержании более 60 с опыт прекращают. Наблюдения повторяют после десятикратного быстрого кружения. Полученные данные заносят в таблицу.

· 2 упражнение.

Исследуемый, стоя с закрытыми глазами, активно поворачивает голову в сторону до максимума и одновременно вытягивает руки вперед. Оценивают положение рук относительно линии горизонта. Данные заносят в таблицу в виде (+) при наличии отклонения рук и (-) - при его отсутствии.

· 3 упражнение.

На некотором расстоянии от исследуемого ставят штатив, которого он должен коснуться линейкой. После быстрого вращательного движения исследуемый закрывает глаза и, сразу же открыв их, касается линейкой штатива. Пробу оценивают: (+) - при попадании, (-) - при промахе.

Таблица 1 – Результаты

Ф.И.О   1 упражнение   2 упражнение   3 упражнение  
1.              
2.              
3.              
4.              
5.              
6.              
7.              
8.              

 

Данные заносят в таблицу и делают выводы.

Лабораторная работа № 6

Тема: Рефлекс Ашнера

Цель: уяснить рефлекторный механизм регуляции деятельности сердца

Методика. Исследуемого укладывают на кушетку, пальпаторно трижды подсчитывают пульс за 10с. Среднее его значение принимают за исходное. Затем в течение 10с легко надавливают на глазные яблоки исследуемого, подсчитывают пульс во время, сразу после прекращения надавливания, на 30, 60, 90 с восстановительного периода. Опыт можно проводить без подсчета пульса, осуществляя контроль по ЭКГ.

 

Таблица 1 – Результаты

 

 

Показатель

 

 

Исходная величина

 

 

Во время и сразу после надавливания

 

После прекращение надавливания

через (с):

 

30   60   90    
                     

 

Полученные данные вносят в таблицу, анализируют, делают выводы.

 

 

Лабораторная работа № 7

Тема: Выработка и угасание мигательного условного рефлекса у человека

Цель: изучить физиологические механизмы, лежащие в основе выработки условного рефлекса.

Методика.  Исследуемый надевает очки, к одной из дужек которых прикреплена трубочка, соединенная с резиновой грушей. Экспериментатор нажимает на грушу и демонстрирует безусловный мигательный рефлекс, который возникает при действии струи воздуха на конъюнктиву глаза. Затем он приступает к выработке условного мигательного рефлекса - сочетает условный сигнал (звонок) с раздражением конъюнктивы глаза струей воздуха. Звонок опережает действия струи воздуха на 1 с. После нескольких сочетаний только один условный раздражитель вызывает мигание. Далее экспериментатор приступает к угашению условного рефлекса, для чего подает условный сигнал несколько раз без подкрепления. Отмечают время угасания условного рефлекса.

Результаты анализируют, делают выводы.

Лабораторная работа № 8

Тема: Второсигнательные раздражители в предстартовых реакциях

Цель: выявить величину предстартовых реакций организма по динамике пульса под влиянием второсигнальных раздражений (условно рефлекторное раздражение).

Методика. В эксперименте принимают участие два исследуемых. На расстоянии 10 м от них устанавливают булавы. Преподаватель и студенты за счет подачи с интервалом в 10 с команд "На старт!", "Внимание!" создают соревновательную ситуацию. При этом подсчитывают пульс на лучевой артерии. Затем дается команда "Марш!", по которой исследуемые как можно быстрее добегают до гимнастических булав, берут их и возвращаются к линии старта. Вновь подсчитывают пульс. Результаты заносят в таблицу, анализируют, делают выводы.

Таблица 1 – Результаты

Ф.И.О.

исследуемых

ЧСС

В покое

При подаче команд

После реакции команды “Марш!”

“На старт!” “Внимание!”
1.                  
2.                  
3.                  
4.                  

 

Лабораторная работа № 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: