Модельный метод обучения

 

Сергеева Дарья Евгеньевна,
г. Абакан,
МОБУ СОШ №10,
учитель английского языка,
sergeevade1898@mail.ru

 
    «Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция).

Игровые технологии, как эффективный метод обучения широко известны в педагогической сфере. Модельный метод обучения является разновидностью педагогической игры. Это сравнительно новый и постоянно совершенствующийся вид деятельности, применимый в отличии от большинства игровых методов не только для обучающихся начальной школы. 

Актуальность выбора темы состоит в необходимости побуждения обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, и моделировании на уроках наиболее реалистичных речевых ситуаций для применения теоретических знаний на практике. В качестве эффективного средства мы предлагаем метод деловой игры, который нацелен на самостоятельное добывание знаний учениками, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков в ситуации активного живого диалогического общения.

В школьную педагогику модельный метод пришел из педагогики специальной. Ранее он широко применялся в военной подготовке на занятиях, посвященных развитию тактических навыков. Обучение на так называемом «ящике с песком» — изменяемой модели местности, с помощью которой создавалась тактическая обстановка и проигрывались различные варианты боевых действий. Аналогично это средство может применяться при изучении элементов курса географии: ландшафтов, речных бассейнов, геологических структур и др. Другой вариант этого же метода — путешествия по картам на уроках географии или истории.

С середины 80-х годов все большую популярность в школах приобретают разнообразные уроки в виде деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция и тому подобное. Все деловые игры — это реализация модельного метода обучения, своего рода ролевая игра [1, с. 9].

Деловая игра: это современный метод обучения. На уроках иностранного языка он используется для активизации навыков говорения в ситуации живого общения. При реализации данного метода на уроке процесс обучения происходит в ключе активного взаимодействия учащихся. При этом каждый ученик принимает на себя определенные роли и функции в соответствии с поставленной задачей. Деловая игра помогает:

- смоделировать различные аспекты профессиональной деятельности, путем моделирования ситуации с помощью использования правил поведения учеников;
    - снять языковой барьер при коммуникации;

- активизировать навыки свободного говорения на иностранном языке;
    - овладеть иностранным языком как средством профессионального общения.

Целью деловой игры является обучение детей созданию логичных, последовательных монологических высказываний с опорой на предложенные модели, а затем без использования опоры для активизации навыков говорения.
     Занятия в виде деловых игр - это уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция и др. Форма зависит от изучаемой темы и ограничивается лишь фантазией педагога.

Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.

Урок-пресс-конференцию провожу с целью обобщения и закрепления изученного материала по теме «Известные люди», «СМИ», «История страны». Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: экологов, историков, журналистов.

Проводя разного вида уроки-пресс-конференции, я поняла, что они как нельзя лучше способствуют развитию активного словарного запаса, помогают развивать навыки аудирования, говорения, несут практическую значимость для подготовки к экзаменам, в том числе помогают обучающимся подготовиться к итоговому собеседованию. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для самовыражения обучающихся.

Урок-суд можно провести при изучении темы «Субкультуры». Класс делится на группы, каждой группе достается определенная роль представителей определенной субкультуры, обвинителей или судей. Задача обвинителей, используя лексику по теме предъявить некие требования по изменению ненадлежащего внешнего вида и поведения обвиняемых, задача обвиняемых обосновать свою позицию и аргументировано ответить на все заданные вопросы, задача судей воспринимать и фиксировать информацию на слух, чтобы впоследствии вынести вердикт. Данный тип уроков несет не только обучающую функцию, но и является своеобразным психологическим тренингом, направленным на развитие у обучающихся толерантности по отношению к окружающим и формированию принятия самих себя.

Урок «Современное искусство» в форме экскурсии можно объединить с темами «Страны мира» и «Путешествия». В классе выбираются экскурсоводы, которые заранее готовят сообщения об объектах искусства и туристические группы условной различной этнической принадлежности. Задача экскурсовода не только рассказать о каком-либо арт-объекте, но и ответить на вопросы группы, задача туристов задавать вопросы в ходе экскурсии и отыгрывать определенное поведение, руководствуясь знаниями, полученными в ходе изучения темы страны мира: обычаи, традиции, ментальность того или иного этноса.

 Английский язык, как никакой другой предмет школьного курса, позволяет использовать знания, полученные на других уроках. Например, при изучении темы «Музыка» целесообразна опора на знания учащихся, полученные на уроках музыки: композиторы, исполнители, музыкальные произведения, стили, жанры. При изучении животных опорой станут знания, полученные на уроках биологии. Все уроки об открытиях и первооткрывателях англо-говорящих стран, географическом положении, исторических фактов опираются и дополняют знания истории и географии. При решении примеров при изучении темы «Числительные. Даты.» по определению времени, процентного содержания, при переводе единиц измерения пригодятся знания, полученные на уроках алгебры и геометрии.

Так же большим подспорьем учителя английского языка станут уроки литературы. На своих уроках мы часто используем стихи и художественные произведения различных писателей и поэтов как зарубежных, так и отечественных: сонеты Уильяма Шекспира, поэзия Байрона, рассказы Агаты Кристи, Д. Селинджер «Над пропастью во ржи», С. Я. Маршак, А. С. Пушкин, С. А. Есенин, А. П. Чехов.

Многие понятия в английском языке не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами. Вместе с учителями биологии, обществознания и географии мы провели следующие интегрированные мероприятия: урок по английскому языку и биологии в 8 классе по теме: «Растения в государственной символике Великобритании»; география - английский язык: «Англо – говорящие страны» в 8 классе; английский язык и обществознание «Молодежные субкультуры» в 10 классе.

Английские словарные диктанты, чайнворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью рабочих тетрадей, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития. Такие упражнения также могут быть интегрированы в деловую игру, например, урок-турнир, где есть судьи, наблюдатели, турнирная таблица, комментаторы, или урок-путешествие, в таком случае обучающиеся являются попутчиками и в ходе игры должны обмениваться не относящимися к прямому заданию репликами – то есть должны познакомиться, поговорить о погоде, времени путешествия, описать цель своей поездки.

Интересной формой активизации познавательной деятельности учащихся является, на наш взгляд, написание письма. Этот приём используется со 2 класса, конечно пока на элементарном уровне, а далее задание усложняется, так как этот вид речевой деятельности введен в экзамен по английскому языку в 9 и 11 классах. При изучении тем много интересной информации остаётся не применённой. И ученики пишут письма друг другу, учителю, вымышленному адресату, учитывая правила написания личного письма. Чтобы интерес к этой работе не ослабевал, необходимо брать как можно более обширную тематику писем и обязательно оценивать работы по балам, по критериям оценивания раздела С1 - письмо. Когда у учеников накопится достаточно навыков по написанию писем, предлагаю написание писем с орфографическими и лексическими ошибками, а далее и задания повышенного уровня С2 - эссе.

Модельный метод обучения здесь реализуется в том, что ученикам предлагается конкретная ситуация, сфера деятельности и место, из которого им предстоит написать письмо: необитаемый остров, далекая планета, замок, охраняемый драконом, корабль в открытом море, каникулы в деревне у бабушки и др. Обучающийся должен представить себя в заданной ситуации и исходя из этого написать письмо, далее письма зачитываются, а слушателям предлагается определить кем был автор и где он находился [2, с. 57].

Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не имело оттенка принуждения и не вызывало резко отрицательных эмоций.

Метод эмпатии означает способность человека вживаться в состояние другого объекта, «вселение» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту – себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, иллюстрационной форме [5, с. 30].

Данный метод также является разновидностью модельного. Приведем пример такого урока по темам «Животные», «Зоопарк». Класс разбивается на группы: посетители зоопарка и его обитатели. Речевая ситуация такая: посетители должны с помощью наводящих вопросов узнать об обитателе как можно больше информации и догадаться кто перед ними, задача обитателя отвечать на вопросы полными и краткими ответами. Такое упражнение помимо развития навыков аудирования и говорения, поможет закрепить умения задавать вопросы, отвечать на них, описывать предметы, закрепить знания по различным темам: «Цвета», «Числа», «Времена глаголов», «Предлоги места», «Страны мира», «Погода» и др.

Урок-дискуссия на примере темы «Экология». До начала урока учитель вывешивает списки: группа делится на 4 мини-группы, в каждой выбирается лидер, который руководит группой и будет отвечать за результаты проделанной работы; в начале урока учитель рассказывает о плане работы:

I этап: каждой группе предлагается проблема, которую следует обсудить и предложить резюме по итогам обсуждения:

1) Экология души: стоит ли говорить об этом сегодня? Что это такое?

2) Экология и цивилизация: возможна ли гармония между ними? Есть ли какие-то точки соприкосновения?

3) Если бы вы были членом правительства, какие бы меры вы приняли для улучшения существующей ситуации в стране?

4) Экология будущего: ваши предположения и размышления (примерно 5-6 минут на обсуждение).

II этап: лидеры каждой мини-группы берут свои задания и переходят в другие мини-группы, чтобы обсудить предложенную проблему с ними, т.е. каждая мини-группа должна обсудить все четыре проблемы и предложить своё резюме (по шесть минут на каждую, 24 минуты).

III этап: лидеры групп возвращаются и рассказывают о результатах обсуждения своей проблемы другими группами (примерно 3 – 4 мин.);

I V этап: учащиеся составляют и пишут итоговое резюме (каждый член мини-группы – своё, соглашаясь или не соглашаясь с результатами группового обсуждения), которое сдаётся учителю в конце урока; кроме того, группа подводит итог, отмечая, кто и как работал на уроке, какую оценку следует поставить каждому ученику (или не поставить), и лидеры группы сдают листочки со своими оценками учителю.

Дискуссионный метод обучения английскому языку позволяет также формировать сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевую культуру, направленность на выявление причин возникающих проблем и установку на их решение в дальнейшем. Здесь реализуется принцип формирования критического мышления у обучаемых. Язык, таким образом, является одновременно и целью и средством обучения. Дискуссионный метод помогает обучающимся не только овладевать всеми четырьмя видами речевой деятельности, но посредствам языковой ситуации на фоне проблемы в социокультурной сфере обнаружить причины возникших ситуаций и попробовать даже решить их. Интерес к самостоятельному решению проблемы является стимулом, движущей силой процесса познания [3, с. 18].

Таким образом, применение модельного метода деловой игры позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность, формирует культуру творческого оперативного мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых. Поскольку обсуждение и решение проблем происходит в процессе управляемого группового общения, то у участников вырабатывается умение действовать в интересах группы, появляется заинтересованное уважение к собеседникам и ведет к формированию коллектива. Применение этого метода на уроках позволит сформировать думающего и владеющего не только английским языком, но и разбирающегося в различных проблемах специалиста, способного ориентироваться в быстро меняющихся информационных потоках. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом [3, с. 22]. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.

Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяются учителем, но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком.

 Модельный метод деловых игр должен, разумеется, предшествовать методу проектов, однако эти методы в педагогической практике неразрывно связаны друг с другом. Именно совокупность этих методов в тот момент, когда обучающиеся овладели умениями критического мышления, отражают специфику формирования коммуникативной компетентности, межкультурного общения [5, с. 37].

Выбор того или иного метода диктуется особенностями содержания изучаемой темы, выдвигаемых проблем исследования и обсуждения. Главное в отборе этих методов – сосредоточить внимание обучающихся на предмете обсуждения, а не на языковой форме, это то и является первостепенной задачей, которая сегодня стоит перед каждым педагогом нашей страны.

 

 

Библиографический список

1. Аркусова И. В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения); НОУ ВПО МПСИ – Москва, 2012. – 128 c.

2. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы; Просвещение – Москва, 2011. – 168 c.

3. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку; КАРО, Четыре четверти –Москва, 2014. – 192 c.

4. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку; ТетраСистемс – Москва, 2011. – 304 c.

5. Никитина Л. К. Технологии подготовки к аттестации по иностранному языку; КАРО –, 2015. – 256 c.

 

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: