Жанры официально – делового стиля речи

ОБЩИЕ (официальные) документы – это статьи Конституции, постановления правительства, договоры, указы, уставы, акты, справки и т.п.

ЛИЧНЫЕ документы - деловые бумаги личного характера, составленные и оформленные частным, физическим лицом.


1. В деловых бумагах не употребляются слова и выражения:
а) вышедшие из употребления – архаизмы (например, не сего года, а этого года, текущего года; не означенный, а названный );
б) слова, имеющие эмоционально-оценочный оттенок (например, болтик, переменка, взвинтить, сговор, насаждать );
в) слова, относящиеся к ограниченной сфере употребления: просторечные слова, имеющие отрицательную эмоциональную окраску (например, балбес, скувырнуться); диалектизмы – слова местных, территориальных говоров (например, бурак (свекла), кочет (петух)); жаргонизмы – слова, характерные для определенных социальных групп (например, баранка (руль), замести (арестовать )).

2. Имена числительныеобычно пишутся цифрами (в некоторых случаях прописью в скобках после указанных цифр). Окончания порядковых числительных – через черточку, если числительные обозначены арабскими цифрами (например, 2-я научная студенческая конференция). После римских цифр окончания не пишутся (например, XI Международная научно-практическая конференция).

3. Предлоги: употребляются только с сущ в ф. Д. п.

благодаря (действиям сотрудников)
применительно к (положению устава)
согласно (приказу)
вопреки (распоряжению)

Предлоги, употребляющиеся с формой Р.п.

в отношении (вышеуказанных лиц)
во избежание (нарушений техники безопасности)
в целях (обеспечения порядка)
в течение (всего дня)
вследствие (пожара)
ввиду (сложившихся обстоятельств)
насчет (режима работы)
независимо от (обстоятельств дела).

Реквизиты – постоянные элементы содержания деловых бумаг, должны содержать:

- сведения об адресате (должность, ФИО лица, кому адресован документ)
и адресанте (должность, ФИО лица, составившего документ; в некоторых случаях – контактная информация о составителе: адрес места проживания, номер телефона, номер факса и т. Д);

- наименование жанра документа (например, Заявление, Расписка и т. Д.);
- опись приложений к документу, если они имеются;
- дата, подпись автора документа и др.

Чтобы документ имел юридическую силу, недостаточно только правильно использовать в нем те или иные реквизиты, но и необходимо ПРАВИЛЬНО, в соответствии с существующим ГОСТом (государственным стандартом) их расположить и наполнить документ языковым материалом.

Документ – (от лат. Documentum – «доказательство, свидетельство») деловая бумага, обслуживающая сферу общения государства с государством, государства с гражданами и граждан между собой.

Доверенность — это документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ.

Расписка — это документ, удостоверяющий получение лицом денежных средств или материальных ценностей.

Заявление – личный документ, содержащий просьбу заявителя к должностному лицу.

Объяснительная записка — документ, составляемый для пояснения отдельных ситуаций, нарушений, положений основного документа (проекта, отчета, плана).

Договор — письменное или устное соглашение двух или нескольких лиц на определенное решение или совершение определенных действий служит в общественной жизни источником обязательств (см.), нравственных или юридически

Деловая беседа – форма делового общения, предполагающая обсуждение каких – либо деловых вопросов.

Приказ -официальное распоряжение органа власти (войскового начальника, начальника учреждения), обращенноеобычно к подчиненным и требующее выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правилили устанавливающее какой-нибудь порядок, положение.

Указ -распоряжение, постановление верховного органа власти, имеющее силу закона.

Протокол - 1. Документ с записью происходящего (на собрании, заседании, допросе и т.п.).
2. Документ, удостоверяющий какой-л. факт, происшествие.
3. Письменное соглашение между государствами (обычно по частным вопросам). 

Устав – официальный законодательный документ внутрнннего характера, устанавливающий нормы поведения, делового общения, права и обязанности членов какого – либо общества, трудового коллектива и т.д.

Соглашение – официальная договоренность о чем – либо на кких – либо условиях.

Коммунике – официальное сообщение оважных для гсударства событиях.

Конвенция – международный договор, соглашение по какому – либо вопросу.

Нота – официальное дипломатическое письменное заявление одного государства другому.

Переговоры – это разновидность деловой беседы

, направленной на решение проблемы и предусматривающий заключение договоров, сделок, контрактов. Переговоры всегда предполагают, по крайней мере, двух участников, интересы которых частично совпадают, а частично – расходятся.

Зако́н — официальный государственный документ

, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения, предназначен для соблюдения всеми жителями государства.

Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, устанавливающий основы политического и общественного устройства.

Меморандум - 1. Дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-л. вопросу (обычно прилагаемый к ноте и вручаемый представителю другой страны).
2. устар. Справка или докладная записка, разъясняющая что-л. или напоминающая о чем-л.

 






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: