Комплексный учет состава имущества на предприятии

Управление собственностью

Имущество предприятия: понятие и виды

Имущество предприятия - это то, чем оно владеет: основной капитал и оборотный капитал, выраженное в денежной форме и отраженное в самостоятельном балансе предприятия.

Имущество подразделяется на:

· недвижимое (недвижимость);

· движимое.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Движимое имущество на предприятии - это различное оборудование, машины, установки, аппараты, приборы, механизмы, инструменты, оснастка, транспортные средства, мебель, средства связи и т.д.

С юридических позиций предприятие как объект прав -  имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В составе предприятия имеется как движимое, так и недвижимое имущество, но в то же время все предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью (п. 1 ст. 132 ГК РФ)

В процессе анализа использовать такую классификацию имущества по категориям риска:

1. минимальный риск - наличные денежные средства, легко реализуемые краткосрочные ценные бумаги;

2. малый риск - дебиторская задолженность предприятия с устойчивым финансовым положением, запасы товаров материальной ценности, готовая продукция, пользующаяся спросом;

3. средний риск - продукция производственно-технического назначения, незавершенное производство, расходы будущих периодов;

4. высокий риск - дебиторские задолженности предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, запасы готовой продукции, вышедшей из употребления, неликвиды.

Наиболее простая и доступная классификация активов:

1. текущие оборотные мобильные активы: оборотные средства, затраты, запасы, денежные средства, готовая продукция, дебиторская задолженность, расходы будущих периодов.

2. иммобилизованные внеоборотные активы: основные фонды, нематериальные активы, краткосрочные вложения.

 

Комплексный учет состава имущества на предприятии

 

На предприятиях действуют следующие виды учета имущества:

1.  правовой регистрационный учет объектов недвижимости, включающий кадастровый учет земельных участков и недвижимости и технический учет объектов недвижимости;

2. бухгалтерский учет основных средств вместе с налоговым и статистическим учетом;

3. оперативный учет состояния объектов имущества.

Правовой регистрационный учет объектов недвижимости связан с государственной регистрацией недвижимого имущества в Едином государственном реестре.

Экономическое значение государственной регистрации заключаемся в следующем:

1. Государственная регистрация - это форма защиты права собственности на недвижимое имущество со стороны государства.

2. Государственная регистрация необходима для развития и регулирования фондового рынка, вовлечения недвижимости в хозяйственный оборот.

3. Через государственную регистрацию государство решает также фискальную функцию — определяются плательщики налога на имущество.

В общей системе государственной регистрации недвижимости есть две подсистемы:

1. система регистрации прав собственности;

2. система регистрации документов о правах собственности.

В системе регистрации прав собственности, во-первых, ведется учет объектов недвижимости как объектов зарегистрированных прав с помощью Единого государственного реестра прав и, во-вторых, вносятся записи в данный реестр.

Каждому объекту недвижимости присваивается уникальный идентификационный кадастровый номер. Этот номер сохраняется, пока существует объект недвижимости. Собственники могут меняться, но номер объекта сохраняется.

Кадастровый номер помещения в здании состоит из кадастрового номера здания и инвентарного номера помещения. Структура кадастрового номера выглядит следующим образом:

А: Б: В: Г: Д: Е

где:

· А - номер субъекта Российской Федерации;

· Б - номер административно-территориального образования, входящего в субъект РФ;

· В - номер территориальной зоны в составе административно-территориального образования (например, микрорайон, жилой массив в городе);

· Г - номер земельного участка в территориальной зоне;

· Д - номер здания;

· Е - номер помещения в здании.

Внесение записи в Единый государственный реестр прав = приобретение права собственности и защиту права от встречных прав и посягательств от других лиц.

Система регистрации документов о правах построена на следующих положениях:

• государство берет на себя обязательство регистрировать и хранить документы по передаче права собственности, причем преимущество у того, кто раньше подал документы;

• регистрация документов еще не является свидетельством появления права собственности;

• при регистрации документы о сделке проверяются с точки зрения законодательства и наличия информации в Едином реестре прав.

Государственная регистрация – юридический акт, которым государство признает и подтверждает возникновение, ограничение, переход или прекращение прав на недвижимое имущество. Это единственное доказательство права на недвижимое имущество.

Регистрация вещных прав ведется в два этапа: на первом этапе проводится регистрация сделки (договора), на втором этапе — регистрация возникновения, перехода или прекращения вещных прав.

Регистрации подлежат следующие документы:

• договор купли-продажи и мены предприятия (ст. 560 ГК РФ);

• договор аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК РФ);

• договор аренды предприятия независимо от срока (п. 2 ст. 658 ГК РФ);

• договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года (п. 2 ст. 651 ГК РФ);

• договор аренды жилого помещения юридическим лицам независимо от срока аренды (ст. 609 и 671 ГК РФ);

• договор аренды земельного участка (п. 2 ст. 1017 ГК РФ);

• ипотека (ст. 339, 488, 489 и 131 ГК РФ);

• сервитут (ст. 274 ГК РФ).

Следующий вид учета имущества — бухгалтерский учет основных средств.

Главным документом, регламентирующим организацию учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету Учет основных средств (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 № 2614.

С бухгалтерским учетом непосредственно связан налоговый учет, предусматривающий ведение регистров по налогу на имущество, а также статистический учет, предусматривающий отчетность по форме №11 о движении основных фондов.

Оперативный учет состояния имущества является внутренним учетом. Он предназначен для решения внутренних задач по управлению имущественными объектами: для планирования ремонтов и сроков обновления, организации имущественного страхования, подготовки имущества к залогу, сдаче в аренду и других операций с имуществом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: