Фрески церкви Спаса на Ильине улице. Художник. Феофан Грек

Тема: История искусства Новгорода (конец XII – XVвв.)

Новгород – один из древнейших русских городов, второй по значению центр Киевской Руси. Новгород являлся посредником в торговле между Западной Европой, славянскими землями и Востоком, т.к. расположен на важной торговой магистрали

Новгород был боярской республикой. Важнейшие решения принимались на городском собрании – вече. Собиралось вече на городской площади, и его решения были известны всем и каждому.

Новгород – один из самых изученных археологами город Древней Руси. Состав почвы таков, что многие предметы в ней лежат веками, практически не изменяясь.

Шестьдесят лет назад в Новгороде была найдена первая берестяная грамота.

1. Берестяная грамота

На мягкой, податливой, предварительно обработанной берёзовой коре острым стержнем с лопаточкой на другом конце (он назывался «писало» или «стило») процарапывали надписи. Археологами найдено около 750 берестяных грамот. Содержанием берестяных грамот было:

· Хозяйственные распоряжения;

· Политические донесения;

· Записи судебных дел;

· Бытовые просьбы;

· Крестьянские жалобы;

· Технологические рецепты ремесленников;

· Школьные упражнения детей;

· Заговоры воротив лихорадки;

· Молитвы.

Значение берестяных грамот огромно. Впервые в руки историков попали подлинные документы XI столетия, и было доказано, что грамотность на Руси была распространена среди широких слоев населения.

Князья, которых приглашало вече, были не управителями, а служителями, выполняли обязанности судьи и полководца. Благодаря богатству города, князья могли возводить величественные храмы.  

2. Храм Святой Софии Новгородской.

Собор построен по велению князя Владимира Ярославича, сына Ярослава мудрого. Возможно над ним работали византийские мастера, присланные из Киева. Собор построен из плинфы и камня, хотя кладка грубее и проще, чем в Киеве. Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие интерьер храма на пять нефов. В середине храма – крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом.

 

Особенности

Впечатление от храма создается суровое, монументальное, компактное. Его стены массивны, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. Пять мощных куполов высоко подняты над зданием. Он возвышался громадой над невысокими деревянными городскими домами – палатами. Интерьер собора был расписан фресками, от которых сохранились лишь фрагменты.

В конце XII столетия несколько храмов было построено новгородскими князьями за пределами города. Последней княжеской постройкой стал храм Спаса на Нередице.

 

3. Храм Спаса на Нередице.

Церкви строились добротно, основательно, уютно, но не роскошно. Церковь выглядит приземисто, скупыми на украшения. В них очень сильно ощущение «ручной работы»: кажется будто их лепили прямо руками, приделывая к основному кубу сильно выступающую апсиду, оставляя неровности и шероховатости кладки стен, проделывая,то здесь углубления в толще стены – небольшие, ассиметрично расположенные окошки.

Н. Рерих. Церковь Спаса.

Во второй половине столетия каменное строительство замерло. На него не было средств. Новгород избежал монголо-татарского ига, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем платить дань Орде.

 В XIV столетии на Новгородской земле создан целый ряд храмов: церковь Фёдора Стратилата на Ручью, Спаса на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках. Это были небольшие четырехстопные одноглавые храмы, почти кубические по пропорциям. Каждая церковь была раччитана на жителей одного района, а не всего города.

Жители каждого района стремились к тому, чтобы их церковь своим убранством отличалась от других. Фасады стали украшать маленькими фигурными нишами, углублениями, крестиками, выложенными из объемного кирпича. Барабаны куполов опоясывали рядами арок и треугольников. Апсиду делают одну высотой до половина стены. Закомары заменяются трехлопастным покрытием. Трехлопастное покрытие со временем превратилось в излюбленный прием новгородского каменного строительства.

Иными стали материалы. Церкви складывались из грубо отесанных известковых плит и камней-валунов. Поэтому поверхности стен стали неровными, волнистыми, будто живыми на ощупь. Кажется будто стены церквей дышат мощью и природной силой.

4. Церковь Спаса на Ильине улице.

Фрески церкви Спаса на Ильине улице. Художник. Феофан Грек.

Феофан Грек переселился на Русь из Византии, на Руси его искусство пустило корни и принесло плоды. Приехав в Новгород, Феофан обратился к изучению уже сложившейся там художественной традиции, он проник в дух фресок Нередицы, Старой Ладоги, Снетогородского монастыря, и его собственные росписи в церкви Спаса на Ильине в известной мере эту традицию развивают, хотя очень по новому и по-своему.

 

5. Спас Вседержитель. Фреска.

Вседержитель изображен огромным, грозным, вопрошающим, взгляд его широко открытых глаз проникает в душу каждого пришедшего в храм.

6.  Троица.Фреска.

Изображая Троицу, художник идеально вписал композицию в полукруглый участок стены. Троица – Бог Отец, Бог Сын т Бог Дух Святой. По христианским представлениям, это Бог, единый в трех лицах, в трёх ипостасях.

Художник, изображая Троицу, основывался на повествовании из Библии, из Ветхого Завета. Там рассказывается о кочевнике Аврааме, которому дано было обещение, что произойдет от него великий народ. Но шло время, а брак Авраама оставался бесплодным. И вот однажды явился Аврааму Господь у дуба Мамврийского. Авраам увидел трех странников и принял их лучшим образом. Покидая шатер, они предрекли Сарре (его жене) рождение сына. Сарра родила сына, а Авраам стал родоначальником целого народа.

7. Столпники. Фреска.

Нередицкие фигуры полны экспресс, но закованной в статичную, отяжеленную форму, их лики написаны резкими мазками, превращая лицо в подобие маски. Кисть Феофана, напротив, обладает волшебной динамичностью – порывистые белые штрихи – «движки» - оживляющие темно-терракотовые узкие лики, подобны молниям. Традиционные образы «старцев» раскрыты в их внутреннем мире – просветленном и потрясенном (Н.А. Дмитриева).

В росписях Феофана Грека всё направлено на создание единого целостного пространства церкви. Изображения крупны по масштабу, колорит построен на сближенных цветах, и только небесный свет сложится на лик и фигуры персонажей в виде ярких, словно вспыхивающих белильных бликов (движков).

Иконопись Новгорода.

8. « Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»

Персонажи иконы очень выразительны по своей простоте. Главный святой выделен размером – Иоанн Лествичник (почитаемы в народе святой). Очень наряден красный – киноварный фон иконы. Композиция иконы бесхитростна: симметрична и устойчива.

9. «Молящиеся Новгородцы»

  Неизвестный иконописец по повелению «раба Божия» Антипа Кузьмина написал икону «Молящиеся новгородцы». Она разделена на два яруса. В верхнем Христос и обращенные к нему в молении Богоматерь и святые, а в нижнем – «молящиеся о грехах своих» боярский род: Григорий, Мария, Яков, Стефан, Евсей и Олфим. Это уже умершие родственники Антипа.

10. Житийная икона «Чудо Святого Георгия о змие»                                                            

Житийная икона изображает «житие Святого». В центре иконы изображен «избранный святой» Георгий. На коне поражающий копьем змея. Его встречает царевна (дочь заказчика иконы). Сурово глядит Георгий Победоносец в глаза молящихся. Изобразительный язык иконы точен и прост, немного напоминает народную лубочную картинку.

                                                         

Задание

Ответить на вопросы конспекта и записать ответ в рабочей тетради.

1. Перечислите особенности новгородских церквей.

2. Перечислите особенности фресковой живописи Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине улице.

3. Напишите название новгородской иконы наиболее вам понравившейся.

(Ответы пишите полно. Например: 1. Особенностями новгородских церквей являются:

1.

2……)

 

10

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: