ЛЕКЦИЯ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Вопросы
Бытие человека в природном и социальном мире.
Потребности и интересы человека.
Деятельность и мышление.
Бытие человека в природном и социальном мире.
Сознание и бытие – философские категории. Философия – это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем. Сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Бытие означает, прежде всего, существование, основанное на положении «я есть».
Сознание выступает в двух формах:
1. Индивидуальной (личной)
2.Общественной
Необходимо различать реальное и идеальное бытие.
Реальное бытие имеет пространственно- временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека.
Идеальное бытие представляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, практического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают ценности, идеи, понятия.
|
|
Наука выделяет четыре формы бытия:
1) Бытие вещей, процессов, природы как единого целого;
2) бытие человека
3) бытие духовное
4) социальное бытие
Первая форма бытия – бытие вещей, означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же, как и все предметы, созданные человеком.
Бытие человека включает в себя единство телесного и духовного существования. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них — с духовной жизнью человека.
Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое — это существование человека как объекта природы, второе — как особи вида homo sapiens, третье — как социально-исторического существа. Каждый из нас — реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.
Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов, — индивидуализированное духовное, и то, которое существует вне индивидов, — объективированное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориентируемся в окружающем мире.
Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рождением человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или передается другим людям в процессе общения.
|
|
Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной системы человека. В то же время мысль, переживание, образ, созданный в сознании, — не материальные предметы. Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное, но и бессознательное.
Под бессознательным понимается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума.
Бессознательные процессы — это интуиция, сновидения, эмоциональные переживания и реакции. В них может проявляться информация, хранящаяся в подсознании.
Как видно, бытие тесно связано с сознанием — свойством человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность. В структуру сознания входят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.
Сознание неразрывно связано с языком. Язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, воспитания и т.д.
Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уникально. Однако человек — существо общественное, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание.
В зависимости от сферы проявления выделяют различные формы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиозное, философское и др.
Сознание человека — это одновременно и его самосознание, т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего сознания. Именно на уровне самосознания человек не только познает мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своего существования.
Первой формой самосознания (самочувствием) является элементарное осознание своего тела и включенности его в мир окружающих вещей и людей.
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень самосознания — это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность.
Потребности и интересы человека
«Сущность человека – совокупность всех общественных отношений».
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Виды потребностей человека
o Биологические (естественно-природные) – потребности в пище, одежде, жилище.
o Экзистенциальные – потребности в безопасности.
o Социокультурные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
o Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными.
У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными потребностями: потребность в знаниях выступает нередко, как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей. Потребности можно разделить на фундаментальные (физиологические и психологические) и нефундаментальные (ложные потребности, они не нужны человеку и порой даже вредны). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
|
|
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Осознание потребностей формирует интересы человека - как оформленное стремление к осуществлению потребностей. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Потребности служат мотивами, т.е. побудительными причинами деятельности (потребность – внутренняя сила)