внешним признакам по методу В.М. Басалаева При встрече поезда сходу:
колесная пара идет юзом при отжатых тормозных колодках, слышно пощелкивание, что свидетельствует о перемещении роликов, выпавших из своих гнезд в разрушенном сепараторе;
- выброс смазки хлопьями на диск и обод колеса, сильные потеки смазки в зоне смотровой и крепительной крышек при возможном разрушении подшипника;
- увеличенное осевое смещение при возможном разрушении торцевого крепления, подшипников;
- выделение дыма, появление запаха из буксы при неисправности полиамидного сепаратора подшипника буксового узла;
- наличие явных ползунов, небольших ползунов по всей поверхности катания колеса - этими признаками являются удары колеса о рельс; дребезжание тормозной рычажной передачи, галапирование тележки - это свидетельствует о возможной неисправности роликовой буксы с разрушением сепаратора;
- выброс искр пучком со стороны лабиринта при провороте внутреннего кольца или разрушении заднего подшипника;
- отсутствие или повреждение смотровой крышки;
- наличие неравномерного проката колеса, определяемого:
* при скорости движения поезда более 60 км/ч - по увеличенному колебанию консольной части боковой рамы тележки вместе с корпусом буксы колесной пары, имеющей неравномерный прокат;
* при скорости движения поезда менее 60 км/ч - по состоянию крепления фрикционной планки, по сдвигу пружин или их отсутствию, по креплению валика подвески башмака. Следы трения отчетливо видны по наличию яркого металлического блеска. При наличии неравномерного проката в обязательном порядке необходимо вскрыть буксу с обеих сторон
колесной пары и проверить, нет ли разрушения колец подшипника или разрушения сепаратора.
При стоянке поезда:
1. Корпус буксы имеет наклон по отношению к шейке оси, что является признаком местной выработки посадочной поверхности корпуса буксы от проворота наружных колец, выработка шейки оси от проворота внутренних колец и т.д.
Проворот внутреннего кольца является особым браком и представляет опасность в том, что нагрева роликовой буксы может не быть при хорошем состоянии смазки, а внутреннее кольцо работает как подшипник скольжения, вызывая ступенчатый износ шейки оси, при этом букса наклоняется. При прово-роте внутреннего кольца заднего подшипника букса наклоняется в сторону диска, при провороте переднего подшипника - букса имеет наклон в противоположную сторону.
При дальнейшем разрушении, чем интенсивнее нагрев, даже при разрушении переднего подшипника, тем образование примесей в смазке меньше, так как смазка становится жиже, и металлическая пыль притягивается к намагниченному кольцу, за исключением разрушения сепаратора. Если проворот переднего кольца на шейке оси даст выработку на 1 мм, то букса наклонится вперед примерно на 1 мм. При наклоне буксы вперед происходит увеличение зазора между лабиринтным кольцом и корпусом буксы вверху и уменьшение зазора внизу, т.е. произойдет перекос буксы.
2. Буксовый узел относительно лабиринтного кольца в осевом направлении сдвинут вперед в верхней части, а в нижней части - назад. Наличие разницы размера сдвига буксы свидетельствует об аварийном состоянии буксового узла. Смещение корпуса буксы относительно лабиринтного кольца на шейке оси проверяется крючком. При проведении крючком по месту перехода от лабиринтного кольца к задней стенке корпуса, при исправном торцевом креплении крючок зацепится за корпус буксы, если крючок соскочит, то это указывает на возможную неисправность торцевого крепления.
Эффективным способом выявления данных неисправностей является метод замера осевого зазора между лабиринтным кольцом и корпусом буксы специальным щупом (шаблоном Басалаева) длиной 50 мм, который имеет:
- с одного конца конус для измерения зазора между лабиринтным кольцом оси и лабиринтом буксы;
- с другого конца - выступ размером 1,7 мм для измерения смещения корпуса буксы относительно лабиринтного кольца. Увеличение размера выступа на 0,2 мм обосновано погрешностями на наличие посторонних частиц на поверхности корпуса буксы и лабиринтном кольце.