ABC-анализ
Одним из ключевых методов менеджмента и логистики является ABC-анализ. С его помощью можно классифицировать ресурсы предприятия, товары, клиентов и т.д. по степени важности. При этом по уровню важности каждой вышеперечисленной единице присваивается одна из трех категорий: A, B или C.
Создание списка анализируемых ресурсов
Первым шагом в проведении ABC — анализа необходимо перечислить все анализируемые позиции.
В зависимости от вида АВС-анализа это может быть: список ассортимента, список сырья, список клиентов или потребительских групп, список персонала, список статей бюджета.
Определить показатель, по которому Вы хотите отсортировать позиции.
В зависимости от вида АВС-анализа это может быть: объем продаж или прибыли, стоимость закупки сырья, затраты на человека или прибыль/ продажи с подразделения, уровень инвестиций.
Отсортировать все позиции по убыванию продаж/прибыли
Определить долю (вклад) каждой позиции
Данное действие выражается в делении суммы отдельной позиции на общую сумму продаж.
|
|
В отдельном столбце рассчитать совокупный процент
Совокупный % считается накопительно, начиная с верхних строк таблицы
Присвоить каждой позиции соответствующую группу А,В или С
Выделите группы согласно АВС методу по каждой позиции на основе столбца «Накопительный вклад».
- Все позиции от начала таблицы до границы 80% — категория А
- Все позиции от границы 80% до границы 95% — категория В
- Все позиции от границы 95% до границы 100% — категория C
Подготовить выводы по АВС-анализу
Необходимо помнить, что расчет АВС-анализа позволяет только обобщить имеющуюся информацию и представить ее в удобном виде.Желательно более подробно понимать и изучать причины попадания товаров в ту или иную группу.
1 Группа А – самые важные ресурсы, локомотивы кампании, приносят максимальную прибыль или продажи. Кампания будет нести большие потери при резком снижении эффективности данной группы ресурсов.
Ресурсы группы А должны жестко контролироваться, четко прогнозироваться, часто мониториться, быть максимально конкурентоспособными и не терять свои сильные стороны. На данную группу ресурсов должны быть выделены максимальные инвестиции, лучшие ресурсы. Успехи группы А должны быть проанализированы и максимально транслироваться на другие категории.
2 группа В – группа ресурсов, которые обеспечивают хорошие стабильные продажи/ прибыль кампании.
Данные ресурсы также важны для кампании, но могут модерироваться более спокойными и умеренными темпами. Данные ресурсы обычно являются «дойными коровами», относительно стабильны в краткосрочной перспективе. Инвестиции в данный вид ресурсов кампании не значительны и необходимы только для поддержания существующего уровня.
|
|
3 группа С – наименее важная группа в кампании. К такой группе могут относиться: ресурсы, от которых необходимо избавляться, которые необходимо изменять, улучшать.
При анализе данной группы необходимо быть очень внимательным и в первую очередь понять причину низкого вклада.
Например при анализе ассортимента товаров и услуг могут быть следующие варианты попадания товара в группу C:
- товар не востребован покупателем, не продается и имеет низкую ликвидность в сравнении с другим ассортиментом. В таком случае он должен быть снят с производства или улучшен.
- товар только выпущен, находится на стадии внедрения на рынок,его продажи имеют положительную динамику продаж.
- продажи, которые показывает товар — максимальные, но он является стратегически важным для кампании, так как удовлетворяет потребности отдельного рынка(возможно, более маленького).