Финансовые (денежные) ресурсы предприятия и их источники

Рассмотренные в предыдущих лекциях ресурсы, которые вовлекаются в производственно-хозяйственную деятельность, имеют денежную форму. Кроме того, в денежной форме выражаются любые результаты и затраты, используя один показатель — рубль. Это дает возможность определить, какие денежные ресурсы необходимо привлечь, чтобы обеспечить предприятие всем необходимым. Вместе с тем, чтобы обеспечить возможность принятия обоснованных решений, требуется четко представлять, откуда деньги будут приходить, куда, на какие цели будут расходоваться.

 

 

Финансы (от лат. financia — наличность) — это отношения в процессе образования и использования денежных фондов.

 

Соответственно деятельность по целенаправленному воздействию на этот процесс называется финансовым менеджментом, а люди, которые этим занимаются, — финансовыми менеджерами, или финансистами. На уровне государства этим занимается Министерство финансов. Это ведомство составляет главный денежный документ страны — бюджет, в котором, как известно, две части: доходная и расходная. Именно это ведомство планирует, откуда деньги будут приходить и куда их необходимо использовать, и контролирует их использование. На уровне предприятия этим занимается руководитель и финансовая служба фирмы. Таким образом, на предприятии образуются денежные потоки, связанные с получение доходов и несением необходимых расходов денег. Совокупность возможных денежных поступлений на предприятие из самых различных источников называется финансовыми ресурсами. Рассмотрим источники финансовых ресурсов предприятия.

 

Виды источников финансирования

 

Откуда берутся деньги на производственно-хозяйственную деятельность? Финансовые ресурсы на предприятии формируются при образовании предприятия, а затем воплощаются в основные и оборотные фонды. В результате производственно-хозяйственной деятельности необходимые денежные средства пополняются за счет реализации продукции и некоторых других источников, например продажи выбывших элементов основных фондов, а также путем привлечения внешних источников. Частично ранее уже обсуждались источники возникновения при изучении от-дельных видов ресурсов. Рассмотрим их более подробно.

Все источники денежных средств предприятия условно можно разделить на две группы: собственные и заемные.

Собственные источники. Собственные источники фи-нансирования включают в себя:

· уставный капитал;

· выручку от реализации и от другой деятельности пред-приятия;

· взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, взносы и пожертвования).

Уставный капитал формируется при создании предприятия. Это «стартовый» капитал, необходимый для начала деятельности предприятия. Его нижний предел ограничивается законодательно, и в зависимости от организационно-правовой формы предприятия он может называться по- разному:

· для товариществ — складочный капитал;

· общества с ограниченной ответственностью — устав-ный капитал;

· акционерных обществ — акционерный капитал;

· производственных кооперативов — паевой фонд;

· унитарных предприятий — уставный фонд.

Минимальный размер уставного капитала может быть

указан в твердой сумме или относительных показателях.

России для этого используется МРОТ. Так, на 2018 г. рос-сийским законодательством установлен следующий минимальный размер уставного капитала (фонда):

· для общества с ограниченной ответственностью — 10 000 руб;

· закрытого акционерного общества — 100 МРОТ (10000 руб.);

· открытого акционерного общества — 1000 МРОТ

(100000) руб.);

· государственного предприятия — 5000 МРОТ (500000 руб.);

· муниципального унитарного предприятия — 1000 МРОТ(100000руб.)

Выручка от реализации и от другой деятельности предприятия — основной источник денежных поступлений. Таккак при нормальной деятельности предприятия в цену товаров включены текущие затраты на производство и реализацию продукции, то после получения выручки возмещаются материальные затраты, затраты на оплату труда, а также на ремонт и реновацию основных фондов.

В качестве источника денежных фондов используется и прибыль (точнее, деньги в размере прибыли), которая не распределяется между создателями предприятия, а направляется на развитие предприятия (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль).

Однако зачастую предприятие не может покрыть свои потребности только за счет собственных источников. Это связано со многими причинами, обусловленными особенностями движения денежных потоков. Так, сроки продажи товара могут не совпадать со сроками поступления денег от продажи, как в случае продажи товаров с отсрочкой платежа (в кредит), или могут возникать непредвиденные задержки платежей. В случае длительности производственного цикла нехватка собственных средств может возникнуть в результате инфляции. Тогда денег, поступающих в виде выручки, не хватает на покупку необходимого количества сырья и материалов в связи с ростом цен на них. Кроме того, высокие темпы инфляции практически обесценивают амортизационные отчисления. В результате даже реновация основных фондов требует дополнительных денежных средств. Привлечения дополнительных денежных фондов требует и расширение предприятия (фирмы).

 

Взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, взносы и пожертвования) также могут быть источником денежных средств (добавочный капитал). Деньги, полученные от частных лиц или организаций, принимают вид либо пожертвований, либо инвестиций. Бюджетная же помощь для осуществления целевых мероприятий может выделяться в форме субвенций и субсидий.

  Субвенция (от лат. subventio — оказание помощи) — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или предприятию на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

  Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету или предприятию на условиях долевого финансирования целевых расходов. В некоторых случаях источником денежных фондов может быть эмиссионный доход, т.е. средства, полученные акционерным обществом-эмитентом при продаже акций сверх их номинальной стоимости.

Заемные источники. Заемные источники финансирования предназначены для привлечения дополнительных денежных фондов. По срокам возможного использования эти ресурсы подразделяют на кратко- и долгосрочные.

 

Краткосрочным источником денежных средств является краткосрочная кредиторская задолженность предприятия,т.е. отсрочка платежа, в результате которой денежные средства временно используются в хозяйственном обороте предприятия. Например, если уплатить налоги за год требуется до 1 апреля, то деньги, необходимые для этого, можно использовать в течение всего I квартала. Как правило, такая нормальная кредиторская задолженность возникает у предприятия по многим платежам. Однако использование кредиторской задолженности в качестве источника финансирования без достаточного обоснования повышает риск потери ликвидности, поскольку это наиболее срочные обязательства предприятия.

 

Другим заемным ресурсом являются денежные кредиты, как кратко-, так и долгосрочные. Предприятия получают кредиты на условиях платности, срочности, возвратности, целевого использования, под обеспечение (гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия). Банк проводит проверку

кредитной заявки на предмет юридической кредитоспособности (юридический статус заемщика, размер уставного капитала, юридический адрес и т.д.) и финансовой кредитоспособности (оценку возможностей предприятия своевременно возвратить ссуду). Это делает привлечение данного вида ресурсов достаточно сложным. Кроме того, кредитные средства для предприятия — платный источник финансирования. Но практика показывает, что при приемлемом уровне процентных ставок их использование более эффективно, чем собственных источников финансирования. Высокие процентные ставки могут вести к потере платежеспособности и в конечном итоге к банкротству предприятия.

 

Помимо указанных способов формирования и пополнения денежных фондов источником финансовых ресурсов может быть выпуск ценных бумаг. Ценных бумаг имеется большое количество. Особенностям их выпуска и обращения посвящено много исследований. Рассмотрим основные особенности того, какие ценные бумаги и каким образом помогут сформировать денежные фонды фирмы.

 

Ценные бумаги бывают долевые и долговые. К долевым ценным бумагам относятся акции.

 Акция — это ценная бумага, которая удостоверяет право собственности владельца на часть фирмы. Для этого уставный капитал делится на доли в денежном выражении. Разделение уставного капитала на акции позволяет продавать и покупать их как физическим, так и юридическим лицам. Если фирма, получив статус АО, выпустит акции и продаст их на первичном фондовом рын-ке (этот процесс называется эмиссией ценных бумаг), то вырученные от продажи акций деньги идут на увеличение собственного капитала фирмы.

 

К долговым ценным бумагам относятся облигации, векселя и ряд других бумаг.

Облигации — это эмиссионная ценная бумага, по сути являющаяся подтверждением того, что фирма, выпустившая ее, взяла деньги в долг. Это долговое обязательство. Облигации могут быть кратко- (на 1—3 года), средне- (на 3—7 лет), долгосрочными (на 7—30 лет). В конце срока обращения они погашаются, т.е. владельцам выплачивается их номинальная стоимость. Облигации могут быть купонными, по которым выплачивается периодический доход. Купон — это отрывной талон, на котором указана дата выплаты процента и его размер. Облигации могут быть бескупонными, периодический доход по которым не выплачивается. Они размещаются по цене ниже номинала, а погашаются по номиналу. Разница между ценой размещения и номиналом образует дисконт — доход владельца.

 

Вексель — это по своей сути долговое обязательство упла-тить по наступлении предусмотренного векселем срока оп-ределенную денежную сумму в конкретном месте. В случае выдачи векселя у предприятия появляются дополнитель-ные возможности оптимизации денежных потоков. Вексель может быть ордерным (на предъявителя) или именным. Векселя бывают простые и переводные. В последнем случае лицо, получившее вексель, может переуступить право на получение денег другому лицу.

 

Отношения между людьми, возникающие при выпуске и размещении на рынке (эмиссии) и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента (юридического лица или органа исполнительной власти, несущего от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг), а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются законодательством РФ1.

Выпуск (эмиссия) ценных бумаг —сложный, довольно длительный и дорогостоящий процесс, поэтому цели эмиссии должны быть значимыми для стратегического развития фирмы.

Помимо указанных выше источников финансовых ресурсов в хозяйственной практике появились иные способы оптимизации финансовой деятельности. К ним относятся факторинг и лизинг. Рассмотрим, каким образом эти финансовые операции помогают решать финансовые проблемы предприятия.

 

1.1 Факторинг 2

 

Факторинг является источником покрытия потребности в оборотном капитале фирмы. Рассмотрим сущность факторинговых операций более подробно. Факторинг заключается в приобретении банком у клиентов требований на взыскание долгов, частичной оплате таких требований и последующем получении долга у должника.

 

В факторинговой операции участвуют три стороны2:

 

фактор-фирма — факторинговая компания или фак-торинговый отдел банка;

 

продавец, поставщик — фирма, заключившая соглаше-ние с факторинговой компанией;

 

покупатель товара — фирма-дебитор (должник) клиента.

 

_____________________________________________________________

 

1Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 597-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

2Факторинг (англ. factoring) — перепродажа права на взыскание долгов.

3 В гражданском праве РФ эта операция осуществляется на основании

договора финансирования под уступку денежного требования. Этот дого-вор получил закрепление в части второй ГК РФ (ст. 824—833).

 

 

Взаимоотношения между этими сторонами развиваются следующим образом. В условиях, когда много товаров продается в кредит, у продавцов возникают проблемы с деньгами для обеспечения непрерывности производственного процесса. Фирма-продавец может взять краткосрочный кредит под обеспечение дебиторской задолженности фирмы. Однако банки предложили другую схему получения необходимых продавцу денежных средств. Фактор-фирма проверяет финансовое состояние покупателя (фирмы-дебитора), фирма-продавец передает платежные обязательства (дебиторские счета).

Теперь покупатель уже должен не продавцу, фактор-фирме. Последняя уплачивает фирме-продавцу сумму дебиторской задолженности, но так как деньги продавцу выдаются «сейчас», а дебиторская задолженность будет получена «позже», эта сумма уменьшается на опреде-ленную величину. Это называется «платой за факторинг». Таким образом, факторинг ликвидирует потребность предприятия в оборотных средствах.

 

Возможны два варианта. Скрытый факторинг — когда продавец «закладывает» в банк платежные обязательства покупателя, а банк фактически предоставляет кредит на 75—80% их стоимости. После получения платежа компания-продавец выплачивает кредит и проценты.

Открытый факторинг — когда компания действительно продает платежныеобязательства фактор-фирме и извещает об этом покупате-ля, а покупатель имеет дело уже с фактор-фирмой. Фактор-фирма фактически гарантирует клиенту получение платежей: сначала 75—80%, а после оплаты дебитора — остальные. Компания-продавец, естественно, платит за данную услугу фактор-фирме определенный процент, который по своей величине близок к ставке краткосрочного кредита. В неко-торых случаях фактор-фирма берет на себя работу с заем-щиками и по договору выплачивает компании деньги, даже если дебитор окажется неплатежеспособным.

 

Различают конъюнкционный и конфиденциальный факторинг. Конъюнкционный факторинг является универсальной системой финансового обслуживания клиентов, включающей в себя ведение бухгалтерского учета, проведение расчетов с поставщиками, покупателями. За клиентом сохраняются в этом случае только производственные функции. Чаще всего конъюнкционный факторинг сочетается с открытым, т.е. фактор-фирма немедленно зачисляет на счет клиента 75—80% стоимости продаваемого товара, а остальную сумму переводит в обусловленный срок, независимо от поступления денег в банк.

Конфиденциальный факторинг ограничивается выполнением операций по уступкеправа на получение денег, оплаты долгов, по предоставлению покупателю — клиенту банка платежного кредита.

Родственной с факторингом банковской операцией является форфейтинг. Предположим, что фирма-продавец поставила фирме-покупателю товар в кредит, получив от покупателя вексель на оплату товара. Банк-форфейтор выкупает вексель у продавца сразу после поставки им товара и выплачивает продавцу стоимость товара, взимая за это комиссионные.

Фактор-фирмы представляют собой дочерние фирмы крупных банков. Это связано с тем, что факторинговые операции требуют привлечения больших финансовых ресурсов, которыми сами факторинговые фирмы не обладают, но качестве дочерних фирм имеют возможность привлекать ресурсы «родительского банка» на льготных условиях. Кроме того, факторинговые фирмы помимо своей основной деятельности предлагают комплекс дополнительных услуг по аудиту, постановке бухгалтерского учета, подготовке разнообразной статистики.

 

Факторинговые операции как разновидность выполняемых банками посреднических операций получили широкое рас-пространение в хозяйственной практике развитых стран.

 

Лизинг

Термин «лизинг» происходит от английского to lease — арендовать, и лизинг исторически начинался действительно как долгосрочная аренда. Сегодняшние формы лизинга представляют собой разнообразные сочетания аренды и финансовых операций. Суть лизинга состоит в следующем. Например, если кто-то решил перевозить грузы, то для этого ему необходим автомобиль. Однако прибыль предприниматель будет получать не от того, что он собственник автомобиля, а от того, что он перевозит грузы. Это позволяет отделить право собственности от права пользования.

В отличие от простой аренды в сделке по лизингу действуют три участника: фирма-арендатор, которая нуждается в способности основных фондов совершать действия, фирма-продавец основных фондов и финансовая организация.

Исторически первым появился простой финансовый лизинг (capital financial leases). Суть финансового лизинга такова: вначале фирма, которая намерена использовать оборудование (арендатор), отбирает необходимую ей технику ведет переговоры с фирмой-производителем о цене и сроках поставки. Затем контракт на покупку оборудования подписывает банк или лизинговая компания, а арендатор подписывает с банком или лизинговой компанией договор об аренде. В результате лизинговая компания получает прибыль как собственник оборудования, а арендатор — как пользователь оборудования. Как правило, плата по лизингу включает в себя амортизационные отчисления и банковские проценты в размере ставок долгосрочного кредита.

Использование лизинговых отношений при должном соблюдении правовых норм и правил, регулирующих такие

операции, позволяет партнерам полнее реализовать свои законные преимущества и льготы1. Размер льгот существенно возрастает в случае лизинга с целью обновления технологи-ческого оборудования. В целом ряде стран, в том числе и в нашей, взятое по лизингу имущество может не отражаться на балансе предприятия-пользователя, поскольку право собственности сохраняется за арендодателем. Арендная же плата за пользование имуществом включается в состав издержек и соответственно снижает налогооблагаемую прибыль.

Лизинг может использоваться по-разному в зависимости от отрасли, характера деятельности, а также масштабов предприятия. Среди традиционных клиентов лизинговых компаний большинство составляют малые и средние предприятия. Имея незначительные собственные средства, такие предприятия проявляют наибольшую склонность к использованию лизинга для финансирования. Важно, что лизинговая процедура требует значительно меньше документов, чем оформление долгосрочного кредита. Именно эти возможности и преимущества дают основание надеяться, что лизинг в ближайшее время может стать одним из важнейших инструментов ликвидации потребности в ос-новном капитале для отечественных предпринимателей.

Кроме описанного выше выделяют оперативный (сервисный) лизинг (operating (service) leases) и возвратный лизинг (sale and leaseback arrangement).

Оперативный (сервисный) лизинг предусматривает широкий круг партнерских отношений между арендодателем, арендатором в области финансирования, а также обслуживания, ремонта, наладки арендуемого оборудования. К основным видам оборудования, являющегося объектом сервисного лизинга, относятся компьютеры, ксероксы, факсы другие сложные виды оргтехники; самолеты, автомобили коммерческие грузовики. Арендодатель, возлагая на себя наладку, обслуживание, ремонт техники и даже профессиональное обучение специалистов заказчика, обеспечивает оптимальную эффективность использования арендуемого оборудования. Расходы арендодателя на все указанные виды сервиса включаются в оплату по лизинговому соглашению.

 

——————————

 

1Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Возвратный лизинг — это система взаимосвязанных соглашений, при которой фирма-собственник продает эту собственность финансовому институту с одновременным оформлением соглашения о долгосрочной аренде бывшей своей собственности на условиях лизинга. Таким финансовым институтом может быть страховая компания, коммерческий банк, лизинговая фирма, а также индивидуальный инвестор. Возвратный лизинг выступает в данном случае как альтернатива залоговой операции, причем продавец собственности, перевоплощающийся в ее арендатора, немедленно получает ее в свое распоряжение. Кроме того, по сделке купли-продажи он получает от покупателя взаимно согласованную сумму. А сам покупатель собственности продолжает участвовать в этой операции, но уже в качестве арендодателя.

Суть операции заключается в уже упомянутом разделении права собственности и права пользования. Фирма, владевшая ранее этой собственностью, став арендатором, продолжает пользоваться этой собственностью на условиях лизинга. В финансовом отношении это напоминает заемную операцию, при которой расчеты производятся по согласованному графику арендных платежей. В случае же предоставления займа под залог заимодавец рассчитывал бы на получение равновеликих платежей, достаточных как для погашения займа, так и для получения прибыли, обусловленной ставкой за кредит. При возвратном лизинге арендная плата устанавливается по такой же схеме: сумма платежей должна быть достаточной для полного возмещения инвестору всей суммы, которая была выплачена им при покупке, плюс интересы инвестора.

Любой вид лизинга позволяет предприятию обеспечивать выпуск запланированного объема производства при значительном сокращении потребности в основном капитале. Необходимо отметить чувствительность лизинга, прежде всего лизинга недвижимости, к изменениям налогового законодательства. Не все здесь, однако, столь однозначно, как кажется на первый взгляд. Увеличение ставок налога на прибыль без изменения способа расчета налогооблагаемой базы (в смысле отнесения арендных платежей на себестоимость) стимулирует рост лизинга, делает его более выгодным. Изменение же налогооблагаемой базы может неблагоприятно сказаться на объемах лизинговых операций.

 

Вопросы и задания для самопроверки

 

1.Объясните, что такое финансы предприятия.

2.Каковы собственные источники денежных поступлений на предприятии?

3.Откуда у предприятия денежные средства на производст-венно-хозяйственную деятельность?

4.Чем отличается акция от облигации?

5Что такое первичный фондовый рынок и как там можно по-лучить деньги для предприятия?

6.Почему факторинг сокращает или ликвидирует потребность в оборотном капитале?

 7.Дайте определение понятию «лизинг».

 8.Что понимают под сервисным и возвратным лизингом?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: