Лекция 2. Общие вопросы организации тренинговой группы

План

2.1 Виды и цели тренинговых групп в современной психосоциальной работе

2.2 Основные факторы эффективности работы тренинговой группы

2.3 Характеристика личности и квалификации группового тренера

 

Виды и цели тренинговых групп в современной психосоциальной работе

 

Поскольку тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции, цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов.

Разное понимание психологического смысла тренинга проистекает из разных теоретических концепций ведущих тренинговых групп. При всем разнообразии подходов в настоящее время выделяют множество концептуальных направлений в психологическом тренинге: группы в рамках психодинамического подхода, транзакционный анализ, группы поведенческого тренинга умений, группы гуманистической направленности (клиент-центрированная терапия К. Роджерса), инкаутер-группы, гештальт-группы, психодрама, группы телесной терапии, группы арттерапии, группы танцевальной терапии и др.

Несмотря на различия в теоретической платформе, общим для всех направлений является представление о том, что тренинг обращен к человеческой индивидуальности и направлен на изменения, происходящие внутри личности и ведущие к ее самосовершенствованию и развитию.

В целом, принято выделять два основных типа групп: созданные специально для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные) и созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели. Внутренне ориентированные группы, в свою очередь, разделяются на два типа: а) нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации): б) группы, цель которых — исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации). Каждый из этих типов групп, в свою очередь, дифференцируется в зависимости от задач, которые решаются в ходе работы с группой.

В группах социализации цель социальной работы — помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения). Группы ресоциализации также решают две задачи: социальный контроль людей, недостаточно адаптировавшихся к требованиям общества и не желающих принять на себя социально приемлемые роли, или помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей.

Разнообразие целей, так же связано с обилием резко различающихся подходов к пониманию тренинга. Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов, можно выделить общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

· исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

· улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

· изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

· развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Вместе с тем, независимо от типа группы и избранного подхода социальный работник должен, 1) помочь членам группы образовать систему взаимопомощи (это его основная задача); 2) понимать характер и содержание групповых процессов и использовать их для достижения целей группы, помогать в этом членам группы; 3) стремиться повысить способность членов группы действовать независимо; 4) помочь членам группы осознать свою общность к моменту прекращения деятельности группы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: