Внешняя политика Ивана IV Грозного

«Первые Романовы (1613-1682)»

Внутренняя политика

Первым русским царем новой династии стал Михаил Федорович Романов (1613—1645). Ему было 16 лет. Большое влияние на решения юного Михаила оказывала мать молодого царя Марфа ( великая государыня). Отец молодого царя (Филарет) был в польском плену и вернулся из плена в 1619 году. Тогда же был провозглашен патриархом, получил титул «великого государя». Вплоть до своей смерти в 1633 году Филарет был фактическим правителем России. Сам царь Михаил был физически слабым человеком и часто болел.

За годы правления царя Михаила ликвидирована экономическая разруха. Земские соборы при нем созывались регулярно, царь нуждался в опоре на свой социальный слой. Была введена воеводская система власти на местах. Начали формироваться полки нового строя — предшественники регулярной армии.

Время правления Алексея Михайловича (Тишайшего) (1645— 1676) ознаменовалось народными восстаниями. 1648 г. — Соляной бунт. В 1649 г. введено новое законодательство (Соборное уложение), ликвидировавшее белые слободы и окончательно прикрепившее крестьян к земле — окончательное оформление крепостного права. В 1656-1662 гг. проведена денежная реформа. В 1662 г. — Медный бунт. 1670-1671 гг. — восстание Степана Разина. 1668-1676 гг. — Соловецкое восстание.

При Федоре Алексеевиче (1676-1682) проведена общая перепись населения (1678), налоговая реформа (1679-1681). С 1679 г. все казенные сборы, местное управление перешло к воеводе. Проведена военно-окружная реформа (1680). С 1681 г. в армии ввели ротную систему. В 1682 г. отменено местничество.

В 1682 г. в результате восстания в Москве правителями становятся сыновья Алексея Михайловича Иван V от первой жены М. Милославской и Петр I от второй жены Н. Нарышкиной. Регентом при них была назначена сестра Софья (1682-1689).

Внешняя политика

Задачи внешней политики России в XVII в.: возвращение территорий, потерянных в Смутное время, достижение выхода к Балтийскому и Черному морям. Для решения этих задач были предприняты следующие меры:

При Михаиле Федоровиче заключен Столбовский мир (1617) — Швеция вернула России Новгородскую землю, но оставила за собой Ижору с берегами Невы и Финского залива. По Деулинскому перемирию (1618) Польша получила Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли; Владислав не отказывался от притязаний на российскую корону.

В 1632-1634 гг. произошла Смоленская война — по Поляновскому миру Польше возвращались все города, занятые русскими с начала войны; Владислав отказывался от притязаний на русский престол.

При Алексее Михайловиче было «Азовское сидение» (1637— 1642) — отряд казаков атамана М. Татаринова удерживал крепость Азов, который в итоге был возвращен туркам. 1654 г. Переяславльская рада — воссоединение Украины с Россией.

1656-1661 гг. Русско-шведская война — по Кардисскому миру Швеции уступались города, занятые русской армией в Ливонии, возвращение к условиям Столбовского мира.

1654—1667 гг. Русско-польская война — по Андрусовскому перемирию Россия приобрела Левобережную Украину и Смоленск; Речь Посполитая сохранила Белоруссию и Правобережную Украину. Запорожская Сечь осталась в совместном управлении России и Польши.

При Федоре Алексеевиче велась Русско-турецкая война (1677— 1681) (Чигиринские походы) — по Бахчисарайскому договору к России отошли Левобережная Украина с Киевом.

При Софье Алексеевне произошло подписание «Вечного мира» с Речью Посполитой (1686), неудачные Крымские походы В.В. Голицына (1687, 1689).

 

 «Церковный раскол. Никон и Аввакум»

В XVII в. Русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Церковный раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620—1682 гг.) и архиепископ Никон (1606—1681 гг.).

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Церковная реформа

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана. Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: