Понятие процедуры психолого-педагогического исследования

Часть 2. Логика и этапы психолого-педагогического исследования.

Понятие процедуры психолого-педагогического исследования.

       Процедура – общая система действий и способов организации исследования, включающая в себя:

       1) предварительную часть (подбор методики, ее освоение исследователем, адаптация к контингенту испытуемых, подготовка материалов (бланков)).

       2) само исследование предполагает:

- внешнюю организацию;

 - преподнесение инструкции (завуалировано говорится о том, на что направлено исследование; просят об искренности ответов);

- объяснение шкалы оценок;

- приведение 2-3 разъясняющих примеров;

- раздачу бланков (пока испытуемые отвечают, ведутся заметки в дневнике);

- сбор бланков, выражение благодарности. (мотивирующими факторами ответов для испытуемых могут стать сообщение результатов в общем и конкретно каждому).

       В исследовании могут быть выделены общие смысловые этапы, которые тесно взаимосвязаны и образуют некоторую логическую систему. Эти этапы могут меняться местами, иметь большую или меньшую длительность, но они принципиально необходимы в любом исследовании, в любом научном процессе.

       1. Этап постановки цели и задачи исследования заключается в выделении тех важных явлений или закономерностей, которые должны быть изучены более подробно, поскольку имеют практическую или теоретическую ценность.

       2. Формулирование рабочей гипотезы предполагает раскрытие причин явлений, подлежащих исследованию, возможных их связях и зависимостях.

       3. Психологическое исследование в собственном смысле слова — это этап исполнения, цель которого состоит в планомерном изучении исследуемого явления, сборе фактов, проверке сформулированной ранее гипотезы.

       4. На следующем этапе производится обработка, анализ, обсуждение и сопоставление полученных данных, их интерпретация.

       Для повышения эффективности психолого-педагогического исследования можно сформулировать самые общие требования, выполнение которых представляется обязательным:

       1. Планирование исследования включает в себя подбор и апробацию методов и методик, учет принципов психологического исследования. Планирование — это также составление логических и хронологических схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений, это план математической обработки и описания всего исследования.

       2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от случайных помех и искажающих результаты исследования факторов.

       3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа полученных результатов.

       4. Подбор испытуемых содержит требование к их «качественной однородности», особенностям мотивации и характеру взаимоотношений в группе.

       5. Исследователь неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций. Внешность и манеры исследователя, его характер и настроение, отношение к испытуемому – все это, так или иначе, участвует в психологическом исследовании, составляет его реальную обстановку.

       6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы, Она должна быть краткой, четкой, однозначной, ибо она задает нужное отношение к работе.

       7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным. В него вносятся все необходимые данные, касающиеся условий работы, ее различных показателей.

       8. Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

 

       Основные принципы исследования:

1. Принцип репрезентативности определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом, выборкой и результатом. Объект должен быть выбран в соответствие с задачей исследования.

2. Принцип валидности характеризует соотношение предмета с элементами системы исследования. Предмет не должен подменяться в ходе исследования.

3. Принцип надежности характеризует сотношение метода с другими элементами системы и обеспечивает инвариантность результата, полученного данным методом.

4. Принцип стандартизации условий исследования.

5. Принцип инвариантности результата обеспечивается применением вышеперечисленных принципов и предполагает воспроизводимость этого результата в других   исследованиях и сопоставимостьс результатами, полученными в других исследованиях.

Алгоритм реализации процедуры психолого-педагогического исследования:

 

I. Разработка программы исследования (шаги от А до Е):

       A) Формулирование темы научного исследования.

        Тема научного исследования должна быть сформулирована профессионально грамотно. Это означает, что в названии должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 7–9 слов.

Существует проблема правильной формулировки темы.Для формулировки темы можно выделить следующие требования. Она должна:

  1. быть краткой;
  2. быть четкой;
  3. быть достаточно узкой;
  4. отражать в концентрированной форме проблему;
  5. отражать объект и предмет.

 

Неправильно сформулированные темы:

«Социально–психологический анализ студенческой группы».

«Изучение некоторых особенностей личностно–деловых профессионально важных качеств антикризисных управляющих».

«Исследование роли нарушений детско–родительских отношений в возникновении заболеваний (сахарный диабет, сердечно–сосудистые заболевания и др.)».

Правильно сформулированные:

«Динамика развития студенческой группы как субъекта самовосприятия».

«Изучение профессионально важных качеств антикризисных управляющих».

«Нарушение детско–родительских отношений как фактор возникновения психосоматических заболеваний».

       Б) Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

       Проблема – это какое-либо противоречие. Но противоречие это не только борьба, столкновение.

       Противоречие рассматривается на уровне:

       - теории;

       - исследования;

       - практики;

       Противоречием может быть и вопрос взаимосвязи.

       В научном же смысле, проблема – это «объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес».

       В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигну­того к данному моменту уровня знаний, что является либо след­ствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появ­ления новых запросов педагогической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям.

       Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия.

       Всякое научное исследование начинается с проблемы, следовательно, нужно в начале ее найти. Где?

       – в жизни (нужно быть зорким и внимательным, чтобы увидеть проблему);

       – в специальной литературе (в том числе и в художественной).

       Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы проводите свое прикладное исследование. Основными аспектами актуальности психологического исследования могут быть:

       ♦ необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

       ♦ потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

       ♦ потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

       ♦ потребность в разработке методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективности психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации и т.д.);

       ♦ потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.

 

       Объект – это то, что противостоит в познании субъекту. Это часть объективной действительности, которая содержит противоречие.

       Объект исследования это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. Наиболее часто ошибки в определении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это – эмпирическая база исследования, которую вы опишите в эмпирической главе) или некого процесса, связи между явлениями, характеристик какого–либо явления (а вот это вполне может стать предметом вашей работы).

       Предмет – то, что содержится в границах объекта, те или иные значимые свойства, стороны, особенности объекта.

       Предмет исследования сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы. Соотношение между проблемой, объектом и предметом научного исследования наглядно можно представить следующим образом:

 

Соотношение понятий «проблема», «объект», «предмет» (по В. А. Ядову, 1979).

 

       В качестве предмета психологического исследования могут выступить любые аспекты психологической реальности: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, пространственные, временные и динамические характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.

       Исследование должно быть целенаправленно, поэтому предмет, объект и проблема необходимы.

       Можно привести следующие примеры. Объектом исследования может выступать мышление. Предметом – операции мышления.

       Проблема исследования: как формируются операции мышления младших школьников в условиях развивающего обучения?

 

       В) Определение целей и задач исследования

       Цель – это конечный результат деятельности, предвосхищаемый исследователем. Это ожидаемый результат вашей работы, который позволит разрешить обозначенную проблему. Возможными целями психологического исследования могут быть:

       ♦ Определение характеристики изучаемого явления. Основанием для постановки такой цели могут быть обнаруженная в литературном обзоре неполнота описания психического явления либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена и при попытке составить целостную картину явления, опираясь на выбранную методологию. Следует подумать о том, какие именно характеристики вы будете изучать. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или нескольким аспектам изучаемого явления. Желательно указать также, какое значение имеет его изучение: теоретическое, методическое, практическое, прикладное.

       ♦ Выявление взаимосвязи психических явлений. Следует подчеркнуть, что установления самого факта существования связи недостаточно, поскольку положение о единстве психики давно принято в психологии и не нуждается в дополнительных доказательствах. Исследование взаимосвязей предполагает определение их особенностей: тесноты, направленности, устойчивости, общей структуры и т.п.

       ♦ Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики всегда имело огромное теоретическое и практическое значение. Проведение исследований, ориентированных на переменную «возраст», носит специфический характер и предполагает использование двух основных методов: возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

       ♦ Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожидаем, а может быть замечен внимательным, вдумчивым исследователем при решении иных задач. Задачами исследования при достижении такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования эффекта, разнообразия проявлений, их устойчивости, теоретическое объяснение феномена.

       ♦ Открытие новой (другой) природы явления. Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Начинающего исследователя часто подстерегает заблуждение на пути создания нового объяснения. Заблуждение это встречается в тех случаях, когда автор пересказывает своими словами уже опубликованное, употребляя при этом не новые термины, а лишь новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым ранее было отведено рядовое, подчиненное положение.

       ♦ Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает прежде всего поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией, которая в свою очередь должна быть ясно соотнесена с определенной теорией.

       ♦ Создание психологической методики. Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами. Несомненную научную или прикладную ценность данная работа может иметь для обоснования самой возможности измерения параметров изучаемого явления, повышения точности и надежности измерений, сокращения времени обследования и т.п. Рекомендовать же созданную методику к широкому применению можно лишь в том случае, за редким исключением, если осуществлены все эти этапы апробирования ее. Как правило, это относится и к задаче адаптации зарубежных методик, для чего необходим комплекс психометрических проверок, а не просто перевод на русский язык стимульного материала и текстов интерпретации.

       ♦ Доказательство эффективности разработанной психокоррекционной методики. Такая цель достижима лишь в экспериментальной процедуре с использованием контрольной группы и при соблюдении других требований к обоснованности выводов из полученных результатов. Необходимо, как минимум, доказать, что именно данное коррекционное вмешательство является фактором, обусловливающим ожидаемые изменения, и что эти изменения действительно отражают улучшение в той или иной области психических процессов.

        Цель включает в себя наличие двух моментов:

1) предвосхищение результата;

2) цель понимается как направление исследования.

       По направлению цели бывают: теоретические, исследовательские, прикладные.

       Цели традиционно формируются следующим образом:

- «обобщить…»;

- «изучить…»;

- «выявить взаимосвязь…»;

- «описать…»;

-  «изучить … и разработать программу…».

       Задачи дают представление о том, что нужно сделать, какой объем работы выполнить для достижения цели.

Традиционно выделяют три основных класса задач:

 1) теоретические

они формулируются так: «проанализировать литературу и обобщить материал по проблемам исследования».

Эти задачи реализуется в теоретической части работы, которая включает в себя 3 параграфа:

       1-й включает в себя описание объекта исследования;

       2-й включает в себя описание предмета исследования;

       3-й включает в себя конкретное описание по теме, например, как развиваются операции мышления.

Теоретические задачи реализуются в написании теоретической части исследования:

– классификация и упорядочивание изученного материала;

 – выявление достоинств и недостатков подходов;

 – изложение своей позиции (она должна быть аргументирована);

 – определение рабочих понятий (это такое определение, которое экспериментально интерпретируемо, т.е. можно исследовать те параметры и принципы, которые отражены в определениях).

2) исследовательские

они направлены на проведение отдельных элементов исследования и формулируются так: «определить…», «выявить…», «охарактеризовать…».

Как правило, исследовательские задачи ставятся по методикам исследования.

3) практические они направлены на разработку практических рекомендаций, программ; проведение формирующего эксперимента.

       Г) Выдвижение гипотезы исследования.

       Гипотеза – это научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения (описания) каких – либо явлений и требующее последующей экспериментальной, теоретической и практической проверки.

       Г. – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его строгой логике. Логическая конструкция ги­потезы представляет собой условно-категорическое умозаключение "Если..., то...".

       Исследовательская гипотеза это научно обоснованное предположение исследователя о структуре изучаемого явления, наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления, механизмах его функционирования и развития.

       Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:

       ♦ не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, доступны для измерения, т.е. не «операционализированы»;

       ♦ не должна содержать ценностных суждений;

       ♦ не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений;

       ♦ должна быть проверяемой (сформулирована в тестируемой форме).

       Неправильная формулировка:

       «Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положительным влиянием на обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта будет обладать эмпатическое понимание партнера».

Правильная формулировка:

       «В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития у индивида эмпатии и избираемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия сотрудничества».

Виды гипотез:

  • Основные и гипотезы следствия (эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные предположения. В противном случае гипотеза непроверяема в эмпирических данных);
  • первичные (до исследования); вторичные (в ходе исследования).
  • по содержанию:

а) описательные (предположения о существенных свойствах изучаемого объекта, о характере связей между элементами);

б) объяснительные (определяет причинно-следственные связи);

в) прогностические (раскрывает тенденции функционирования и развития изучаемого объекта).

       Гипотеза определяет тот путь, по которому идет исследователь. Она выступает в качестве направлений идей исследования и организует процесс исследования.

       Д) Интерпретация основных понятий исследовательской работы

       Три варианта интерпретации:

       Теоретическая интерпретация – раскрытие содержания понятий через понятия меньшей общности.

       Эмпирическая интерпретация – выделение эмпирически наблюдаемых признаков, конкретизирующих содержание основного понятия.

       Операциональная интерпретация – дальнейшее расчленение эмпирических индикаторов основного понятия на более простые операциональные аналоги понятия, которые будут поддаваться измерению. Часто этот процесс называют операционализацией. Операционализация – «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные.

       В подготовительный период выделению объекта исследования может пред­шествовать формулирование проблемы, которая и будет обоснованием акту­альности психолого-педагогического исследования. Определение цели может предшествовать предмету, выделение и интерпретация основных понятий – гипотезе, а задачи могут формулироваться после определения гипотезы как проект ее последующей проверки.

 

       Е) Предварительный системный анализ объекта и предмета исследования.

       Проанализировать условия и факторы, определяющие развитие объекта исследования. Оп­ределить критерии и показатели диагностики исследуемого объекта, выделить стадии или уровни становления (развития, функционирования) изучаемого свойства.

       Предварительный системный анализ предмета исследования – это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы, т. е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы исследования.

       Порядок анализа: 1. Феноменологическое описание предмета изучения: область проявлений, их частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики. 2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие. 3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления. 4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании. 5. Закономерности, которым подчиняется явление. 6. Прикладное использование явления (свойства или функции).

       II. Определение эмпирических объектов исследования, т.е. объема выборки.

Характеризуется выбор базы исследования (место и условия проведения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.). Выборка – это множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью специальной стратегии из всех потенциальных участников, которые обозначаются как генеральная совокупность испытуемых. В зависимо­сти от целей и возможностей объем выборки может варьировать от одного испытуемого до не­скольких тысяч человек. Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не ­менее 30-35 человек из статистических соображений. Если констатирующее исследование – не менее 50 человек (а если качественное?). Кроме того, целесообразно уве­личивать количество испытуемых, по крайней мере, на 5-10 % больше требуемого, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе эксперимента или при анализе психодиагностических бланков. Качественная однородность и репрезентативность.

 

       III.   Разработка методики исследования, формирование пакета диагностических методик или батареи тестов.

       Требования к исследовательским методикам.

       Валидность (англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. Это «...понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (Анастази).

       Конструктная валидность – характеристика теста, отражающая степень репрезентации исследуемого психологического свойства (конструкта) в результатах теста. Отражает степень соотнесения результатов теста с базовыми для него теоретическими понятиями (конструктами). Конкретным методом характеристики конструктной валидности является сопоставление теста с другими методиками, конструктное содержание которых известно (показатель – коэффициент корреляции).

       Важным аспектом конструктной валидности является внутренняя согласованность, отражающая то, насколько определенные пункты (задания, вопросы), составляющие материал теста, подчинены основному направлению теста как целого, ориентированы на изучение одних и тех же конструктов.

       Прогностическая валидность – информация о тесте, характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения.

       Надежность теста – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

       Причины снижения надежности: 1. Субъективность оценок (исследователем). 2. Угадывание. Влияние угадывания испытуемыми правильного ответа снижается с увеличением общего количества заданий теста. 3. Понятные задания. Использование понятных, недвусмысленных заданий улучшает надежность тестов. 4. Величина теста. Чем длиннее тест, тем он надежнее. Для удовлетворительной надежности достаточно 20 заданий. 5. Инструкции к тесту. Инструкции к тесту должны быть недвусмысленными и понятными. При помощи инструкций можно легко изменить уровень трудности заданий. 6. Неудовлетворительная ретестовая надежность. Ошибки, допускаемые при проведении повторного тестирования (изменения в условиях тестирования, вариации в самочувствии испытуемых и пр.).7. Другие источники ошибок. Обычно к ним относят состояния испытуемых, которые могут являться причиной неудовлетворительной надежности теста.

Существует два пути вычисления ретестовой надежности: с применением одного и того же теста и с применением двух взаимозаменяемых форм данного теста одним и тем же испытуемым.

       Надежность по внутренней согласованности – способ определения надежности, опирающейся на оценку степени выраженности интеркорреляционных связей между заданиями, составляющими тест.

       Надежность параллельных форм – характеристика надежности методики с помощью взаимозаменяемых форм теста. Для выявления надежности параллельных (взаимозаменяемых) форм проводится повторное тестирование выборки испытуемых параллельной формой теста через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях.

       Надежность частей теста – характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости 25 результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов (заданий) теста. Наиболее простым и распространенным способом определения надежности частей теста является метод расщепления,

       Дискриминативность – это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно «максимального» и «минимального» результата теста.

Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого и есть достоверность теста. Типичный прием обеспечения достоверности – наличие в тест- опросниках шкал лжи.

       Структура методики включает следующие элементы:

– концепция, объясняющая механизм создания и действия теста, его цель (прогноз профессиональной успешности, выявление индивидуальных различий, консультация и т.д.), область применения (т.е. характеристика методики, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест, а также степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста);

– описание контингента, на котором проводилась разработка метода (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение и пр.);

– инструкции для психолога в виде однозначного алгоритма (а также инструкция испытуемому).

– стимульный материал (включает задания испытуемому, представленные в текстовой, графической, вербальной и иной формах и требующие совершения определенных действий, ответов, пояснений и пр.);

– «ключ» с правильными ответами;

– нормативно-оценочные таблицы (тестовые шкалы);

– образцы регистрационных бланков;

– интерпретационные схемы и формулировки выводов по различным результатам;

– статистические показатели надежности и валидности в заданной области применения методики;

– средства контроля за достоверностью результатов.

 

       Основными принципами организации и проведения психодиагностической деятельности являются: 1. единство диагностики и коррекции, возможность получения развивающего эффекта в процессе самого психодиагностического обследования и построения на его основе различных развивающих программ; 2. валидность, надежность и прогностичность используемых методик; 3. комплексное применение различных, взаимодополняющих друг друга методик для изучения определенного свойства, явления; 4. экономичность процедуры психодиагностического обследования, простота и доступность обработки и анализа данных; 5. соответствие выбранных методик психологическому характеру деятельности испытуемых (школьной, вузовской, профессиональной и пр.);

 

       IV. Пилотажное исследование, уточнение и доработка методик.

       Термин «пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних пе­ременных.

       V. Сбор первичной информации.

Этот этап, как правило, предполагает проведение диагностических методик, протоколирование данных, коррекцию применяемых методов с целью получения наиболее полной и точ­ной информации о предмете исследования. Очень важным является предварительное составление матрицы обработки ответов.

       VI. Количественная обработка и анализ собранных данных.

       Проводится классификация, систематизация, количественная и качественная обработка результатов, синтез компонентов диагностируемого объекта, выработка и обоснование психологического диагноза и заключения о состоянии диагностируемого объекта, прогноза его дальнейшего развития. (Обработанные эмпирические данные обобщаются в таблицах (составляются сводные таблицы и используются другие средства визуализации данных), графиках и диаграммах. Особенностью таблиц является то, что в них можно включить большой объем информации, но их плохо интерпретировать. Графики и диаграммы более очевидны и понятны.

       Методы обработки и анализа эмпирических данных должны быть адекватны методам сбора данных и гипотезе исследования. Строятся кривые распределения, рассчитываются меры средней тенденции и разброса. Проводится корреляционный анализ (если исследование корреляционное). Рассчитывается достоверность различий между полученными результатами в итоге проведения сравнительного исследования. Оценивается достоверности сдвига в значениях исследуемого признака (в случае формирующего эксперимента).

 

       VII. Анализ и интерпретация результатов, формулирование выводов и заключения.

       Основное назначение аналитического этапа – дать содержательную интерпретацию полученным результатам и выявленным закономерностям для последующей выработки обоснованных заключений и рекомендаций.

       Для этого данные группируются по сходству признаков, сравниваются с экспериментальной группой или с начальными величинами, сравниваются с их теоретической моделью и среднестатистическими показателями. На основе синтеза компонентов объекта исследования вырабатывается некоторое новое его видение.      Объяснять полученные эмпирические данные нужно опираясь на: психологическую теорию; содержание психологических понятий; половозрастные особенности; индивидуальные особенности испытуемых; социокультурные условия.

       Выводы являются наиболее важной частью работы. Они подводят итог вашего эмпирического исследования, показывая, насколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Общее число выводов не должно превышать 5–7. Они должны, во-первых, соответствовать поставленным задачам, а во-вторых, отражать результаты проверки первоначально высказанных гипотез. В случае прикладного характера исследования выводы дополняются практическими рекомендациями, они должны быть адресными (т.е. предназначаться конкретным специалистам в той или иной области общественной практики).

       Главное на этом этапе – выработка и формировка обоснованного заключения о состоянии ис­следуемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние; про­гноз тенденций развития объекта исследования; разработка рекомендаций.

       Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической и эмпирической частей. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз как бы напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследований и психологической практики. В нем намечаются пути и цели дальнейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow