ПО применяемому инструментарию ИТ

Классификация ИТ

По типам ИТ

- Глобальная ИТ включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества (например - …..).

- Базовая ИТ предназначена для определенной области применения - производство, научные исследования, обучение и т.д. (например - ARCGIS).

- Конкретная ИТ реализует обработку данных при решении функциональных задач пользователей (например, задачи учета, планирования, анализа).

2. по сферам производства

- Работа с текстом. Наиболее распространенная компьютерная технология – это ввод и редактирование текста. Эту технологию реализуют специальные программы – текстовые редакторы или процессоры (MS WORD, WRITE, LEXICON, LATEX и т.д.). LATEX – наиболее экономичный, WORD – очень объемный. Основные функции: набор, хранение в электронном виде, просмотр и печать текстов. Дополнительные функции: проверка орфографии, лексики, грамматики, сложности текста, выбор шрифтов, стилей оформления, перевод на иностранный язык, работа с графикой и таблицами. Перед печатью можно просмотреть текст, установить размер бумаги, число копий, качество печати и т.д. Почти каждый редактор имеет режим автотекста, который позволяет вводить часто повторяющиеся участки текста автоматически при наборе имени.

- Работа с графикой. Графический процессор – это инструментальное и программное средство, позволяющее создавать и модифицировать графические образы.

Инструментальные средства – плоттер (графопостроитель), сканер, световое перо и т.д. Используются следующие технологии:

a) Коммерческая графика представляет собой информацию из баз данных или электронных таблиц в виде двух и/или трехмерных графиков.

b) Иллюстративная графика – для воспроизведения геометрических фигур (векторная графика, редактор Dr. Hallo) и рисунков пользователя (растровая графика, редакторы Paint Brach, Power Point).

c) Научная графика – для решения задач картографии и оформления научных расчетов.

d) Когнитивная графика – комплекс виртуальных средств для обработки зрительной информации в виде образов, процессов и структур. Эта технология позволяет представить условия задачи и ее решения в виде зрительных образов.

- Работа с таблицами. Табличный процессор – это комплекс программных средств для создания, регистрации, хранения, редактирования, математической и логической обработки табличных данных и выдачи их на печать (CyperCalc, Lotus-1-2-3, QuattroPro, MS EXSEL, Мозаика). Электронные таблицы (ЭТ) – это двухмерный массив данных, состоящий из строк и столбцов и расположенный в памяти ЭВМ.

Табличный процессор используется при решении большинства финансовых и административных задач (расчет заработной платы, прогнозы продаж, доходов, налогов, создание любых отчетов, ведомостей и т.д.).

Процессор содержит множество встроенных функций для выполнения финансовых вычислений, математическую, логическую и статистическую обработку данных. Можно организовать собственную базу данных или обрабатывать базу данных, созданную другими программами.

В последнее время получили большое распространение интегрированные прикладные пакеты (электронные офисы). В их состав входят: текстовый, табличный и графический процессоры, системы управления базами данных (СУБД), трехмерная графика, менеджер информации, системы электронного распознавания документов, электронная почта, программа для работы в сети (браузер).

- Гипертекст – это система информационных объектов, объединенных направленными связями в сеть. Каждый объект связывается с информационной панелью экрана, на который пользователь ассоциативно выбирает одну из связей. Объектами гипертекста могут быть: текст, графика, музыка, мультипликация, средства аудио и видео техники. Поиск информации выполняется на основе учета смысловой связанности. Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного поиска.

ПО СФЕРАМ ПРИМЕНЕНИЯ

- Подготовка документов

Практически любая деловая сфера связана с подготовкой документации: отчетной, директивной, справочной, сопро­водительной и пр. Применение компьютеров для этих целей стало повсеместным.

Компьютер в офисе выполняет множество работ, которые можно подразделить на две категории: регламентированные и нерегламентированные. Регламентированные - это те, кото­рые регулярно повторяются, выдавая однотипные документы, отличающиеся друг от друга лишь наборами числовых данных или текстовыми фрагментами. Примерами могут служить ведо­мость на зарплату, классный журнал, ежемесячный финансо­вый отчет фирмы и т. п. Для подготовки каждого из таких до­кументов используется специальная программа, которая в автоматическом режиме (из базы данных) заносит в заранее за­готовленные стандартные формы новую информацию.

Нерегламентированные работы носят более разнообраз­ный характер, для них невозможно запастись специальны­ми программами и они выполняются, как правило, с помо­щью офисного программного обеспечения общего назначе­ния (текстовых процессоров, графических редакторов, про­грамм подготовки презентаций и др.).

- Поиск информации

Каждый, кто был и работал в крупной библиотеке, знает, как иногда бывает непросто найти нужную книгу, особенно если не известны точные библиографические данные, а изве­стна лишь тематика. Современные информационно-поиско­вые системы (ИПС) совершенно преобразили технологию поиска информации. В библиотеках стали вполне обычными компь­ютерные системы поиска книг и журналов. В процессе под­готовительной работы создаются электронные картотеки, и на запрос по тематике на экране библиотечного компьютера возникает список подобранных книг.

Если мы ищем информацию вне библиотеки, то обращаемся к современным поисковым системам, обычно работаю­щим через компьютерные сети. Поисковые серверы в Интернете часто находят по запросу столько информации, что проблемой становится выделить в ней наиболее подходящую для клиента. Причем, в отличие от библиотек, речь идет не только о книгах, но и об информации, представленной в лю­бых других источниках и в самых разнообразных формах (в том числе и в звуковой).

Новые технологии поиска данных породили и новые фор­мы описания и систематизации данных. Так, в компьютер­ных поисковых системах широко используется индексиро­вание — упорядоченные списки по разным ключам. Продолжают применяться традиционные цифровые системы классификации (УДК — универсальная десятичная класси­фикация). Используются индексные списки по ключевым словам, по тезаурусу.

Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ возможен сквозной поиск информации по всем текстам, хра­нящимся в системе (на наличие в них запрашиваемого слова или группы слов).

- Помощь в принятии управленческих решений (АСУ)

Тридцать лет назад на множестве предприятий страны стали внедряться автоматизированные системы управления — АСУ. Однако первоначально действовали они не очень эффек­тивно. К настоящему времени в этой области произошли бо­льшие перемены: возникли новые концепции, изменилась техническая и программно-информационная база. В результа­те эффективность применения АСУ значительно возросла. Классическая АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информа­ции, систему формирования выходной информации. Блок обработки и анализа информации является центральным. Он решает задачи оценки и прогнозирования деятельности предприятия, реагирования на непредвиденные и сбойные ситуации, требующие немедленных действий, выполнения проектно-технологических и финансово-бухгалтерских рас­четов и т. д. Его работа основана на экономико-математиче­ской модели предприятия, носящей оптимизационный ха­рактер. Как правило, АСУ работают на базе компьютерной локальной сети предприятия, которая придает действию си­стемы гибкость и оперативность.

- Управление технологическими процессами

Благодаря микропроцессорной технике стало возможным создание систем, которые берут на себя управление отдельными механизмами и даже целыми технологическими про­цессами. При этом бывают автоматизированные системы, в которых человек принимает непосредственное участие в тех­нологическом процессе, и автоматические, в которых чело­век от управления практически отстранен.

Проблема непосредственного участия человека в управле­нии технологическим процессом чаще всего связана со скоро­стью протекания этого процесса. Если скорость превосходит человеческие возможности, то работу таких систем полно­стью автоматизируют. Например, при запуске космического аппарата сотни датчиков передают наземному вычислитель­ному комплексу сведения о ходе полета, и, в случае непола­док, на принятие решения могут оставаться доли секунды, то есть человек просто не успеет среагировать. В этом случае реагирует программа (которую, разумеется, составили люди).

- Системы автоматизированного проектирования (САПР)

Информатизация произвела на свет еще одну чрезвычай­но важную технологию — системы автоматизированного проектирования (САПР).

Проектирование включает в себя создание эскизов и черте­жей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией, моделирование и т. д. Современная САПР — высокопрофессиональная программа, которая берет на себя многие из указанных видов деятельности.

Существуют САПРы двух видов: чертежные и специали­зированные на определенных видах продукции. Чертежные САПРы универсальны, они позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования. Спе­циализированная САПР, например, на проектирование жи­лых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведе­ния о строительных материалах — как технические, так и экономические, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах и т. д. Инженер-проектировщик создает образ дома, его технико-экономические расчеты, чертежи без ког­да-то привычного кульмана и чертежных инструментов. Все это радикально совершенствует процесс проектирования.

- Геоинформационные технологии и системы (ГИС)

Так называются новейшие информационные технологии, которые привели к созданию самого современного класса ин­формационных систем — геоинформационных систем (ГИС).

Эти системы хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны и т. д.).

Например, муниципальная ГИС хранит в своих базах данных информацию, необходимую для всех служб, поддер­живающих жизнедеятельность города: городских властей, энергетиков, специалистов водного хозяйства, связистов, налоговых органов, органов социальной защиты, полиции, медицинских служб и др. Вся эта разнородная информация привязана к карте города, которая является организующей основой ГИС. Благодаря особым технологическим приемам, эта карта допускает масштабирование, то есть из нее можно «вырезать» кусок (просто обведя его на экране контуром с помощью мыши) и увеличить. Щелкнув мышью по объекту, находящемуся на экране, вместо карты получаем базу дан­ных с описанием этого объекта.

Существуют ГИС гораздо большего масштаба: региональ­ные, государственные, международные. Например, усилия­ми ряда государств создана ГИС «Черное море». Следует по­нимать, что создание ГИС является делом трудоемким и дорогостоящим, но эффективность от ее применения чрезвы­чайно высока.

- ИТ в обучении

Обучение охватывает миллионы людей. Существуют сис­темы среднего, высшего, дополнительного образования, сис­темы повышения квалификации, переподготовки кадров и др. Специалист XXI века поставлен в такие условия, когда ему практически постоянно придется чему-то учиться. Перед обществом стоит задача создания системы непрерыв­ного образования, которая будет обслуживать значитель­ную часть населения.

Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обу­чения: один учитель на группу обучаемых. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заклю­чается в различии индивидуальных способностей и возмож­ностей учащихся. Путь совершенствования лежит через ин­дивидуализацию обучения. Уже сейчас решению этой проблемы помогают средства НИТ в обучении: использование в индивидуальном режиме специальных программ (обучающих, тренажерных, контролирующих и т. д.). Совокупность таких программ по определенному предмету (или разделу) образует то, что называется электронным учебником. При создании электронных учебни­ков широко используются мультимедийные технологии. Другая проблема системы образования (более всего это относится к высшему и специальному образованию) — это неравные условия людей в возможности получения качест­венного образования из-за географической удаленности от образовательных центров, из-за ограниченной пропускной способности вузов и пр. В решении этой проблемы на по­мощь приходит новая форма обучения: дистанционное образование с помощью компьютерных сетей. Существует несколько технологий дистанционного образования, которые в настоящее время конкурируют друг с другом и апробируются.

ПО ПРИМЕНЯЕМОМУ ИНСТРУМЕНТАРИЮ ИТ

1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее ПО (программное обеспечение), электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в ИТ начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

(Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для различных сфер использования, особенно на организацию аналитической работы. Был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии).

5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является ПК с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации ИС, которая проявляется в создании систем поддержки принятия решений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

5. ПО ТИПУ НОСИТЕЛЯ ИНФОРМАЦИИ:

- бумажная (входные и выходные документы);

- безбумажная (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: