Классификация ИТ
По типам ИТ
- Глобальная ИТ включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества (например - …..).
- Базовая ИТ предназначена для определенной области применения - производство, научные исследования, обучение и т.д. (например - ARCGIS).
- Конкретная ИТ реализует обработку данных при решении функциональных задач пользователей (например, задачи учета, планирования, анализа).
2. по сферам производства
- Работа с текстом. Наиболее распространенная компьютерная технология – это ввод и редактирование текста. Эту технологию реализуют специальные программы – текстовые редакторы или процессоры (MS WORD, WRITE, LEXICON, LATEX и т.д.). LATEX – наиболее экономичный, WORD – очень объемный. Основные функции: набор, хранение в электронном виде, просмотр и печать текстов. Дополнительные функции: проверка орфографии, лексики, грамматики, сложности текста, выбор шрифтов, стилей оформления, перевод на иностранный язык, работа с графикой и таблицами. Перед печатью можно просмотреть текст, установить размер бумаги, число копий, качество печати и т.д. Почти каждый редактор имеет режим автотекста, который позволяет вводить часто повторяющиеся участки текста автоматически при наборе имени.
- Работа с графикой. Графический процессор – это инструментальное и программное средство, позволяющее создавать и модифицировать графические образы.
Инструментальные средства – плоттер (графопостроитель), сканер, световое перо и т.д. Используются следующие технологии:
a) Коммерческая графика представляет собой информацию из баз данных или электронных таблиц в виде двух и/или трехмерных графиков.
b) Иллюстративная графика – для воспроизведения геометрических фигур (векторная графика, редактор Dr. Hallo) и рисунков пользователя (растровая графика, редакторы Paint Brach, Power Point).
c) Научная графика – для решения задач картографии и оформления научных расчетов.
d) Когнитивная графика – комплекс виртуальных средств для обработки зрительной информации в виде образов, процессов и структур. Эта технология позволяет представить условия задачи и ее решения в виде зрительных образов.
- Работа с таблицами. Табличный процессор – это комплекс программных средств для создания, регистрации, хранения, редактирования, математической и логической обработки табличных данных и выдачи их на печать (CyperCalc, Lotus-1-2-3, QuattroPro, MS EXSEL, Мозаика). Электронные таблицы (ЭТ) – это двухмерный массив данных, состоящий из строк и столбцов и расположенный в памяти ЭВМ.
Табличный процессор используется при решении большинства финансовых и административных задач (расчет заработной платы, прогнозы продаж, доходов, налогов, создание любых отчетов, ведомостей и т.д.).
Процессор содержит множество встроенных функций для выполнения финансовых вычислений, математическую, логическую и статистическую обработку данных. Можно организовать собственную базу данных или обрабатывать базу данных, созданную другими программами.
В последнее время получили большое распространение интегрированные прикладные пакеты (электронные офисы). В их состав входят: текстовый, табличный и графический процессоры, системы управления базами данных (СУБД), трехмерная графика, менеджер информации, системы электронного распознавания документов, электронная почта, программа для работы в сети (браузер).
- Гипертекст – это система информационных объектов, объединенных направленными связями в сеть. Каждый объект связывается с информационной панелью экрана, на который пользователь ассоциативно выбирает одну из связей. Объектами гипертекста могут быть: текст, графика, музыка, мультипликация, средства аудио и видео техники. Поиск информации выполняется на основе учета смысловой связанности. Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного поиска.
ПО СФЕРАМ ПРИМЕНЕНИЯ
- Подготовка документов
Практически любая деловая сфера связана с подготовкой документации: отчетной, директивной, справочной, сопроводительной и пр. Применение компьютеров для этих целей стало повсеместным.
Компьютер в офисе выполняет множество работ, которые можно подразделить на две категории: регламентированные и нерегламентированные. Регламентированные - это те, которые регулярно повторяются, выдавая однотипные документы, отличающиеся друг от друга лишь наборами числовых данных или текстовыми фрагментами. Примерами могут служить ведомость на зарплату, классный журнал, ежемесячный финансовый отчет фирмы и т. п. Для подготовки каждого из таких документов используется специальная программа, которая в автоматическом режиме (из базы данных) заносит в заранее заготовленные стандартные формы новую информацию.
Нерегламентированные работы носят более разнообразный характер, для них невозможно запастись специальными программами и они выполняются, как правило, с помощью офисного программного обеспечения общего назначения (текстовых процессоров, графических редакторов, программ подготовки презентаций и др.).
- Поиск информации
Каждый, кто был и работал в крупной библиотеке, знает, как иногда бывает непросто найти нужную книгу, особенно если не известны точные библиографические данные, а известна лишь тематика. Современные информационно-поисковые системы (ИПС) совершенно преобразили технологию поиска информации. В библиотеках стали вполне обычными компьютерные системы поиска книг и журналов. В процессе подготовительной работы создаются электронные картотеки, и на запрос по тематике на экране библиотечного компьютера возникает список подобранных книг.
Если мы ищем информацию вне библиотеки, то обращаемся к современным поисковым системам, обычно работающим через компьютерные сети. Поисковые серверы в Интернете часто находят по запросу столько информации, что проблемой становится выделить в ней наиболее подходящую для клиента. Причем, в отличие от библиотек, речь идет не только о книгах, но и об информации, представленной в любых других источниках и в самых разнообразных формах (в том числе и в звуковой).
Новые технологии поиска данных породили и новые формы описания и систематизации данных. Так, в компьютерных поисковых системах широко используется индексирование — упорядоченные списки по разным ключам. Продолжают применяться традиционные цифровые системы классификации (УДК — универсальная десятичная классификация). Используются индексные списки по ключевым словам, по тезаурусу.
Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ возможен сквозной поиск информации по всем текстам, хранящимся в системе (на наличие в них запрашиваемого слова или группы слов).
- Помощь в принятии управленческих решений (АСУ)
Тридцать лет назад на множестве предприятий страны стали внедряться автоматизированные системы управления — АСУ. Однако первоначально действовали они не очень эффективно. К настоящему времени в этой области произошли большие перемены: возникли новые концепции, изменилась техническая и программно-информационная база. В результате эффективность применения АСУ значительно возросла. Классическая АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации. Блок обработки и анализа информации является центральным. Он решает задачи оценки и прогнозирования деятельности предприятия, реагирования на непредвиденные и сбойные ситуации, требующие немедленных действий, выполнения проектно-технологических и финансово-бухгалтерских расчетов и т. д. Его работа основана на экономико-математической модели предприятия, носящей оптимизационный характер. Как правило, АСУ работают на базе компьютерной локальной сети предприятия, которая придает действию системы гибкость и оперативность.
- Управление технологическими процессами
Благодаря микропроцессорной технике стало возможным создание систем, которые берут на себя управление отдельными механизмами и даже целыми технологическими процессами. При этом бывают автоматизированные системы, в которых человек принимает непосредственное участие в технологическом процессе, и автоматические, в которых человек от управления практически отстранен.
Проблема непосредственного участия человека в управлении технологическим процессом чаще всего связана со скоростью протекания этого процесса. Если скорость превосходит человеческие возможности, то работу таких систем полностью автоматизируют. Например, при запуске космического аппарата сотни датчиков передают наземному вычислительному комплексу сведения о ходе полета, и, в случае неполадок, на принятие решения могут оставаться доли секунды, то есть человек просто не успеет среагировать. В этом случае реагирует программа (которую, разумеется, составили люди).
- Системы автоматизированного проектирования (САПР)
Информатизация произвела на свет еще одну чрезвычайно важную технологию — системы автоматизированного проектирования (САПР).
Проектирование включает в себя создание эскизов и чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией, моделирование и т. д. Современная САПР — высокопрофессиональная программа, которая берет на себя многие из указанных видов деятельности.
Существуют САПРы двух видов: чертежные и специализированные на определенных видах продукции. Чертежные САПРы универсальны, они позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования. Специализированная САПР, например, на проектирование жилых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах — как технические, так и экономические, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах и т. д. Инженер-проектировщик создает образ дома, его технико-экономические расчеты, чертежи без когда-то привычного кульмана и чертежных инструментов. Все это радикально совершенствует процесс проектирования.
- Геоинформационные технологии и системы (ГИС)
Так называются новейшие информационные технологии, которые привели к созданию самого современного класса информационных систем — геоинформационных систем (ГИС).
Эти системы хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны и т. д.).
Например, муниципальная ГИС хранит в своих базах данных информацию, необходимую для всех служб, поддерживающих жизнедеятельность города: городских властей, энергетиков, специалистов водного хозяйства, связистов, налоговых органов, органов социальной защиты, полиции, медицинских служб и др. Вся эта разнородная информация привязана к карте города, которая является организующей основой ГИС. Благодаря особым технологическим приемам, эта карта допускает масштабирование, то есть из нее можно «вырезать» кусок (просто обведя его на экране контуром с помощью мыши) и увеличить. Щелкнув мышью по объекту, находящемуся на экране, вместо карты получаем базу данных с описанием этого объекта.
Существуют ГИС гораздо большего масштаба: региональные, государственные, международные. Например, усилиями ряда государств создана ГИС «Черное море». Следует понимать, что создание ГИС является делом трудоемким и дорогостоящим, но эффективность от ее применения чрезвычайно высока.
- ИТ в обучении
Обучение охватывает миллионы людей. Существуют системы среднего, высшего, дополнительного образования, системы повышения квалификации, переподготовки кадров и др. Специалист XXI века поставлен в такие условия, когда ему практически постоянно придется чему-то учиться. Перед обществом стоит задача создания системы непрерывного образования, которая будет обслуживать значительную часть населения.
Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения: один учитель на группу обучаемых. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в различии индивидуальных способностей и возможностей учащихся. Путь совершенствования лежит через индивидуализацию обучения. Уже сейчас решению этой проблемы помогают средства НИТ в обучении: использование в индивидуальном режиме специальных программ (обучающих, тренажерных, контролирующих и т. д.). Совокупность таких программ по определенному предмету (или разделу) образует то, что называется электронным учебником. При создании электронных учебников широко используются мультимедийные технологии. Другая проблема системы образования (более всего это относится к высшему и специальному образованию) — это неравные условия людей в возможности получения качественного образования из-за географической удаленности от образовательных центров, из-за ограниченной пропускной способности вузов и пр. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения: дистанционное образование с помощью компьютерных сетей. Существует несколько технологий дистанционного образования, которые в настоящее время конкурируют друг с другом и апробируются.
ПО ПРИМЕНЯЕМОМУ ИНСТРУМЕНТАРИЮ ИТ
1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее ПО (программное обеспечение), электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в ИТ начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.
(Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для различных сфер использования, особенно на организацию аналитической работы. Был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии).
5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является ПК с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации ИС, которая проявляется в создании систем поддержки принятия решений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
5. ПО ТИПУ НОСИТЕЛЯ ИНФОРМАЦИИ:
- бумажная (входные и выходные документы);
- безбумажная (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.