Реорганизация дипломатической службы при Петре I

Особое место в истории внешней политики России занимает петровская эпоха. Наметив перенести на 1 января 1700 г. начало Нового года в России, Петр I приступил к административным преобразованиям, которые планировались им еще в период 1697‒1699 гг. В первую очередь это касалось военных и внешнеполитических дел. Посольский приказ с его сложной н разветвленной структурой, включающей наблюдение за внутренними, хозяйственными делами, нуждался в скорейшей реорганизации. Малая Посольская коллегия вокруг царя и под его управлением, фактически взявшая в свои руки наиболее важные текущие дела Посольского приказа, не могла далее функционировать как некое временное, неофициальное учреждение. В итоге за Посольским приказом Петр I оставил ведение всех внутренних, хозяйственных и регионально-территориальных вопросов, касающихся Малороссии, Смоленщины и других «молодых» территорий, тогда как актуальные внешнеполитические вопросы (Европа, Прибалтика и Швеция, Турция, Польша) он выделил в ведение Посольской канцелярии (государственное учреждение осуществлявшее внешнеполитические функции, действовало с 1700-17гг.). Посольский же приказ продолжал существовать до 15 декабря 1717 г.

Посольская канцелярия существовала параллельно с Посольским приказом, но приобретала все большее влияние. В 1709 г. она стала называться Посольской канцелярией, а с 1710 г. обосновалась в С.Петербурге, в то время как Посольский приказ оставался в Москве. История преобразования внешнеполитического ведомства началась после вступления России в военные действия. Отправляясь в первый Азовский поход, царь создает при себе особую дипломатическую канцелярию, получившую позже название Посольской походной канцелярии. Само наличие походной канцелярии не было новшеством - все русские цари и до Петра, направляясь в поход, брали с собой ближних советников из бояр. Петр же изменил порядок управления государством - внутренними делами страны во время его отъезда в армию ведали в Москве назначавшиеся им 3-4 боярина, а внешнеполитическими делами занимался он сам. Отсюда - превращение походной канцелярии в дипломатическую. При этом показателен тот факт, что обслуживание походной канцелярии было поручено служителям Посольского приказа: в 1695 г. в “Азовские службы” были направлены переводчик Степан Чижинский и подъячие средней статьи Михаила Ларионов, Лев Волков и Иван Меньшой. В 1696-1699 гг. в “Азовские службы” продолжали отправлять служителей Посольского и Малороссийского приказов. Во главе этого весьма своеобразного дипломатического ведомства в миниатюре царь ставит своего первого учителя и участника всех потешных игр - думного дьяка Никиту Моисеевича Зотова. О том, что под Азовом именно Н.М.Зотов был у посольских дел, упоминает сам Петр I в письме от 8 сентября 1695 г. Ф.Ю.Ромодановскому, отмечая, что Зотов “бдел в непрестанных же трудах письменных, роспрашиванием многих языков и иными делами”.

Таким образом, походная канцелярия существовала параллельно с Посольским приказом, но приобретала все большее влияние. В 1709 г. она стала называться Посольской канцелярией, а с 1710 г. обосновалась в С.Петербурге, в то время как Посольский приказ оставался в Москве. В 1709 г. царь назначил главой канцелярии канцлера, графа Г.И.Головкина, а его заместителем - подканцлера, барона П.П.Шафирова. Канцлер и подканцлер направляли Посольскому приказу свои предписания. В непосредственном ведении Посольского приказа остались лишь административно-хозяйственные дела.

 

Посольская канцелярия должна была находиться фактически все время при императоре. Она напоминала собой Походную внешнеполитическую канцелярию Карла XII и едва ли не создавалась по ее образцу. Ее местопребывание объявлялось так: «Пребывает там, где его величество». Законодательных актов, регламентировавших деятельность Государственной посольской канцелярии, не сохранилось, равно как и документов о ее создании. Деятельность Государственной посольской канцелярии охватывала актуальные для того времени внешнеполитические аспекты: Европа, Прибалтика, Швеция, Турция и Польша. Руководил Государственной посольской канцелярией президент — Федор Алексеевич Головин, а со 2 авг. 1706 — государственный канцлер Гавриил Иванович Головкин. В штат Государственной посольской канцелярии входили: вице-президент, 4 старших канцеляриста, ведавшие перепиской по основным направлениям деятельности канцелярии, и 4 младших в качестве их помощников (всего 10 человек).

Посольская канцелярия просуществовала до 15 декабря 1717 г. и была преобразована вместе с Посольским приказом в Коллегию иностранных дел. Но впервые иностранные дела были полностью отделены от прочих нероссийских дел только в Посольской канцелярии. Поэтому именно она является первым чисто внешнеполитическим учреждением в России.

В начале XVIII в. Россия имела 6 постоянных миссий - в Польше, Голландии, Швеции, Дании, Австрии и Турции.

К 1719 г. появились постоянные миссии во Франции, Пруссии, Англии, Гамбурге. Кроме того, в ряде стран имелись русские консулы “для предостережения интересов его царского величества”. В 1702 г. в Москве находилось шесть иностранных резидентов. К моменту учреждения Коллегии их было 11.

В декабре 1712 г. Петр I сделал первые предварительные распоряжения об учреждении Коллегии, в том числе Коллегии иностранных дел, которую он первоначально предполагал назвать “политической”.

Окончательное решение ввести коллегии, по-видимому, созрело в 1715г.

Русским резидентам при иностранных дворах было поручено составить подробные описания государственных учреждений тех стран, где они были аккредитованы.

Так, В.Л.Долгорукову, послу в Копенгагене, было предписано прислать “весь аншалт экономии государства датского, а именно... сколько коллегиум, что каждой должность, сколько каких персон в коллегии каждой, како жалованье кому, какие ранги междо себя...” Такое же поручение получил А.П.Веселовский в Вене.

В указе последнему Петр I особое внимание обратил на необходимость приглашения на русскую службу в Коллегии, в первую очередь, людей из славянских народов.

5 апреля 1716 г. Посольская канцелярия была переименована в Посольскую Коллегию и в ней устанавливался коллегиальный порядок решения дел. Образец шведский, но Петр был противником механического копирования образцов, поэтому решено на практике подводить к рус. законам и традициям. Преобразования шли до 18 г. В 1719-1721 гг. были созданы двенадцать коллегий. Важнейшими считались три первых: Иностранных (Чужестранных) дел. Военная (Воинская), Адмиралтейская.

А 13 февраля 1720 Петр I прислал канцлеру, графу Г.И.Головкину, подписанное им и скрепленное резолюцией: “Быть по сему” “Определение о Коллегии иностранных дел” (КИД) - основной закон для данной Коллегии. Тем самым подведено окончательное устройство Коллегии иностранных дел, это 1720 г.

В 1718‒1720 гг. Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел ( орган центрального управления для заведования сношениями России с иностранными государствами, действовал 1718-1832 гг., существовала 112 лет ). В самой Коллегии именно 1720 год и было принято считать датой ее учреждения. Следует также отметить, что вследствие многоэтапного становления КИД не существует единого мнения о дате ее учреждения. В справочной литературе можно встретить разные даты между 1717 г. и 1720 г. Кроме того, поскольку КИД была создана на базе непрерывно действующего учреждения - Посольского приказа и Посольской коллегии - считается, что иностранное ведомство было просто преобразовано на новых началах. Поэтому нигде в документах не встречается указ “о ликвидации” предшественников КИД.

Петр 1 упразднением приказов хотел систематизировать разделение ведомств (исключить выполнение одинаковых функций). новые ведомства должны иметь совещательный порядок решения дел (как у шведов, на основе шведского законодательства).

КИД действовала «по особому регламенту» и заведовала отношениями России с иностранными государствами. Во главе Коллегии стояли Президент (именовался канцлером, однако в последние годы существования КИД титул не назначался/с 1799) и его заместитель (именовался вице-канцлером). Всего было 25 президентов

Первый Гавриил Иванович Головкин (1717-34)при Петре 1, Петре 2, Анне Иоановне (возглавлял и Посольский приказ, и Посольскую канцелярию, проводил и реализовывал во ВП волю Петра 1 на практике. За первую четверть XVIII века были открыты постоянные дипломатические представительства во всех великих державах того времени –Австрии, Турции, Швеции, Великобритании, Франции, Дании. В дипломатии Россия оказалась на должной высоте, и это во многом явилось основой военных успехов. Основные направления внешней политики. России в конце XVII –начале XVIII века определялись необходимостью получить доступ к морям: к Балтийскому –западное, к Черному –южное и к Каспийскому –восточное направления. Северная война (1700 - 1721 гг.) завершилась подписанием Ништадтского мира. был обретен выход к Балтийскому морю.

Андрей Иванович Остерман (1734-40, но фактически руководивший внешней политикой Российской империи в 1720-е и 1730-е годы). Екатерина I, в 1725 году, пожаловала его государственным вице-канцлером и действительным тайным советником. С тех пор Остерман дипломат. Остерману в 1726 году Россия заключила союзный договор с Австрией, (была общность интересов по расчленений Польши, «укрощению» Пруссии и изгнанию турок из Европы). Новая внешнеполитическая принципы таковы: избегать любых военных столкновений; «восстановить прежние дружеские отношения с Англией; короля прусского содержать на своейжю стороне, ибо, «хотя и вспоможения великого от нег ожидать невозможно, однако ж для других соседов пригодится»; с Австрией «оставаться в союзе» для решения турецких и иранских дел, а с другими соседями «искать дружбу и союз». Эта примирительная программа постепенного сближения с Англией и Данией, дальнейшего укрепления русско-австрийске союза при ее реализации позволила бы России укрепить свои позиции в Балтике и в целом в Европе, а также приступить к решению «восточных» проблем.

КИД коллегиальное учреждение, это значит, что руководит группа лиц.

Поэтому по своей структуре она делилась на руководящий орган - Присутствие - и исполнительный орган - Канцелярию. Присутствие представляло собой собрание членов Коллегии, которых было восемь. Возглавлял Коллегию президент, его заместителем был вице-президент. Канцелярия делилась на два отделения. Первое занималось вопросами внешней политики и считалось секретным, поэтому сразу же стало именоваться секретной экспедицией КИД. Второе занималось хозяйственными и финансовыми делами Коллегии и ее личным составом и стало называться публичной экспедицией КИД. Первое - секретное - отделение в свою очередь подразделялось на четыре более мелких экспедиции по формально Языковому принципу: экспедицию иностранных языков, экспедицию польского языка и экспедицию турецкого и других восточных языков. В Москве же находился филиал Коллегии иностранных дел в виде остатков Посольского приказа в его прежнем помещении под старым названием, пока оно не было заменено на основании Указа от 19 января 1722 г. на Московскую контору КИД. При Московской конторе КИД находился Архив Коллегии иностранных дел, в котором хранились дела как Посольского приказа, так и Посольской коллегии. Архив подчинялся управляющему конторой, одному из асессоров КИД. Тот факт, что архив Коллегии находился в Москве, когда она сама - в Петербурге, создавал больше неудобства в работе, естественным следствием чего было создание в самой Коллегии в С.-Петербурге текущего архива, куда очень скоро руководство КИД по приказу царя начало перевозить наиважнейшие документы, карты и книги, необходимые для оперативной работы. Таким образом, в С.-Петербурге помимо второго архива КИД начинает складываться и новая Библиотека.

Перечисленные ранее основополагающие документы КИД четко определяли функции каждого ее подразделения и каждого должностного лица персонально.

Возглавлял Коллегию иностранных дел президент-канцлер, граф Гаврила Иванович Головкин, его заместителем был вице-президент, подканцлер, барон Петр Павлович Шафиров. Другими членами коллегии были: тайный канцелярии советник Андрей Иванович Остерман, канцелярии советник Василий Васильевич Степанов и, наконец, начальник Публичной экспедиции полковник и лейб-гвардии капитан Горохов и три его асессора -находившийся в Петербурге Петр Курбатов и два сотрудника Московского Посольского приказа Михаил Ларионов, возглавивший Московский филиал КИД, и Михаил Шафиров.

Обязанности членов Коллегии распределялись следующим образом:

президент, назначавшийся царем - глава Коллегии, высшее должностное лицо, имевшее звание канцлера. В силу указов от 22 декабря 1718 г. и 9 мая, 1719 г. он был обязан руководить коллегиально (ничего не предпринимать без согласия членов Коллегии и не подписывать без них никаких указов). Однако Генеральный регламент давал в руки президента большую власть. Он управлял всеми делами Коллегии, наблюдал за правильностью делопроизводства в ней, за немедленным исполнением высочайших указов. Президент был обязан следить за тем, чтобы и другие члены Коллегии работали со старанием и прилежанием. Если президент находил членов Коллегии (назначавшихся, кстати сказать, не им, а Сенатом) “мало разумными или слабыми”, то мог сделать представление Сенату с целью их замены, а нерадивых, нанесших вред делу, - понизить в должности или снять совсем. Чины Коллегии должны были оказывать президенту “респект и чинить послушание”. Президент наблюдал за немедленным исполнением указов царя и Сената. Он имел две книги: в одной записывались указы исполненные, в другой - еще не исполненные. Эта вторая книга всегда находилась в Присутствии на столе президента.

Функции канцелярии советников были следующие: им вменялось в обязанности “сочинять грамоты к чужестранным государям, рескрипты к министрам, и резолюции, и декларации и прочая, которые подлежат великого секрету и важности”, наблюдать за работой секретарей, а также распечатывать почту из других стран. При решении особо важных тайных государственных дел, требовавших участия самого царя, канцлер и подканцлер должны были вызывать в Присутствие всех или нескольких действительных тайных советников (служивших в тайной канцелярии), число которых определялось важностью дела, от всех надлежало быть “совету на письме и потом докладывать о решении”. В этом случае в заседаниях Коллегии принимал участие и один из канцелярии советников, но если вопросов было много, то оба: для чтения и доклада дел, выслушивания резолюций и составления на их основе рескриптов и грамот. При необходимости сохранения строжайшей тайны - они могли заменить нотариуса для ведения протокола (“записывания голосов”). При этом канцелярии советники не должны были высказывать собственного мнения по делу, однако в случае необходимости, им разрешалось делать представления. Эти заседания присутствия Коллегии при фактическом отсутствии большинства ее членов и почти без права голоса у канцелярии советников парализовывали значение КИД как постоянного учреждения и уменьшали ее авторитет, открывая возможность для влиятельных вельмож -“действительных тайных советников” - направлять течение внешней политики по своему усмотрению, а также усиливали личную власть президента. При обсуждении менее важных вопросов, когда на заседаниях Коллегии присутствовали только канцлер и подканцлер, без царя, “за тем же столом” должны были “сидеть” и канцелярские советники, чтобы наравне с ними подписывать решения Коллегии. Это был уже другой вид присутствия, а именно - по решению текущих для внешней политики, которыми занималась секретная экспедиция. И, наконец, третий вид присутствия представлял собой заседания руководящего состава второй Публичной экспедиции (“капитана Горохова и трех его асессоров”).

Этими же документами устанавливался состав служителей канцелярии КИД и их функции. В секретную экспедицию 13 февраля 1720 г. было определено: 5 секретарей, 2 старших канцеляриста, 4 канцеляриста, 2 копииста, 9 переводчиков. Однако поскольку сразу же выяснилось, что этого штата недостаточно “за множеством дел”, то уже 18 марта 1720 г. определением Коллегии в состав секретной экспедиции добавили еще 6 человек: одного канцеляриста и пять копиистов. Всего там оказалось 28 служителей. Что же касается публичной экспедиции, то Определение от 13 февраля 1720 г. гласило, что капитану Горохову “должны быть приданы асессоры и прочие служители” и “быть ему под дирекциею” Коллегии иностранных дел (что подчеркивало подчинение канцелярии не одному президенту, а всей коллегии). 17 февраля того же года определением коллегии в Публичную экспедицию были назначены: “секретарь экспедиции Иван Губин и старый подъячий Иван Аврамов с прочим всеми подъячими, которые остались за определением к чужестранным делам, из которых они имеют по Генеральному регламенту учинить регистратора, нотариуса, актуариуса и прочих”.

Согласно ведомости об окладах служителей Посольского приказа в Москве от 18 января 1721 г. там оставался довольно солидный штат. Помимо асессора Ларионова значились: 4 переводчика, 6 подъячих средней статьи, 8 копиистов, 5 толмачей (все иноземцы), 5 курьеров (все иноземцы), 3 пристава, 4 сторожа.

Первое заседание Коллегии “в палате, где заседают для дел чужестранных”, происходило 16 февраля 1720 г. Канцлер, вице-канцлер, канцелярии советники и капитан Горохов “пошли сначала в новые апартаменты”, и где рассуждали о распределении экспедиции между членами коллегии. “После того в той палате сели - канцлер в главном месте президентском, вице-канцлер по правую руку, против него тайный советник Степанов - и приступили к обсуждению текущих дел. Было решено съезжаться в Коллегию, по крайней мере, четыре раза в неделю”.

12 марта 1720 г. была дана специальная “Инструкция о разборке и описании архивов Коллегии иностранных дел” Алексею Почайнову - одному из первых русских архивариусов. Сначала он должен был разобрать архивы в С.-Петербурге, потом ехать в Москву.

После победы в Северной войне Петр I принял титул императора (1721 г.), что ознаменовало принципиально важные перемены в международном положении России, способствовало упрочению престижа страны и возводило ее в ранг великой европейской державы. В дипломатическом отношении это подкреплялось созданием сети постоянных дипломатических представительств России в ведущих европейских государствах. В 1699 г. в Голландию был направлен опытный дипломат А.А.Матвеев, в 1701 г. в Турцию – П.А.Толстой. В 1700‒1706 гг. были основаны миссии в Дании, при Венском дворе, во Франции и Великобритании.

При Петре были различные “наименования” дипломатических агентов: чрезвычайные и полномочные послы, чрезвычайные посланники, министры, резиденты, а иногда и агенты. Положение последних не было определенным, они стояли ближе к консулам, чем к дипломатическим агентам. Иногда агенты исполняли и обязанности поверенных в делах. При Петре Великом существовали дипломатические агенты, назначаемые “инкогнито”, без определенного характера.

Общим термином для Русские диппредставители за границей в XVIII в., начиная с петровского времени, какого бы ранга они ни были, именовались министрами.

Различия между миссией и посольством в XVIII в. (до введения штата ГКИД 1800 г.) не проводилось и эти названия употреблялись как синонимы.

При Петре I впервые русские представители за границей стали членами дипломатического корпуса. При назначении на дипломатическую должность император отдавал предпочтение русским. При нем редко встречались на дипломатических постах иностранцы, к ним он относился осторожно и “не питал особо доверия”.

В первой четверти XVIII в., да и на протяжении всего века не существовало требования обязательного образовательного ценза при поступлении в КИД.

Во времена царствования Петра I дипломатическая служба стала государственной, высокой по своему положению и важной по значению,

 

Чины служителям Коллегии иностранных дел присваивал Сенат. От советников и выше - баллотированием, а ниже - без баллотирования. Он выбирал кандидатуры из дворян по представлению герольдмейстера, а “на дворянские должности”, то есть не вошедшие в Табель о рангах, - по представлению КИД. Согласно указу от 10 ноября 1721 г., получавшие новый чин должны были принимать присягу, и это распространялось на всех чиновников ГКИД.

 

В петровское время сложилась школа дипломатов во главе с Петром I -Г.И.Головкин, А.И.Остерман, Б.И.Куракин, П.А.Толстой, П.П.Шафиров, А.А.Матвеев, В.Л.Долгоруков, И.И.Неплюев, - способных решать важнейшие внешнеполитические вопросы.

 

В начале 20-х годов XVIII в. продолжалась работа по совершенствованию структуры ГКИД. Так, по указу от 16 мая 1722 г. из ведения ГКИД были изъяты малороссийские дела (в г.Глухове учреждалась специальная Малороссийская коллегия); ранее отношениями с малороссийскими гетманами ведало Второе отделение ГКИД, а точнее, чиновники, находящиеся при Московской конторе.

 

К 1723 г. все четыре экспедиции Первого отделения ГКИД были объединены в одну Секретную экспедицию, разделенную на четыре повытья. Второе отделение получило название Публичной экспедиции. Согласно “Реестру Коллегии иностранных дел с распределением их по повытьям между личным составом Коллегии” от 29 октября 1723 г. между повытьями секретной экспедиции дела распределялись следующим образом: первое повытье ведало сношениями со Священной Римской империей, папой римским, Португалией, Сицилией, Венецией, Флоренцией, с большинством германских княжеств, республиками - Генуэзской, Женевской, Рагузской, с Мальтой и вольными городами - Гамбургом и Любеком. Второе повытье - с Испанией, Францией, Англией, Данией, Пруссией, Голландией. Третье повытье - с Портой (Турцией), Грузией, Персией, Бухарой, Хивой, Индией, Кабардой, с народами, живущими в низовьях рек Волги и Терека, а также Китаем, Кутухтой (монголами), Джунгарией и Далай-Ламой.

В Секретной экспедиции были и другие повытья. Они занимались “сочинением российской истории”, разбором дел Коллегии за 1717 - 1723 гг.; нотариусу было поручено, например, приступить к составлению титулярника со сведениями о титулах всех иностранных государей. Каждым повытьем заведовал один чиновник. Так, первым - канцелярист Семен Смирнов; вторым - Иван Юрьев Меньшой и т.д.

В первой четверти XVIII в. ГКИД постоянно размещалась в С.-Петербурге и Москве.

В начале века на Петербургской стороне был возведен так называемый Посольский дом, принадлежавший князю А.Д.Меньшикову. В 1710 г. было построено здание для Посольской канцелярии, где затем размещалась и Коллегия иностранных дел.

В 1723 г. на Васильевском острове в С.-Петербурге началось строительство дома, известного под названием “Дома двенадцати коллегий”. В АВПРИ сохранились многочисленные документы о строительстве этого здания. Коллегия иностранных дел переехала туда лишь в 1732 г.

В Москве контора ГКИД и ее Московский архив размещались в палатах Посольского приказа, в обширном здании прежних приказов в Кремле. Кроме того, в Москве и С.-Петербурге постоянно снимались дома для различных нужд: приема послов, посланников и т.д.

В 1724 г. Петр I поручил А.И.Остерману “дать приличнейшее образование Коллегии иностранных дел.

“Предложения” Остермана не были утверждены из-за смерти Петра I. Однако они изучались и использовались при составлении штатов ГКИД на протяжении всего XVIII в. Так было при выработке “Предложений”, например, об увеличении жалованья чиновникам ГКИД в сравнении с чиновниками других ведомств и др.

Вероятно, последним документом, относящимся к деятельности ГКИД и сохранившем резолюции императора, был доклад Сената от 22 декабря 1724 г. Петру I с перечнем дел, входящих в ведение Коллегии: “Роспись, каким делам в Иностранной коллегии и прочих местах быть”. Согласно докладу в ведении ГКИД, кроме основных внешнеполитических вопросов, оставались: “калмыцкие дела”, переписка с другими Коллегиями “по поводу мемориалов посланников”, прием и отпуск последних. Против этих пунктов Петр I наложил резолюцию: “Быть тут” (в ГКИД - С.Т.). О сношениях с Палестиной император написал: “Духовным с окладом быть в Синоде, а светским - в Иностранной коллегии”.

Многое из намеченного Петром I не удалось осуществить. Он полагал дать Коллегии большую устойчивость, определенность. Намеревался сделать из нее школу по воспитанию будущих государственных деятелей, дипломатов, призванных служить в самой Коллегии или за границей.

К концу петровского правления постоянные российские консульские и дипломатические представительства имелись в 20 странах.

Если в петровское время были заложены основы Коллегии, определены пути ее развития, то екатерининская эпоха внесла новые элементы в ее работу. Реорганизуется структура. Внешнеполитическое ведомство России начинает функционировать более рационально. В стенах ГКИД воспитывается целая плеяда выдающихся российских дипломатов. При всех недостатках структуры и организации, Государственная коллегия иностранных дел способствовала превращению России в великую державу мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: