Социальный работник помогает человеку в решении его задач развития, эта помощь будет более эффективна, если он сориентирует свои усилия на выявлении резервов развития, способствующих не только адекватной постановке задач развития, но и создающих необходимую для осуществления жизни перспективу. Психолог, используя научную диагностику может существенно помочь социальному работнику в организации его усилий по осуществлению профессиональных действий. Если социальный работник щодо постоянно присутствует в жизни второго человека, внося в нее нужные для ее осуществления воздействия, то присутствие психолога щодо кратковременно. В плане сотрудничества с социальным работником оно тем более ограничено конкретными обстоятельствами жизни. Можно сказать, что психолог берет на себя ответственность за адекватную ориентировки в задачах и резервах развития конкретного человека, а социальный работник становится одной из ключевых фигур в системе отношений человека, выполняет исполнительную часть через воздействие, обоснованное содержанием ориентировки.
|
|
Для социального работника – известные ему закономерности индивидуальной жизни, Которые для психолога Представлены в более широком контексте, який задает научная теория, которой он пользуется. Это взаимодействие позволяет решать следующие проблемы:
- Проблему адекватного отражения клиентом закономерностей его жизни;
- Проблему осознания роли и места социального работнике и психолога в его жизни;
- Проблему ответственности за осуществление жизни, как со стороны социального работника, так и со стороны клиента;
- Проблему перспектив индивидуальной жизни и возможности их осуществления;
- Проблему профессиональной ответственности за воздействие на организацию жизни.
С каждым годом количество областей применения практической психологии в социальной работе становится все больше и больше. Каждая из них имеет свою специфику и особенности и предполагает знание определенных отраслей психологии. Практическая психология включает самые разнообразные сферы применения. Широкое внедрение психологии в практику социальной работы закономерно привело к развитию разных сфер областей с использованием знаний определенных отраслей психологии как:
- Психологическая служба в образовании (школе), возрастная психология, педагогическая психология, психология личности, общая психология, социальная психология, психодиагностика, психокоррекция;
- Психология управления, психология труда, психология безопасности, инженерная психология, психология деятельности, психология общения и другие;
|
|
- Психология чрезвычайных ситуаций, психология состояний, психофизиология;
- Индивидуальное и семейное консультирование, дифференциальная психология, психологическое консультирование, психология семьи, психология конфликта;
- Профориентация и профотбор и другие.
Специфика психологической практики в социальной работе
Не последнее место в профессиональной позиции квалифицированного психолога в социальной работе занимает его представление о содержании психологической помощи как цели профессионального взаимодействия с клиентом.
Содержание психологической помощи может быть представлено следующим образом.
- Оказание клиенту помощи через сообщение ему объективной психологической информации. Этим занимается психодиагностика – одно из направлений практической психологии. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информации и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации и сам принимает решение о ее использовании;
- Психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствий с возрастной нормой психического развития. Психолог работает с такими понятиями, как возрастная норма освоения какого-либо вида деятельности (чтения, письма, счета и т. П.) И индивидуальный темп ее освоения. Содержание психологической помощи состоит в том, что для клиента разрабатывается индивидуальная программа усвоения какого-то вида деятельности в согласовании с общественным требованиями к ней;
- Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития,. обеспечения человека продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана, прежде всего, со способностью человека находит возможно большее число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков чтобы иметь возможность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Это дает возможность соответствовать данной культуре и рефлексировать в ней;
- Психотерапия как вид психологической помощи предполагает активное воздействие психотерапевта на личность клиента. Клиент психотерапевта – это человек, требующий реконструкции его личности. Другими словами, это больной человек, которому требуется организованное воздействие на его психическую реальность с целью ее восстановления или реконструкции. Если в психологическом консультировании ответственность за результаты, связанные с конфигурацией продуктивности личности, распределяется между психологом и клиентом, то в психотерапии, особенно на первых ее этапах, ответственность за реконструкцию личности клиента несет и психотерапевт.