Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., АСТ, 2003

Литература

  • Абдулатипов Р.Г. Этнополитология: Учебное пособие. – СПб., 2004, тема 6.
  • «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации». Тураев В.А. Этнополитология: Учебное пособие. – М., 2004, с.217- 230.
  • Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. – М., 2001.
  • Панарин Э.Д., Мухаметшина Н.С. Национальные проблемы на постсоветской территории: Учебное пособие. – СПб., 2001.
  • Путин В.В. Россия: национальный вопрос. 2012 г.
  • Стратегия государственной национальной политики до 2025 года. 2012 г.
  • Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». 2014 г.

Задание: 1. Проанализировать этнополитическую терминологию, использованную в руководящих документах, определяющих направления национальной политики России:

- Программной статье В.Путина о национальной политике России;

- Стратегии государственной национальной политики до 2025 года;

- Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».

          2. Ознакомиться с параграфом «Государство-цивилизация – концептуальная основа современной российской нации» книги Кошкина А.П. и Черданцева В.В. «Россия как государство-цивилизация: современная российская нация» (с.98-127).

          3. Привести доводы сторонников и противников мультикультуралистского подхода как основы национальной политики России.

          4. Привести доводы сторонников и противников концепции России как государства-цивилизации.

 

              

А. Этнополитическая характеристика субъекта РФ по следующему плану:

1) Историческая справка (когда образован, как изменялся – основные этапы);

2) Этнический состав;

3) Субъекты и объекты национальной политики в данном регионе;

4) Особенности национальной политики в данном регионе в отношениях

- внутри региона, между этническими общностями;

- с другими регионами, пр. всего соседними;

- с федеральными структурами власти.

5) Основные проблемы национальной политики в данном регионе и пути их решения.

 

Б. Рекомендации в адрес Федерального агенства по делам национальностей (ФАДН) и Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям при разработке

- новой редакции Стратегии государственной национальной политики;

- законопроекта «Основы национальной политики Российской Федерации».

 

Письменная аудиторная самостоятельная работа – основа творческого рейтинга.

 

       Тема 8(6). Этнополитические процессы и конфликты

                    в Северной Америке (США и Канада)

                    Опыт историко-генетического подхода  

 

1. Исторические особенности этногенеза американского народа.

2. От расовой сегрегации – к межэтнической толерантности и политкорректности.

3. От концепции «плавильного котла» к концепции «салата».

4. Соотношение основных расовых и этнических общностей в США: современное состояние, динамика, перспективы.

5. Североамериканский (США) и канадский федерализм: сходство и различие в подходах.

6. Проблема Квебека в истории Канады. Современный канадский сепаратизм.

 

Задания. 1. Обосновать смену основных парадигм национальной политики США в ХХ – начале ХХI века.

           2. Представить сравнительную характеристику федерализма в США и Канаде.

           3. На примере Квебека показать основные фазы этнополитического конфликта, направленные на выход из состава существующего государства.

 

Темы 9-10(7). Европейские модели регулирования этнополитических процессов

                                 Опыт политико-правового подхода     

                                                                                          

1. Европейские конвенции о правах человека и правах этнических меньшинств; их реализация в государствах Евросоюза.

2. Этнополитические процессы в «простых» унитарных государствах Европы.

3. Этнополитические процессы в «сложных» унитарных государствах:

          А) Великобритании;

Б) Испании.

4. Этнополитические процессы в федеративных государствах:

А) Бельгии;

Б) Швейцарии.

5. Проблемы дезинтеграции и роста сепаратистских настроений в ряде европейских государств (Бельгии, Великобритании, Испании, Италии).

6. Проблемы соблюдения прав этнических меньшинств в государствах Балтии.

 

Задания: А. Анализ статьи Черданцева В.В. о правах народов в Европе:

           - соотношение индивидуальных и коллективных прав;

           - доводы «за» и «против» относительно существования этнических прав (прав народов);

           - поиски баланса прав человека и прав народов в Европе.

           Б. Показать этнополитические отличия федеративных и унитарных государств Европы.

           В. Показать отличия «простых» (однородных, гомогенных) и «сложных» (имеющих в своем составе автономии) унитарных государств Европы.

           Г. Показать реализацию права народов на самоопределение в одном из европейских государств (по выбору).

           Д. Показать нарастание процесса суверенизации отдельных регионов ряда европейских государств.

 

Письменно, кратко, в табличной форме, по выбору – один из пунктов данного плана (от А до Д).

 

 

Тема 11. Этнополитическое положение в бывшей Югославии.       

                              Опыт системного подхода

 

1. Исторические корни этнополитического противостояния на Балканах.

2. Социалистический федерализм в СФРЮ.

3. Характеристика основных участников этнополитического противостояния в бывшей Югославии.

4. Сербско-хорватский конфликт: причины, характер, итоги.

5. Война в Боснии и Герцеговине. Дейтонские мирные соглашения и послевоенное устройство Б и Г.

6. Образование новой Югославии (конфедерации Сербии и Черногории) и ее распад.

 

Задания: 1. Проанализировать высылаемые материалы В.Волкова и Е.Гуськовой по этнополитической ситуации в бывшей Югославии.

           2. Представить системную характеристику основных конфликтов:

               - сербско-хорватского;

               - хорватско-боснийского;

               - сербско-боснийского.

           3. Показать связь этнополитических конфликтов 1990-х годов в бывшей Югославии с поражением СССР и его союзников в «холодной войне».

 

     Тема 12(8). Этнические меньшинства и принцип самоопределения в современной

                                          политике: ситуация вокруг Косово

                                          Круглый стол.                                   

 

Цель: проанализировать позицию  противников и сторонников провозглашения независимости Косово от Сербии с точки зрения манифестации принципа национального самоопределения.


Вопросы для обсуждения:

  1. Правомерно ли усматривать в ситуации с Косово типичный пример процесса национального самоопределения – или это исключительная ситуация в мировой политике? Поясните — кто в данном случае является субъектом/субъектами самоопределения, то есть кто участвует в этом процессе? Какие цели ставят участники процесса?
  2. Подумайте — в каких формах могло быть реализовано право на национальное самоопределение в ситуации с Косово? Какие формы этой реализации существуют на данный момент?
  3. Существует ли противоречие между принципом национального самоопределения и принципом территориальной целостности государств (или принципом нерушимости государственных границ) в случае с Косово? Обоснуйте свой ответ
  4.  Обоснованно ли утверждение, что ситуация с самоопределением и суверенизацией Косово – яркое проявление «конфликта цивилизаций»?

 


Литература

Большаков А. Г. Этнические вооруженные конфликты в посткоммунистических государствах Европейской периферии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. Казань, 2009.

Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., АСТ, 2003.

Вельяминова Г. Признание «непризнанных» и международное право // Россия в глобальной политике, № 1, Январь - Февраль 2007
Декларация Генеральной Ассамблеи ООН «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» от 1992 года.

Кошкин А.П., Черданцев В.В. Право на самоопределение в политических коллизиях современности: Крым и Косово. Вестник экономики, права и социологии, 2016, №2.
Романенко С. Косово: история, характер и динамика конфликта // Конфликт в Косово и международная безопасность. М, 2009

                                                       

                                                       

            

Тема 13. Этнополитические процессы и конфликты в Республике Индия      

                           Цивилизационный подход в ЭП

 

1. Этнокультурные и этноконфессиональные особенности Индии.

2. Особенности индийского федерализма.

3. Национальная политика Индии: история и современность.

4. Этнополитические конфликты в Индии. Проблема Кашмира.

5. Этнополитические аспекты отношений Индии и Пакистана.

 

 

               Тема 14. Этнополитические ситуация в КНР.                                   

                             Цивилизационный подход в ЭП (2)

 

1. Влияние советского опыта на национальную политику КНР.

2. Этнический фактор в конституционном устройстве КНР.

3. Автономные образования в составе КНР.

4. Политика «китаизации» национальных окраин.

5. Этнополитические конфликты в КНР. Проблемы Синцзян-Уйгурского АР и Тибета.

 

Задания по темам 13-14:

1. Ознакомиться со второй главой книги Кошкина А.П. и Черданцева В.В. «Россия как государство-цивилизация: современная российская нация» - «Государства-цивилизации Востока и Россия» (с.50-77).

2. Проанализировать этнополитическую ситуацию в стране (регионе) по следующему плану:

1.Историческая справка.

2.Геополитическое положение.

3.Основные этнические общности и их взаимоотношения.

4.Этнополитические конфликты в стране (регионе) в прошлом и настоящем.

5.Мера/степень адекватности этнической политики имеющимся проблемам в данной сфере.

 

 

                    Темы 15-16(9). Этнополитическое положение Украины.                

                                       Опыт политической регионалистики

 

1. Развитие этнополитических процессов на Украине в ХХ веке.

2. Этносоциальная и этнополитическая дифференциация регионов Украины.

3. Проблемы положения русского языка и русской культуры на Украине.

4. Влияние этнополитического фактора на отношения России и Украины.

5. Обострение этнополитической ситуации на Украине в условиях государственного переворота и вакуума власти 2014 года.

6. Роль национализма в подготовке украинского и белорусского майданов: сходства и отличия.

 

Задания:

1. Составить этнополитическую характеристику регионов Украины

                в соответствие их отношения к идее «русского мира»

                                           в письменном виде

                                  в двух частях (план свободный).

                                        Объем – 8-12 стр. А 4.

       Первая часть: общая характеристика Украины по этнополитическому составу.

       Вторая часть: обстоятельная характеристика одного из этнополитических регионов Украины.

Лучшие характеристики представляются на семинаре.

 

2. Проанализировать статью Кошкина А.П. и Черданцева В.В. «Возможна ли балканизация российско-украинского конфликта?» по следующему плану:

1.Каковы доводы тех, кто стремится приравнять отношения нынешних России и Украины с сербско-хорватскими отношениями?

2.В чем приниципиальные отличия российско-украинских отношений по сравнению с сербско-хорватскими?

3.Что представляет собой современная Украина в этническом и этнополитическом отношениях?

4.Как не допустить дальнейшего ухудшения российско-украинских межобщественных отношений?

 

                                             

                  Тема 17. Возвращение Крыма в состав России                     

                                             Семинар-диспут

 

1. Крымский вопрос в истории России: этнополитический аспект

2. Межэтнические отношения в Республике Крым:

А) в составе Украины;

Б) в условиях государственного переворота в Киеве в 2013-14 гг.;

В) при вхождении в состав РФ.

  3. Национальная политика России по отношению к Республике Крым.

  4. Права этнических меньшинств в Республике Крым.

 

 

                                                   Задания:

Высылаются материалы, в которых в концентрированной форме приводятся доводы США и Великобритании, с одной стороны, и России, с другой стороны, по обоснованности воссоединения Крыма с Россией.

Аргументы делятся на:

- исторические;

- географические и геополитические;

- культурные;

- этнические;

- юридические;

- политические;

- военно-политические.

 

Тема 18(10). Новороссия как политический проект и народные республики Донбасса.

                                     Опыт политического проектирования

 

1. Новороссия: история вопроса.

2. Новороссия как ответ на государственный переворот 2013-14 гг.

3. Попытки создания Новороссии в условиях «русской весны» на Украине.

4. Создание государственности республиками Донбасса как часть проекта Новороссии.

5. Политический статус республик Донбасса: современное состояние, проблемы, перспективы.

 

Задания: на основании имеющихся материалов составить свой проект

         А) развития народных республик Донбасса;

         Б) реализации стратегии создания Новороссии;

         В) влияния данных процессов (А и Б) на идеологию и политическую практику русского мира;

         Г) автономизации/федерализации современной Украины;

         Д) возвращения Донбасса в состав унитарной Украины.

 

Тема 19(11). Этнополитические процессы и конфликты на Северном Кавказе.    

                          Опыт сравнительно-исторического подхода

 

1. Чечено-Ингушетия в начале 1990-х гг.

2. Первая чеченская война (1994-96 гг.)

3. Хасавюртский мир и де-факто независимая Ичкерия (1996-1999 гг.)

4. Вторая чеченская война (2000-2001 гг.)

5. Послевоенное мирное урегулирование в Чечне.

 

Задание:

Применение методологии сравнительно-исторического подхода при сопоставлении

                                первой и второй чеченских войн

                                         по следующему плану:

 

1. Предпосылки обострения конфликта.

2. Возможности мирного урегулирования.

3. Позиции противоборствующих сторон. (Цели, задачи, интересы).

4. Идеологическое обоснование позиций сторон.

5. Состав противоборствующих сторон.

6. Причины и характер эскалации конфликта.

7. Переход конфликта из политической в фазу военного противостояния.

8. Ход и характер военных действий.

9. Итог проведенных военных операций.

10. Динамика (изменение) общественных настроений на разных этапах конфликта.

11. Примирение сторон конфликта (стадия перемирия).

12. Мирное урегулирование конфликта – политическое урегулирование.

 

                        Тема 20(12). Национальная политика Казахстана.

               Опыт национально-государственного строительства и положение

                                              этнических меньшинств

 

1. Этнодемографические и политические процессы в Казахстане ХIХ – ХХ вв.

2. Национальный вопрос при возникновении Казахстана как независимого государства.

3. Основные этапы национально-государственного строительства в современном Казахстане.

4. «Русские» казахи и казахстанские русские: возможности и пределы межэтнической интеграции титульной этнонации и основного этнического меншинства.

5. Этнополитические проблемы и конфликты в Казахстане и пути их решения.

 

Задания: представить характеристику этнического меньшинства современного Кахахстана – русских (казачества), узбеков, корейцев, немцев и др. в масштабах отдельной области (региона) или страны в целом по свободному плану.

 

                           Тема 21. Национальная политика стран Балтии

                                             на примере Латвии. Этнократия.

 

1. Современные концепции этнократии.

2. Прибалтийская модель этнократии в Латвии.

3. Методы и средства этнократического руководства в Латвии.

4. Статус неграждан в Латвии. Проблемы в сфере языка, образования, культуры.

5. «Мягкая» дискриминация этнических меньшинств в Латвии и европейские ценности и нормы.

 

Задания: покажите

- становление этнократического государства в Латвии как политический процесс, имеющий свою внутреннюю логику;

- принципиальную совместимость устройства Евросоюза с существованием этнократических режимов;

- постепенное вытеснение всех проявлений русскости не только в политике, но и в общественной жизни, в культуре;

- представьте характеристику дискриминации второй по численности этнической общины в этом европейском государстве.

 

                                          Учебники и учебные пособия

 

1. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории Российского государства.// Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учебное пособие. СПб, Питер, 2004.     




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: