Литература
- Абдулатипов Р.Г. Этнополитология: Учебное пособие. – СПб., 2004, тема 6.
- «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации». Тураев В.А. Этнополитология: Учебное пособие. – М., 2004, с.217- 230.
- Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. – М., 2001.
- Панарин Э.Д., Мухаметшина Н.С. Национальные проблемы на постсоветской территории: Учебное пособие. – СПб., 2001.
- Путин В.В. Россия: национальный вопрос. 2012 г.
- Стратегия государственной национальной политики до 2025 года. 2012 г.
- Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». 2014 г.
Задание: 1. Проанализировать этнополитическую терминологию, использованную в руководящих документах, определяющих направления национальной политики России:
- Программной статье В.Путина о национальной политике России;
- Стратегии государственной национальной политики до 2025 года;
- Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».
2. Ознакомиться с параграфом «Государство-цивилизация – концептуальная основа современной российской нации» книги Кошкина А.П. и Черданцева В.В. «Россия как государство-цивилизация: современная российская нация» (с.98-127).
3. Привести доводы сторонников и противников мультикультуралистского подхода как основы национальной политики России.
4. Привести доводы сторонников и противников концепции России как государства-цивилизации.
А. Этнополитическая характеристика субъекта РФ по следующему плану:
1) Историческая справка (когда образован, как изменялся – основные этапы);
2) Этнический состав;
3) Субъекты и объекты национальной политики в данном регионе;
4) Особенности национальной политики в данном регионе в отношениях
- внутри региона, между этническими общностями;
- с другими регионами, пр. всего соседними;
- с федеральными структурами власти.
5) Основные проблемы национальной политики в данном регионе и пути их решения.
Б. Рекомендации в адрес Федерального агенства по делам национальностей (ФАДН) и Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям при разработке
- новой редакции Стратегии государственной национальной политики;
- законопроекта «Основы национальной политики Российской Федерации».
Письменная аудиторная самостоятельная работа – основа творческого рейтинга.
Тема 8(6). Этнополитические процессы и конфликты
в Северной Америке (США и Канада)
Опыт историко-генетического подхода
1. Исторические особенности этногенеза американского народа.
2. От расовой сегрегации – к межэтнической толерантности и политкорректности.
3. От концепции «плавильного котла» к концепции «салата».
4. Соотношение основных расовых и этнических общностей в США: современное состояние, динамика, перспективы.
5. Североамериканский (США) и канадский федерализм: сходство и различие в подходах.
6. Проблема Квебека в истории Канады. Современный канадский сепаратизм.
Задания. 1. Обосновать смену основных парадигм национальной политики США в ХХ – начале ХХI века.
2. Представить сравнительную характеристику федерализма в США и Канаде.
3. На примере Квебека показать основные фазы этнополитического конфликта, направленные на выход из состава существующего государства.
Темы 9-10(7). Европейские модели регулирования этнополитических процессов
Опыт политико-правового подхода
1. Европейские конвенции о правах человека и правах этнических меньшинств; их реализация в государствах Евросоюза.
2. Этнополитические процессы в «простых» унитарных государствах Европы.
3. Этнополитические процессы в «сложных» унитарных государствах:
А) Великобритании;
Б) Испании.
4. Этнополитические процессы в федеративных государствах:
А) Бельгии;
Б) Швейцарии.
5. Проблемы дезинтеграции и роста сепаратистских настроений в ряде европейских государств (Бельгии, Великобритании, Испании, Италии).
6. Проблемы соблюдения прав этнических меньшинств в государствах Балтии.
Задания: А. Анализ статьи Черданцева В.В. о правах народов в Европе:
- соотношение индивидуальных и коллективных прав;
- доводы «за» и «против» относительно существования этнических прав (прав народов);
- поиски баланса прав человека и прав народов в Европе.
Б. Показать этнополитические отличия федеративных и унитарных государств Европы.
В. Показать отличия «простых» (однородных, гомогенных) и «сложных» (имеющих в своем составе автономии) унитарных государств Европы.
Г. Показать реализацию права народов на самоопределение в одном из европейских государств (по выбору).
Д. Показать нарастание процесса суверенизации отдельных регионов ряда европейских государств.
Письменно, кратко, в табличной форме, по выбору – один из пунктов данного плана (от А до Д).
Тема 11. Этнополитическое положение в бывшей Югославии.
Опыт системного подхода
1. Исторические корни этнополитического противостояния на Балканах.
2. Социалистический федерализм в СФРЮ.
3. Характеристика основных участников этнополитического противостояния в бывшей Югославии.
4. Сербско-хорватский конфликт: причины, характер, итоги.
5. Война в Боснии и Герцеговине. Дейтонские мирные соглашения и послевоенное устройство Б и Г.
6. Образование новой Югославии (конфедерации Сербии и Черногории) и ее распад.
Задания: 1. Проанализировать высылаемые материалы В.Волкова и Е.Гуськовой по этнополитической ситуации в бывшей Югославии.
2. Представить системную характеристику основных конфликтов:
- сербско-хорватского;
- хорватско-боснийского;
- сербско-боснийского.
3. Показать связь этнополитических конфликтов 1990-х годов в бывшей Югославии с поражением СССР и его союзников в «холодной войне».
Тема 12(8). Этнические меньшинства и принцип самоопределения в современной
политике: ситуация вокруг Косово
Круглый стол.
Цель: проанализировать позицию противников и сторонников провозглашения независимости Косово от Сербии с точки зрения манифестации принципа национального самоопределения.
Вопросы для обсуждения:
- Правомерно ли усматривать в ситуации с Косово типичный пример процесса национального самоопределения – или это исключительная ситуация в мировой политике? Поясните — кто в данном случае является субъектом/субъектами самоопределения, то есть кто участвует в этом процессе? Какие цели ставят участники процесса?
- Подумайте — в каких формах могло быть реализовано право на национальное самоопределение в ситуации с Косово? Какие формы этой реализации существуют на данный момент?
- Существует ли противоречие между принципом национального самоопределения и принципом территориальной целостности государств (или принципом нерушимости государственных границ) в случае с Косово? Обоснуйте свой ответ
- Обоснованно ли утверждение, что ситуация с самоопределением и суверенизацией Косово – яркое проявление «конфликта цивилизаций»?
Литература
Большаков А. Г. Этнические вооруженные конфликты в посткоммунистических государствах Европейской периферии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. Казань, 2009.
Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., АСТ, 2003.
Вельяминова Г. Признание «непризнанных» и международное право // Россия в глобальной политике, № 1, Январь - Февраль 2007
Декларация Генеральной Ассамблеи ООН «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» от 1992 года.
Кошкин А.П., Черданцев В.В. Право на самоопределение в политических коллизиях современности: Крым и Косово. Вестник экономики, права и социологии, 2016, №2.
Романенко С. Косово: история, характер и динамика конфликта // Конфликт в Косово и международная безопасность. М, 2009
Тема 13. Этнополитические процессы и конфликты в Республике Индия
Цивилизационный подход в ЭП
1. Этнокультурные и этноконфессиональные особенности Индии.
2. Особенности индийского федерализма.
3. Национальная политика Индии: история и современность.
4. Этнополитические конфликты в Индии. Проблема Кашмира.
5. Этнополитические аспекты отношений Индии и Пакистана.
Тема 14. Этнополитические ситуация в КНР.
Цивилизационный подход в ЭП (2)
1. Влияние советского опыта на национальную политику КНР.
2. Этнический фактор в конституционном устройстве КНР.
3. Автономные образования в составе КНР.
4. Политика «китаизации» национальных окраин.
5. Этнополитические конфликты в КНР. Проблемы Синцзян-Уйгурского АР и Тибета.
Задания по темам 13-14:
1. Ознакомиться со второй главой книги Кошкина А.П. и Черданцева В.В. «Россия как государство-цивилизация: современная российская нация» - «Государства-цивилизации Востока и Россия» (с.50-77).
2. Проанализировать этнополитическую ситуацию в стране (регионе) по следующему плану:
1.Историческая справка.
2.Геополитическое положение.
3.Основные этнические общности и их взаимоотношения.
4.Этнополитические конфликты в стране (регионе) в прошлом и настоящем.
5.Мера/степень адекватности этнической политики имеющимся проблемам в данной сфере.
Темы 15-16(9). Этнополитическое положение Украины.
Опыт политической регионалистики
1. Развитие этнополитических процессов на Украине в ХХ веке.
2. Этносоциальная и этнополитическая дифференциация регионов Украины.
3. Проблемы положения русского языка и русской культуры на Украине.
4. Влияние этнополитического фактора на отношения России и Украины.
5. Обострение этнополитической ситуации на Украине в условиях государственного переворота и вакуума власти 2014 года.
6. Роль национализма в подготовке украинского и белорусского майданов: сходства и отличия.
Задания:
1. Составить этнополитическую характеристику регионов Украины
в соответствие их отношения к идее «русского мира»
в письменном виде
в двух частях (план свободный).
Объем – 8-12 стр. А 4.
Первая часть: общая характеристика Украины по этнополитическому составу.
Вторая часть: обстоятельная характеристика одного из этнополитических регионов Украины.
Лучшие характеристики представляются на семинаре.
2. Проанализировать статью Кошкина А.П. и Черданцева В.В. «Возможна ли балканизация российско-украинского конфликта?» по следующему плану:
1.Каковы доводы тех, кто стремится приравнять отношения нынешних России и Украины с сербско-хорватскими отношениями?
2.В чем приниципиальные отличия российско-украинских отношений по сравнению с сербско-хорватскими?
3.Что представляет собой современная Украина в этническом и этнополитическом отношениях?
4.Как не допустить дальнейшего ухудшения российско-украинских межобщественных отношений?
Тема 17. Возвращение Крыма в состав России
Семинар-диспут
1. Крымский вопрос в истории России: этнополитический аспект
2. Межэтнические отношения в Республике Крым:
А) в составе Украины;
Б) в условиях государственного переворота в Киеве в 2013-14 гг.;
В) при вхождении в состав РФ.
3. Национальная политика России по отношению к Республике Крым.
4. Права этнических меньшинств в Республике Крым.
Задания:
Высылаются материалы, в которых в концентрированной форме приводятся доводы США и Великобритании, с одной стороны, и России, с другой стороны, по обоснованности воссоединения Крыма с Россией.
Аргументы делятся на:
- исторические;
- географические и геополитические;
- культурные;
- этнические;
- юридические;
- политические;
- военно-политические.
Тема 18(10). Новороссия как политический проект и народные республики Донбасса.
Опыт политического проектирования
1. Новороссия: история вопроса.
2. Новороссия как ответ на государственный переворот 2013-14 гг.
3. Попытки создания Новороссии в условиях «русской весны» на Украине.
4. Создание государственности республиками Донбасса как часть проекта Новороссии.
5. Политический статус республик Донбасса: современное состояние, проблемы, перспективы.
Задания: на основании имеющихся материалов составить свой проект
А) развития народных республик Донбасса;
Б) реализации стратегии создания Новороссии;
В) влияния данных процессов (А и Б) на идеологию и политическую практику русского мира;
Г) автономизации/федерализации современной Украины;
Д) возвращения Донбасса в состав унитарной Украины.
Тема 19(11). Этнополитические процессы и конфликты на Северном Кавказе.
Опыт сравнительно-исторического подхода
1. Чечено-Ингушетия в начале 1990-х гг.
2. Первая чеченская война (1994-96 гг.)
3. Хасавюртский мир и де-факто независимая Ичкерия (1996-1999 гг.)
4. Вторая чеченская война (2000-2001 гг.)
5. Послевоенное мирное урегулирование в Чечне.
Задание:
Применение методологии сравнительно-исторического подхода при сопоставлении
первой и второй чеченских войн
по следующему плану:
1. Предпосылки обострения конфликта.
2. Возможности мирного урегулирования.
3. Позиции противоборствующих сторон. (Цели, задачи, интересы).
4. Идеологическое обоснование позиций сторон.
5. Состав противоборствующих сторон.
6. Причины и характер эскалации конфликта.
7. Переход конфликта из политической в фазу военного противостояния.
8. Ход и характер военных действий.
9. Итог проведенных военных операций.
10. Динамика (изменение) общественных настроений на разных этапах конфликта.
11. Примирение сторон конфликта (стадия перемирия).
12. Мирное урегулирование конфликта – политическое урегулирование.
Тема 20(12). Национальная политика Казахстана.
Опыт национально-государственного строительства и положение
этнических меньшинств
1. Этнодемографические и политические процессы в Казахстане ХIХ – ХХ вв.
2. Национальный вопрос при возникновении Казахстана как независимого государства.
3. Основные этапы национально-государственного строительства в современном Казахстане.
4. «Русские» казахи и казахстанские русские: возможности и пределы межэтнической интеграции титульной этнонации и основного этнического меншинства.
5. Этнополитические проблемы и конфликты в Казахстане и пути их решения.
Задания: представить характеристику этнического меньшинства современного Кахахстана – русских (казачества), узбеков, корейцев, немцев и др. в масштабах отдельной области (региона) или страны в целом по свободному плану.
Тема 21. Национальная политика стран Балтии
на примере Латвии. Этнократия.
1. Современные концепции этнократии.
2. Прибалтийская модель этнократии в Латвии.
3. Методы и средства этнократического руководства в Латвии.
4. Статус неграждан в Латвии. Проблемы в сфере языка, образования, культуры.
5. «Мягкая» дискриминация этнических меньшинств в Латвии и европейские ценности и нормы.
Задания: покажите
- становление этнократического государства в Латвии как политический процесс, имеющий свою внутреннюю логику;
- принципиальную совместимость устройства Евросоюза с существованием этнократических режимов;
- постепенное вытеснение всех проявлений русскости не только в политике, но и в общественной жизни, в культуре;
- представьте характеристику дискриминации второй по численности этнической общины в этом европейском государстве.
Учебники и учебные пособия
1. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории Российского государства.// Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учебное пособие. СПб, Питер, 2004.