Методическое сообщение

«Прелюдия – музыкальное произведение малой формы»

Автор:

преподаватель отделения «Специальное фортепиано»

Билинкис Людмила Константиновна

 

г. Березники

2020 год

«Прелюдия – музыкальное произведение малой формы»

В музыке, наряду с крупными произведениями – оперой, балетом, симфонией, - существует множество малых жанров и форм. Обычно это – небольшие пьесы. Одной из наиболее популярных форм можно считать прелюдию. В переводе с латыни «прелюдия» означает «перед игрой». Многие композиторы обращаются к этой универсальной форме, позволяющей кратко выразить какую – либо одну мысль, одно настроение. Что же представляет собой прелюдия и как она развивалась.

Ее самые ранние образцы относятся еще к XV веку. В те времена прелюдия выполняла  роль небольшого вступления к какой-нибудь пьесе. Исполнялась прелюдия на лютне, на органе или клавишном инструменте.

Основные черты прелюдии: раскрепощенность от заданных схем, импровизация, свободный полет фантазии. Чаще всего они предпосылались фуге – строго организованной полифонической форме. Прелюдия ярко оттеняла фугу, подчеркивала ее стройность, логичность. Постепенно сложился так называемый «малый цикл» - «прелюдия – фуга», классические образцы которого принадлежат И.С.Баху. В его двух томах «Хорошо темперированного клавира» собраны 48 прелюдий и фуг. Сам Бах не предполагал отдельного исполнения прелюдий, предпосылая их лишь в качестве «Вступления к фуге», но его прелюдии переросли рамки пьесы – вступления. В своих прелюдиях И.С.Бах обращался к самому широкому кругу образов: здесь можно встретить подобие оперной арии и заразительный танец, выражение глубокой скорби и светлую пейзажную зарисовку. После Баха развитие жанра прелюдии остановилось надолго.

Лишь в первой половине XIX века композиторы – романтики возродили жанр инструментальной миниатюры. Именно прелюдия с ее импровизационной основой стала наиболее притягательной формой выражения мгновенного романтического порыва, сиюминутного настроения. Она стала представлять собой совершенно самостоятельную пьесу, не требующую продолжения и доразвития, обрела статус самостоятельного жанра со своими законами и спецификой.

Великий польский композитор Фридерик Шопен заново открыл этот жанр, не просто возродив прелюдию к жизни, а в корне изменив ее назначение и цель. Каждая шопеновская прелюдия – это законченный музыкальный образ, а в целом все 24 прелюдии – своеобразный музыкальный дневник, отразивший его романтическую душу, сокровенные мечты и мысли. Академик Борис Асафьев писал: «В прелюдиях сердце Шопена волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, нежится, озаряется надеждой, восторгается и холодеет от страха…» Прелюдии Шопена поражают богатейшим образным содержанием: одни из них локаничны, изящно танцевальны, как, например, прелюдия – мазурка A-dur №7, другие, подобно этюдам, растворяются в безудержном звуковом потоке (№1, №8), есть и более сложные с драматическим развитием, где светлые лирические образы встречают на своем пути неумолимые «роковые» препятствия (как в известной прелюдии Des-dur №14). Но, пожалуй, преобладают в цикле трагические, скорбные настроения: прелюдия c-moll №20 рисует настоящее погребальное шествие,

Где звучат мерные траурные аккорды, застывший ритм создает ощущение оцепенения. Большая заслуга Фридерика Шопена состоит в том, что он возродил жанр прелюдии.

С именем французского композитора Клода Дебюсси связан решающий поворот в фортепианной музыке XX века. «Дебюсси сделал для фортепианной литературы XX века то же, что Шопен для XIX века», - считают исследователи. К прелюдии у Дебюсси было особое отношение. Он считал, что это музыка – камерная, она испаряется в огромном концертном зале. Поэтому такие его прелюдии, как «Шаги на снегу» и «Дельфийские танцовщицы», по его словам, должны исполняться с глазу на глаз. Композитором написаны две тетради прелюдий, по двенадцать пьес в каждой. Они весьма существенно отличаются от шопеновских. Во-первых, каждой прелюдии Дебюсси дал выразительное название, раскрывающее музыкальный образ: «Мертвые листья», «Затонувший собор», «Девушка с волосами цвета льна», и другие. Правда, композитор впоследствии вынес названия в конец прелюдий и заключил их в скобки, тем самым как бы говоря, он нисколько не навязывает слушателям какие-либо определенные образы. Во-вторых, - сам музыкальный материал его прелюдий не похож на все то, что создавалось предшествующими композиторами – романтиками. Дебюсси – истинный «импрессионист» фортепиано. В его музыке мы ощущаем постоянное мерцание, трепетание, игру света и тени, смену разнообразных нюансов. Он любит играть то на одних белых клавишах, то на одних черных, добиваясь тем самым особых звукописных эффектов.

В России классические образцы прелюдии созданы А. Скрябиным и С. Рахманиновым. Они были великолепными пианистами, учились на одном курсе Московской консерватории, и каждый из них – ярко самобытный композитор.

Александр Скрябин – прирожденный миниатюрист, продолжатель шопеновских традиций в фортепианной музыке. Скрябин сочинял прелюдии периодически, не оформляя их в циклы. Они напоминают тонкие воздушные акварели, где важен каждый нюанс, каждый штрих. По его прелюдиям можно проследить, как постепенно усложнялся стиль композитора, как само время, с его противоречиями, отразилось в его музыке – и романтической, и символической.

Прелюдии Сергея Рахманинова трудно назвать миниатюрами. Это настоящие картины, написанные широким сочным мазком. Они концертны в прямом смысле слова. Рахманинов очень уважительно относился к жанру небольшой пьесы. Он говорил: «Я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда горазда больше мук, чем симфония или концерт». Прелюдии Рахманинова необычайно ярки, эмоциональны, богаты мелодическими красотами. В них зримо воплощены самые разные состояния природы и человека – от лирических музыкальных пейзажей до бурной разгулявшейся стихии.

Именно жанр прелюдии принес Сергею Рахманинову мировую известность уже в самом начале его творческого пути. Девятнадцатилетним студентом консерватории он сочинил прелюдию cis-moll, которая в короткий срок стала едва ли не самой популярной фортепианной пьесой в мире. Секрет необычайной популярности этого произведения в том, что оно концентрирует в себе самые существенные черты рахманиновского стиля – истинно русское мелодическое богатство, изысканные гармонии, колокольные перезвоны, рождающие ассоциации с древнерусскими традициями.

Среди русских образцов классическими считаются прелюдии Дмитрия Шостаковича опус 2 и 32, а так же, что входят в его цикл «24 прелюдии и фуги». Большой популярностью пользуются прелюдии Дмитрия Кабалевского, «24 прелюдии и фуги» Родиона Щедрина.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: