Особенности медлительных детей

На уровне вербальных контактов

· В речи наблюдается использование словесных стереотипов.

· Медлительные дети «тянут» слова, делают паузы между ними.

· Речь может быть невнятная, тихая, неэмоциональная.

· Вопросы взрослого, заданные в быстром темпе, вызывают затруднение, ситуацию отказа от общения, непонимания речевой инструкции.

· Сложности в выражении словами желаний, эмоций.

· Речевую активность проявляет редко.

На невербальном уровне

·  Низкая моторная активность: движения и действия замедленны, не скоординированны.

· Мимика лица невыразительная.

· В ситуациях ранее незнакомых испытывает эмоциональное напряжение.

· Отказ от телесного контакта со взрослым и сверстниками в незнакомой ситуации (игры, занятия).

На уровне социальных контактов

· Избирательность в контактах со взрослыми и сверстниками.

· Сложности с адаптацией в группе сверстников.

· Боязнь не успеть выполнить задание.

· Отказ от совместных игр, требующих активного участия и взаимодействия со сверстниками.

· Боязнь публичных выступлений (на праздниках, занятиях).

· Низкий уровень притязаний.

· Предпочтение второстепенных ролей в сюжетно-ролевой игре.

· Наличие социальных страхов.

На уровне сформированности представлений о себе

· Знания о себе через «призму» отзывов окружающих.

· Может ориентироваться в схеме своего тела значительно медленнее сверстников.

· Легко принимает позицию другого, не отстаивая активно свою.

На уровне самооценки

· Как правило, заниженная самооценка своих достижений; при правильном воспитании самооценка может быть адекватной.

· При выполнении заданий может отказаться оценивать свою работу, используя стратегию избегания неудач.

· Могут быть сложности при мотивации на новую деятельность, если ребенку она неизвестна или неизвестен способ ее выполнения.

 

Основные правила работы с медлительными детьми:

 

Многих родителей интересует: медлительность — это приговор на всю жизнь либо ребенка можно от нее отучить или даже вылечить? Как считают специалисты, вряд ли ребенок, привыкший все в своей жизни делать обстоятельно и неспешно, станет гиперактивной личностью (медлительность после болезни не в счет). Тут не помогут ни чудо-таблетки, ни увещевания, ни наказания. Однако ситуация не безнадежна — при правильной тактике вы можете развить в ребенке "быстродействие".

Вот что советуют психологи:

•     Нельзя давать копуше-ребенку задания (даже интересные и приятные), требующие от него напряжения более чем 15-20 минут подряд. Медлительные дети очень быстро устают. Если не делать для них частые переменки, скорость мозговых процессов уменьшится еше больше. Поэтому не обижайтесь на чадо, если он провозится с выжигательным аппаратом полчаса, а потом переключится на что-то другое. Пройдет время, и он снова увлечется выжиганием!
•     Откажитесь от соблазна дать маленькому копуше сразу несколько заданий. О чем-то он наверняка забудет. Или сделает "левой ногой". Так что заговаривайте о втором поручении только после того, как первое им будет полностью выполнено.
•     Бесполезно требовать от медлительного ребенка моментального переключения с одного действия на другое, например: "Немедленно оставляй игрушки и иди обедать!" Нужно дать ему возможность привыкнуть к тому, что алгоритм действий в ближайшее время изменится. Скажем, если ребенок рисует, а вы собираетесь пойти с ним в магазин, зайдите в комнату и предупредите чадо, что через 15 минут ему нужно будет собираться (иногда полезно зайти еше раз, чтобы снова напомнить об этом). Если чадо уже умеет пользоваться часами, полезно наглядно показать ему, сколько времени осталось на завершение процесса, поставив или положив часы перед глазами.
•     Для медлительных детей губительны частые перемены в образе жизни. Им крайне важен четко отлаженный режим дня. Ну и прекрасно, пусть живут по расписанию! Когда какие-то действия, например выполнение домашнего задания с 14.00 до 18.00, войдут у него в привычку, можно будет научить ребенка несколько ускорить этот процесс.
•     Как можно чаше хвалите чадо. Особенно важно это делать в том случае, если ребенок, выполняя задание, уложился в срок. Не имеет значения, помогали вы ему в этом или нет, все равно потрепите чадо по макушке, сказав что-нибудь приятное. Ваши сын или дочь должны постоянно чувствовать ваше внимание и поддержку, знать, что мама и папа их любят. Кстати, многие психологи считают, что иногда дети становятся "заторможенными", тем самым подсознательно сигнализируя о том, что им не хватает эмоционального тепла со стороны родителей. Так проявите же это тепло! И воздержитесь от упреков и негативных оценок как в адрес самого малыша, так и каких-то его действий. Иначе разовьете в своем ребенке серьезные комплексы, которые испортят ему всю жизнь. Однако нельзя и злоупотреблять родительской опекой. Если вы, пытаясь "подстегнуть" своего ребенка, делаете часть работы за него (например, помогаете одеться, решаете примеры по математике, моете в душе, хотя ребенок уже большой и пр.), это нисколько не разовьет его собственные навыки. Скорее затормозит еше больше. Так что стисните зубы и дождитесь, пока он закончит ту или иную процедуру сам!
•     Многие родители, чтобы ускорить действия маленького копуши, применяют прием соревнования: кто быстрее оденется, поест, дойдет до подъезда и т.д. — ты или я? Так вот, психологи считают, что этот прием действительно очень эффективен, особенно для мальчиков. Соревновательные задатки у девочек, как правило, слабо развиты. Зато девочки весьма чувствительны к подражанию. Они охотно перевоплощаются в зайчика, который быстро бегает, красавицу-принцессу, которая умеет хорошо считать и т.д.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: