Пояснительная записка (отчет)

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный

лесотехнический университет имени С. М. Кирова»

(СПбГЛТУ)

 

Институт леса и природопользования

Кафедра защиты леса, древесиноведения и охотоведения

 

 

Допускаю к защите Заведующий кафедрой защиты леса, древесиноведения и охотоведения    А.В. Селиховкин 25.07.2020.  

Отчёт по учебной практике

«Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (лесная фитопатология и защита леса)»

 

Место прохождения практики: кафедра защиты леса, древесиноведения и охотоведения

 

Разработали: студенты 2-го курса очной формы обучения, направления подготовки 05.03.06 Экология и природопользование

 

№ п/п Ф.И.О. Подпись Академическая группа № зачётной книжки Оценка
1     ЛПб-ЭКПР-18-1    
2     ЛПб-ЭКПР-18-1    
3     ЛПб-ЭКПР-18-1    
4     ЛПб-ЭКПР-18-1    
5     ЛПб-ЭКПР-18-1    

Руководитель

Практики

  Е.Ю. Варенцова

25.07.2020

Санкт-Петербург 2020

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный

лесотехнический университет имени С. М. Кирова»

(СПбГЛТУ)

 

 

Кафедра защиты леса, древесиноведения и охотоведения УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой А.В. Селиховкин   22.07.2020.

                     

ЗАДАНИЕ

на Учебную практику. Практику по получению первичных профессиональных умений и навыков (лесная фитопатология и защита леса)

 

Студентам группы ЛПб-ЭКПР-18-1

Институт: ИЛИП

Направление: 05.03.06 Экология и природопользование

Профиль: Природопользование

Форма обучения: очная

Место прохождения практики: кафедра защиты леса, древесиноведения и охотоведения

Сроки прохождения практики: 22–25 июля 2020 г.

 

Целью практики является закрепление знаний, полученных студентами при изучении курса «Лесная фитопатология и защита леса», ознакомление с основными видами фитопатогенных организмов, в первую очередь, вызывающими инфекционные заболевания, приводящие к гибели древесных пород в питомниках, культурах и в насаждениях; методами и приёмами осуществления лесопатологических обследований, проведение работ по фитопатологическому мониторингу; натурное ознакомление с типами болезней в древостоях различного состава, возраста, типов леса. Приобретение студентами навыков сбора гербарных образцов, и определения повреждений, наносимых фитопатогенными организмами древесным растениям.

В 2020 г. практика проводится в дистанционном формате.

 

Студенты формируют бригаду из своей академической группы.

Задание напрактику:

1. Ознакомиться с основными типами болезней и повреждений деревьев – повторить презентации из общего курса по фитопатологии:

Лекция 9: «Листовые инфекции и поражения хвои»; «Некрозно-раковые заболевания»;

ЛР-10: «Дереворазрушающие грибы»; «Трутовики»;

ЛР-11: «Болезни, вызываемые ржавчинными грибами».

 

2. Составить перечень типов болезней, проиллюстрировать примерами: 3–5 рисунков или фото, желательного небольшого размера, с указанием источника – страница, откуда взято, авторство. Авторские фотографии повреждений, сделанные вами в природе, повысят оценку работы.

3. Дать письменную характеристику 10 видов патогенов, повреждающих разные органы определённого древесного растения (см. ниже): систематическое положение (класс, семейство, род или вид) или наиболее часто встречаемые повреждения различных органов растения в результате хозяйственной деятельности, под воздействием рекреационной нагрузки и т.д.; указать характер повреждения растения, возраст повреждаемого растения, меры борьбы и т.д. Авторские фотографии патогенов и повреждений, сделанные вами в природе, повысят оценку работы.

Вид древесного растения выбираем по последней цифре зачетки руководителя бригады:

0 – ель                   1 – вяз                   2 – сосна

3 – ива                   4 – береза              5 – осина

6 – липа                 7 – дуб                              8 – ясень

9 – тополь

 

4. Заполнить отчет по приложенной форме, прислать на проверку по адресу varentsova.elena@mail.ru:

название файла: ИЛИП_Фамилия_бригадира,

тема письма: ИЛИП_Фамилия_бригадира.

Не удалять никакие разделы (задание, заключение, отзывы (отзывы должны быть на каждого члена бригады).

5. По принятому отчёту вам придет инструкция, как его правильно разместить в портфолио.

 

6. Принятый отчет разместить в портфолио, прислать принт-скрин из портфолио по адресу musolin@gmail.com.

 

Результаты освоения ООП (компетенции), на формирование которых ориентировано прохождение практики:

Код Результат освоения ООП (компетенция)
ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ПК-1 способностью осуществлять разработку и применение технологий рационального природопользования и охраны окружающей среды, осуществлять прогноз техногенного воздействия, знать нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования в заповедном деле и уметь применять их на практике
ПК-15 владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов

 

Планируемые результаты изучения практики (знания, умения и навыки, опыт деятельности в данной области), необходимые для формирования результатов освоения ООП (компетенций), указанных выше:

 

Для формирования компетенции ОПК-2 обучающийся должен:

Знать: - основные термины и определения; - морфологию, биологию и экологию основных хозяйственных групп фитопатогенных организмов; - видовой состав возбудителей основных типов инфекционных болезней леса; - основные понятия систематики грибов; - методы отбора и анализа биологических проб.
Уметь: - исследовать компоненты лесных биоценозов; - определять в полевых условиях систематическую принадлежность фитопатогенных организмов, прежде всего, грибов; - определять степень пораженности древесных растений; - отбирать и анализировать степень поражения.
Владеть: - основными методами определения систематической принадлежности грибов и других фитопатогенных организмов; - методами учета и определения вредоносности фитопатогенными организмами; - навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации.

 

Для формирования компетенции ПК-1 обучающийся должен:    

Знать: -  технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; - нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в т.ч. проведения лесопатологического обследования;
Уметь: -  применять технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; - применять на практике нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в т.ч. проведение лесопатологического обследования.
Владеть: -  теоретическими основами прогноза техногенного воздействия и его влияния на  развитие фитопатогенных организмов, прежде всего, грибов.

 

Для формирования компетенции ПК-15 обучающийся должен:  

Знать: - основные компоненты лесных и урбо-экосистем, в т.ч. фитопатогенные организмы; - основы биологии фитопатогенных организмов, прежде всего, грибов
Уметь: - применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем
Владеть: - теоретическими основами биологии фитопатогенных организмов

 Наименование этапов (разделов) практики и их содержание

Этапы (разделы) практики и их содержание

Трудо-ем-кость, дни

Результаты обучения по практике

1. Подготовительный этап

В составе бригады ознакомление с целью, задачами и программой практики. с видовым составом грибов и наносимыми ими повреждениями по презентациям и литературным источникам.

9 ч Знать: - базовые методы геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований. Уметь: - обрабатывать, анализировать и синтезировать полевые и лабораторные экологические информации, в том числе результаты лесопатологических обследований. Владеть: - теоретическими основами прогноза техногенного воздействия и его влияния на развитие вредителей и болезней леса, вызываемых фитопатогенными организмами, прежде всего, грибами; - методами геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований; - - методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации, в том числе результатов лесопатологических обследований.

2. Основной этап 1

 Составление переченя типов болезней, проиллюстрировать примерами: 3–5 рисунков или фото, желательного небольшого размера, с указанием источника – страница, откуда взято, авторство. Авторские фотографии повреждений, сделанные вами в природе, повысят оценку работы.

 

 

9 ч Знать:  - базовые методы геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований; - нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в т.ч. проведения лесопатологического обследования; Уметь: - применять технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; - применять на практике нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в т.ч. проведение лесопатологического обследования: - обрабатывать, анализировать и синтезировать полевые и лабораторные экологические информации, в том числе результаты лесопатологических обследований. Владеть: - теоретическими основами прогноза техногенного воздействия и его влияния на развитие вредителей и болезней леса, вызываемых фитопатогенными организмами, прежде всего, грибами; - методами геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований; - методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации, в том числе результатов лесопатологических обследований

3. Основной этап 2

Письменная характеристика 10 видов патогенов, повреждающих разные органы древесного растения: систематическое положение (класс, семейство, род или вид) или наиболее часто встречаемые повреждения различных органов растения в результате хозяйственной деятельности, под воздействием рекреационной нагрузки и т.д.; указать характер повреждения растения, возраст повреждаемого растения, меры борьбы и т.д. Авторские фотографии патогенов и повреждений, сделанные вами в природе, повысят оценку работы.

 

9 ч Знать: - базовые методы геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований. - технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; - нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в т.ч. проведения лесопатологического обследования; Уметь: - - применять технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; - применять на практике нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в т.ч. проведение лесопатологического обследования: - обрабатывать, анализировать и синтезировать полевые и лабораторные экологические информации, в том числе результаты лесопатологических обследований. Владеть: - теоретическими основами прогноза техногенного воздействия и его влияния на  развитие вредителей и болезней леса, вызываемых фитопатогенными организмами, прежде всего, грибами; - методами геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований; - методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации, в том числе результатов лесопатологических обследований

  4. Заключительный этап

подготовка отчета, сдача зачета преподавателю побригадно.

Итогом практики является отчет, на основании которого студенты получают зачет

9 ч Знать: -технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; Уметь: - применять технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса; - - обрабатывать, анализировать и синтезировать полевые и лабораторные экологические информации, в том числе результаты лесопатологических обследований. Владеть: -теоретическими основами прогноза техногенного воздействия и его влияния на  развитие вредителей и болезней леса, вызываемых фитопатогенными организмами, прежде всего, грибами.
       

 

Учебная практика представляет собой самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя (4 дня). Студенческая группа разбивается на бригады по 5–7 человек в каждой. Бригада выбирает руководителя (бригадира). Студенты получают комплект документов в СДО (https://edu.spbftu.ru/course/view.php?id=1988).

 

В последний день практики по мере готовности студентов бригады дистанционно сдают отчет руководителю практики и получают зачет с отметкой в зачетной книжке.

 

Отчет включает следующие основные структурные элементы:

- титульный лист с подписью каждого студента;

- оглавление;

-  задание с подписью каждого студента

- основная часть (введение, отражающее цели и задачи практики, краткая методика проведенных исследований, иллюстрированный перечень повреждений, иллюстрированное описание вредителей, согласно заданию).

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (эскизы, схемы, фотографии, таблицы, документы и т.д., при необходимости);

- отзыв руководителя отдельно на каждого студента с подписями.

 

Задание составлено:

 

                                                           Е.Ю. Варенцова

С заданием ознакомлены:

                  бригадир _______________ /______________________________/

             члены бригады _______________ /______________________________/

                          _______________ /______________________________/

                          _______________ /______________________________/

                          _______________ /______________________________/

                          _______________ /______________________________/

                          _______________ /______________________________/

                          _______________ /______________________________/

22 июля 2020 г.

 

 



Пояснительная записка (отчет)

– содержание

– текст, таблицы, по 3-5 фото и т.д.

 

за ней идут:

 

общее заключение,

 

отзыв на КАЖДОГО студента (нужно вписать фамилию в каждый лист).

 

 

Содержание:

1. Титульный лист

2. Видовой состав патогенных грибов на хвойных деревьях и кустарниках.

3. Видовой состав патогенных грибов на лиственных деревьях и кустарниках.

4. Болезни ели, вызванные патогенами

5. Справочные материалы

6. Заключение

 

 

Видовой состав патогенных грибов на хвойных деревьях и кустарниках.

1. Отдел Ascomycota.

Возбудители болезней Вызываемая болезнь
Cenangium abietis Pers. Ценангиевый некроз
Cyclaneusma minus (Butin) Пожелтение хвои
Lophodermium juniperinum шютте
L. macrosporum Rehm  -
L. pinastri Chev. Обыкновенный шютте
Scleroderris lagerbergii Gremm Побеговый рак
Valsa friesii Sacc. Некроз

 

2. Отдел Basidiomycotа.

Cronartium ribicola Пузырчатая ржавчина стволов
Gymnosporangium sabinae Ржавчина стволов

 

3. Отдел Deuteromycota.

Ascochyta piniperda Некроз побегов
Brunchorstia pinea Побурение хвои (побеговый рак)
Camarosporium picastrum Некроз
Ceuthospora abietina Delacr Побурение хвои
Cytospora pinastri F Побурение хвои, некроз
Dothistroma septospora (Doroguin) Morelet Красная пятнистость хвои (дотистромоз)
Неndersonia acicola Munch. et Tub Побурение хвои
H. notha Sacс ----
Leptostroma pinastri Desm Обыкновенное шютте
Megaloseptoria mirabilis Отмирание почек
Pestalotiopsis funerea Побурение хвои, некроз
Sphaeropsis sapinea Побурение хвои, некроз стволов и ветвей
Phoma eguttulata Побурение хвои

 

                 Видовой состав патогенных грибов на лиственных деревьях и  кустарниках.

 

1. Отдел Ascomycota

Возбудители болезней. Вызываемая болезнь
Cucurbitaria caraganae Некроз
Dothidella ulmi Чёрная пятнистость
Microsphaera Мучнистая роса
Ophiostoma ulmi Голландская болезнь
Taphrina bullata Деформация листьев
Uncinula flexuosa Мучнистая роса

 

2. Отдел Basidiomycota.

Возбудители болезней Вызываемая болезнь
Chondrostereum purpureum Белая гниль
Cumminsiella sanguinea Ржавчина
Irpex lacteus Белая гниль

 

3. Отдел Deuteromycotа.

Возбудители болезней Вызываемая болезнь
Ascochyta piricola Sacc Сероватая пятнистость
A. borjomi Bond. Охряная пятнистость
Camarosporium caraganae Karst Некроз
Colletotrichum gloeosporioides Бурая пятнистость
Coryneum longestipitatum Berl Некроз
Diplodina tatarica Allesch Диплодиевый некроз

 

И другие возбудители болезней у растений.

 

1. Шютте

                 

 

 

2. Ржавчина стволов

   

 

4. Белая гниль

 

5. Голландская болезнь

      

 

6. Некроз

  

 

 

7. Мучнистая роса

      

 

 

Болезни ели

  • Болезни хвои

1. Обыкновенное шютте. (возбудитель – гриб Lirula macrospora). Поражаются разные виды ели. Летом хвоя приобретает бурый или красно-бурый цвет, на ее нижней стороне образуются плодовые тела гриба, имеющие вид черных удлинённых, плоских или выпуклых подушечек, вытянутых до половины длины хвои и больше.

 

    

2. Низинное шютте. (возбудитель – гриб Lophodermium piceae- Род грибов семейства Rhytismataceae). Летом поражённая хвоя приобретает красно-бурую окраску, на ее обеих сторонах образуются плодовые тела гриба в виде округло-овальных, черных, выпуклых подушечек длиной до 1,5 мм, отделённых друг от друга тонкими черными поперечными линиями.

        

3. Побурение (возбудитель – гриб Rhizosphaera kaekhoffii). Осенью поражённая хвоя приобретает светло-коричневую или ржаво-красную окраску. Весной с нижней стороны хвои образуется спороношение гриба, имеющее вид мелких черных точек, расположенных цепочками вдоль средней линии.

4. Северная ржавчина (возбудитель – гриб Chrysomyxa ledi). В начале лета на нижней стороне хвои появляется спороношение гриба в виде оранжевых цилиндрических мелких пузырьков, часто сплошь покрывающих хвою.

 

 

5. Золотистая ржавчина (возбудитель – гриб Chrysomyxa abietis). Во второй половине лета на нижней стороне хвои развивается спороношение гриба в виде ярко-оранжевых плоских восковидно-бархатистых подушечек длиной до 1 см.

6. Бактериальная водянка (возбудитель – бактерия Erwinia multivora). На стволах наблюдается обильное смолотечение. Позже образуются продольные, прямые или слегка извилистые трещины в коре и древесине, из которых в виде черных потёков выступает жидкость. Поражённая древесина стволов и ветвей пропитана жидкостью и издаёт характерный кислый запах. Хвоя буреет и быстро опадает.

7. Пёстрая ядровая гниль корней и стволов (возбудитель – корневая губка – Heterobasidion annosum). Гниль ядровая, пёстрая, ямчато-волокнистая, развивается в корнях и на стволах,

 

поднимаясь на высоту до 3–4 м и более. Поражённая древесина отделяется от здоровой серо-фиолетовым кольцом. Плодовые тела гриба многолетние деревянистые, преимущественно распростёртые, сверху коричневые или бурые, снизу светло-жёлтые. Их можно обнаружить на корнях, у основания стволов, на пнях.

8.Бурая ядровая гниль корней и стволов (возбудитель – трутовик Швейница – Phaeolus schweinitzii). Гниль ядровая бурая призматическая развивается в корнях и комлевой части стволов, поднимаясь на высоту 2–3 м. Плодовые тела однолетние, в виде жёлто- или темно-коричневых, воронковидных крупных шляпок на центральных ножках. Они образуются у основания стволов, на корневых лапах, на пнях.

 

9. Белая заболонная гниль корней и стволов (возбудитель – опёнок осенний – Armillaria mellea). Гниль белая волокнистая с тонкими черными извилистыми линиями, развивается в корнях и на стволах, поднимаясь на высоту 2–3 м и более. Под корой образуются белые веерообразные плёнки грибницы и темно-бурые, почти черные, ветвящиеся шнуры (ризоморфы), которые служат характерными признаками болезни. Главным признаком поражения опёнком являются плодовые тела гриба, которые образуются большими группами на корнях, стволах и пнях. Они имеют вид однолетних желтовато-бурых шляпок на длинных ножках.

 

10. Пёстрая ядровая гниль стволов и ветвей (возбудитель – еловая губка – Porodaedalea chrysoloma). Гниль бурая с белыми продолговатыми пятнами, ямчато-волокнистая, отделяющаяся от здоровой древесины бурым или темно-коричневым кольцом, заметным на поперечном срезе. Плодовые тела многолетние, деревянистые, распростёртые или распростёрто-отогнутые, коричневые или желтовато-коричневые, трещиноватые. Образуются на стволиках и с нижней стороны ветвей.

 

Использованные материалы:

http://yandex.ru (фотографии)

«ГРИБНЫЕ БОЛЕЗНИ ДРЕВЕСНЫХ ИНТРОДУЦЕНТОВ В НАСАЖДЕНИЯХ МОСКВЫ И ПОДМОСКОВЬЯ» Лесной вестник (5-2009)г.

Www.Progrib.ru

 



Заключение

    В результате прохождения учебной практики. Практики по получению первичных профессиональных умений и навыков профессиональной деятельности по «Лесной фитопатологии и защите леса» были закреплены знания, полученные при изучении курса, освоен ряд компетенций, на формирование которых ориентировано прохождение практики.

В подготовительный этап практики мы ознакомились с основным видовым составом возбудителей болезней растений древесных пород, факторами, влияющими на ослабление и способствующие заражению древесных пород по презентациям и литературным источникам (ОПК-2).

       На основном этапе практики в процессе самостоятельной работы мы составили перечень основных типов болезней древесных пород в разном возрасте и   дали письменную характеристику 10 видов патогенов, повреждающих разные органы древесного растения: систематическое положение (ОПК-2, ПК-1).

    На заключительном этапе практики мы обобщили полученные материалы практики, подготовили и сдали отчет. Мы самостоятельно изучили (по презентациям и литературным источникам) особенности биологии основных патогенов древесных растений и способы борьбы с ними (ПК-15).

 

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ

 

Обучающийся ИЛИП 2-го курса очной формы обучения Кнейб Е.Н (Ф.И.О.) проходил Учебную практику. Практику по получению первичных профессиональных умений и навыков (лесная фитопатология и защита леса) на кафедре защиты леса, древесиноведения и охотоведения.

За время прохождения учебной практики проявил себя как добросовестный студент с высоким уровнем теоретической подготовки. Отличается коммуникабельностью, исполнительностью и ответственностью.

Программа практики выполнена полностью. В процессе практики студентом освоены следующие профессиональные компетенции: ОПК-2 - владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации; ПК-1 - способностью осуществлять разработку и применение технологий рационального природопользования и охраны окружающей среды, осуществлять прогноз техногенного воздействия, знать нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования в заповедном деле и уметь применять их на практике; ПК-15 - владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов

В результате прохождения практики студент ______________________________

Знает:

- базовые методы геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований;

- технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса;

Умеет:

- применять технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды, в т.ч. методы защиты леса;

- обрабатывать, анализировать и синтезировать полевые и лабораторные экологические информации, в том числе результаты лесопатологических обследований.

Владеет:

- теоретическими основами прогноза техногенного воздействия и его влияния на развитие вредителей и болезней леса, вызываемых фитопатогенными организмами, прежде всего, грибами;

- методами геохимических и геофизических исследований, в т.ч. лесопатологических обследований;

- методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации, в том числе результатов лесопатологических обследований.

 

Оценка______________.

Руководитель:                                                                                 Е.Ю. Варенцова

 

25.07.2020


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: