I. Мотивация учения.
(Слайд 1) Здравствуйте коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами опытом, по использованию технологии критического мышления «Фишбоун», которая помогает активизировать деятельность обучающихся на уроках истории. Надеюсь на то, что мастер-класс будет полезным для вас, и вы будете довольны проделанной работой.
Прочитайте, пожалуйста высказывание В.Даля о том, что такое знание. (Слайд 2) Как вы понимаете это высказывание?
Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.
Постановка педагогической проблемы.
(Слайд 3)Практика показывает, что дети стали мало читать. Из-за неумения ученика понимать прочитанный текст, возникают учебные затруднения. А ведь дети информационного общества должны уметь читать, анализировать прочитанное и делать выводы. Приём направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. С помощью этого методического приема можно установить причинно-следственные связи между объектом анализа и влияющими на него факторами. Этот метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы, что очень важно на уроках истории.
Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
(Слайд 4,5)Давайте рассмотрим схему приема «Фишбоун»
В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий (слайд 6)
} Этом метод можно применять как для коллективной работы (развивает умения учащихся работать в группах), так и для индивидуальной. Прием учит детей анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Ребята учатся делать записи краткими, лаконичными чтобы они отображали лишь суть проблемы.
} Применение этого метода на уроках приобретает исследовательский характер
} Одной из основных задач современного образование - это стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей. Этот прием помогает решать эту задачу.
Если предусмотрена групповая работа, то я заранее готовлю лист формата А3 с нанесенным скелетом. При индивидуальной работе, обучающиеся выполняют в тетрадях.
(Сдайд 7)
Практическая часть
-Я попрошу участников разделиться на 2 группы. Итак, сегодня мы с вами на практике будем использовать прием «Фишбоун». (Каждой группе выдается лист формата А3, на котором изображен скелет рыбы и текст для работы).
Работа в группах.
1. Каждая из групп получает свой текст (приложение 1). Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Приём “Фишбоун” (рыбный скелет)
Описание:
голова – История происхождения индийских каст
верхние косточки – губы; руки; бедра; ступни ног.
нижние косточки — жрецы (белая одежда); воины и правители (красная одежда); земледельцы (желтая одежда); слуги (черная одежда).
хвост – произошло разделение каст, переход из касты в касту был невозможен.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Представленный прием позволяют решать следующие задачи:
- учит видеть и чувствовать текст;
- обогащать словарный запас;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
5. Рефлексия. (слайд 8)
Подвести итоги мастер-класса предлагаю при помощи рефлексии «Синквейн». Ключевое слово сегодняшний мастер-класс!
Приложение1.
Текст
Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен.
Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду.
Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.
Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду.
А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда них была черного цвета.
Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.
/Ведь не мог у коровы родиться поросенок/.
Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.
И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.