Приём “Фишбоун” (рыбный скелет)

I. Мотивация учения.

(Слайд 1) Здравствуйте коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами опытом, по использованию технологии критического мышления «Фишбоун», которая помогает активизировать деятельность обучающихся на уроках истории. Надеюсь на то, что мастер-класс будет полезным для вас, и вы будете довольны проделанной работой.

Прочитайте, пожалуйста высказывание В.Даля о том, что такое знание. (Слайд 2) Как вы понимаете это высказывание?

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.

Постановка педагогической проблемы.

(Слайд 3)Практика показывает, что дети стали мало читать. Из-за неумения ученика понимать прочитанный текст,  возникают учебные затруднения. А ведь дети информационного общества должны уметь читать, анализировать прочитанное и делать выводы. Приём направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. С помощью этого методического приема можно установить причинно-следственные связи между объектом анализа и влияющими на него факторами. Этот метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы, что очень важно на уроках истории.

 

Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

(Слайд 4,5)Давайте рассмотрим схему приема «Фишбоун»

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

 

Записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий (слайд 6)

} Этом метод можно применять как для коллективной работы (развивает умения учащихся работать в группах), так и для индивидуальной. Прием учит детей анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Ребята учатся делать записи краткими, лаконичными чтобы они отображали лишь суть проблемы.

} Применение этого метода на уроках приобретает исследовательский характер

} Одной из основных задач современного образование - это стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей. Этот прием помогает решать эту задачу.

Если предусмотрена групповая работа, то я заранее готовлю лист формата А3 с нанесенным скелетом. При индивидуальной работе, обучающиеся выполняют в тетрадях.

(Сдайд 7)

Практическая часть

-Я попрошу участников разделиться на 2 группы. Итак, сегодня мы с вами на практике будем использовать прием «Фишбоун». (Каждой группе выдается лист формата А3, на котором изображен скелет рыбы и текст для работы).

Работа в группах.

1. Каждая из групп получает свой текст (приложение 1). Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Приём “Фишбоун” (рыбный скелет)

Описание:

голова – История происхождения индийских каст

верхние косточки – губы; руки; бедра; ступни ног.

нижние косточки — жрецы (белая одежда); воины и правители (красная одежда); земледельцы (желтая одежда); слуги (черная одежда).

хвост – произошло разделение каст, переход из касты в касту был невозможен.  

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Представленный прием позволяют решать следующие задачи:

- учит видеть и чувствовать текст;

- обогащать словарный запас;

- продуктивно усваивать учебный материал;

- формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его. 

5. Рефлексия.    (слайд 8)

  Подвести итоги мастер-класса предлагаю при помощи рефлексии «Синквейн». Ключевое слово сегодняшний мастер-класс!

Приложение1.

Текст

Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен.

Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду.

Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.

Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду.

А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда них была черного цвета.

Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.

/Ведь не мог у коровы родиться поросенок/.

Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.

И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: