Этап 3. Разработка планов управления кризисными ситуациями

Профессия КРИЗИС-МЕНЕДЖЕР

 


Содержание:

 

1. Введение

2. Общее описание

3. Образование

4. Типы кризисных менеджеров

5. Функциональные обязанности

6. Навыки

7. Плюсы и минусы
8. Оплата труда

9. Перспективы

10. Пол и возраст

11. Отрасли дефицита

12. Литература

 

 



Введение


КРИЗИС – это время, когда бизнесу приходится платить за свои ошибки: эйфорические планы развития, пренебрежение рисками, безудержное залезание в долги. Поэтому всем требуется менять устоявшиеся стереотипы поведения.

 


Общее описание

 

Кризис-менеджер – специалист, владеющий методами вывода предприятия из состояния кризиса, банкротства. Он знает, как снизить финансовые риски предприятия, предупредить возможные потери и удержать компанию на плаву, если ситуация, несмотря на все усилия, все-таки выйдет из-под контроля.

Впрочем, в нашей стране в большинстве случаев данные специалисты не являются штатными работниками, поэтому кризис-менеджером, как правило, называют антикризисного управляющего, привлеченного со стороны или назначенного судом на обанкротившееся предприятие, чтобы его восстановить или же грамотно распродать оставшееся имущество.

 

Кризисный менеджер – управленец, генерирующий кризисные ситуации.


Кризисные менеджеры, отличаются осознанным или бессознательным умением вводить организацию в кризис или создавать его.

 


Образование

 

Для успешной карьеры в области кризис-менеджмента необходимо экономическое, юридическое или финансовое образование. В идеале желательны даже два диплома: по экономике и праву или по экономике и менеджменту. Лучше всего поступать в то учебное заведение, где «антикризисное управление» выделено в отдельную специальность.

 

Профильное обучение предлагают многие вузы. К числу самых популярных относятся:

· Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ);

· Финансовая академия при Правительстве РФ;

· Государственный университет управления (ГУУ);

· МГУ им. М. В. Ломоносова;

· Московская финансово-юридическая академия (МФЮА);

· Московский институт банковского дела (МИБД);

· Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ);

· Московский институт экономики, менеджмента и права (МИЭМП).

 

Смежные карьеры

Путь в профессию довольно долгий и состоит как минимум из трех этапов:

1. Согласно закону «О банкротстве», кризис-менеджеру нужно иметь высшее образование (желательно по специальности «антикризисное управление»).

2. Требуется сдать теоретический экзамен по специальной программе, утвержденной Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Это неотъемлемое условие получения пропуска в профессиональный мир.

3. Необходим 3-4-летний практический опыт, в том числе и управления. Этот срок может сократить, если сразу после окончания института и сдачи квалификационного экзамена пройти стажировку в одном из профессиональных объединений антикризисных управляющих, например: в Союзе менеджеров и антикризисных управляющих, Гильдии управляющих и т. п.

 

Типы кризисных менеджеров

 

• Безотчетный кризис-менеджер:

ü Бессознательный «умелец» вводить предприятие в кризис.

ü Обладает завышенной самооценкой.

ü Кризис на предприятии развивается с разной скоростью в зависимости от индивидуальных «способностей» кризисного менеджера.

• Групповой кризис-менеджер:

ü Данный тип является не индивидуальным, а именно групповым или командным.

ü Это результат плохого взаимодействия участников руководящей команды.

• Сознательный кризис-менеджер:

ü Используется в конкурентной борьбе.

ü Обладает умением развалить любое дело.

ü Роль трудная, т.к. следует имитировать движение предприятия в нужном направлении.

 

Функциональные обязанности

Концепция антикризисного управления персоналом построена на использовании стратегических, перспективных направлений работы с персоналом.
Стратегия управления персоналом должна соответствовать общей стратегии развития организации.

 

Кризис-менеджер выявляет проблемы предприятия, в чем бы они ни заключались: во внешних или внутренних факторах, в отношениях с «верхами» (властью) или «низами» (сотрудниками предприятия от топ-менеджеров до простых рабочих), в легальном, юридически «сером» или криминальном поле.

Оценивать ситуацию приходится в малознакомой компании, поэтому необходимо анализировать огромный объем информации, которую предварительно требуется собрать из самых разных источников. Даже если руководство и сотрудники компании не пытаются скрыть важные детали (а часто встречается и подобное поведение), сложностей меньше не становится – многие вещи в большинстве случаев оказываются просто не формализованными должным образом.

Причем все эти процессы – диагностика, анализ, выработка стратегии и ее реализация – происходят в условиях постоянного напряжения, цейтнота, конфликта взаимодействующих сторон.

 

[[[[[ Алгоритм реализации концепции антикризисного управления персоналом:

 

Этап 1. Разработка антикризисной кадровой политики.
Содержание этапа:

1. Формирование ядра кадрового потенциала;

2. Привлечение сотрудников к участию в управлении;

3. Использование кадрового маркетинга;

4. Модернизация культуры управления;

5. Формирование команды адаптивных менеджеров;

6. Реструктуризация кадрового потенциала;

7. Снижение социально-психологической напряженности;

8. Обеспечение социальной защиты

 




Этап 2. Разработка принципов антикризисного управления персоналом.

Содержание этапа:

1. Принцип оптимизации кадрового потенциала;

2. Принцип формирования уникального кадрового потенциала.

3. Принцип ориентации на профессиональное ядро кадрового потенциала.

 

Этап 3. Разработка планов управления кризисными ситуациями.

Содержание этапа:

1. План повышения квалификации и совершенствование профессионального инструментария работников;

2. План формирования готовности персонала к действиям в кризисных условиях;

3. План «омоложения» кадрового состава и стимулирования ухода лиц, не способных к эффективной деятельности в новых условиях;

4. План развития инновационных методов управления трудовыми процессами;

5. План мероприятий внутриорганизационного PR;

6. Перечень мероприятий и сотрудников, необходимых для разрешения кризиса.

 

Рекомендации по обеспечению стратегических ориентиров в области превентивного антикризисного управления персоналом:

 

1. Создание гибкой организационной структуры «под цели и задачи» организации (ликвидация лишних подразделений и работников и т.п.);

2. Разработка и последовательная реализация концепции антикризисного управления персоналом;

3. Определение приоритетов в развитии персонала;

4. Ежегодная аттестация и аудит персонала.

 

5. Обеспечение условий для развития инновационной деятельности работников;

6. Систематическая актуализация оргструктуры и должностных инструкций;

7. Разработка компенсационных пакетов;

8. Формирование корректного юридического пространства во взаимоотношениях с работником с безусловным соблюдением трудового законодательства. ]]]]]]

Навыки

 

Кризис-менеджер должен досконально знать антикризисные методы, иметь опыт работы с договорами, умело проводить оценку имущества и фондов. Как правило, он сотрудничает по работе вместе с логистом, аудитором, экономистами и юристами для большей эффективности.

 

Специфика профессии предусматривает и наличие соответствующих личностных качеств: уравновешенности, сдержанности, объективного мышления даже в самых сложных ситуациях, оперативности и точности действий, тактичности в сочетании с настойчивостью. Также очень ценится умение правильно оценить положение и быстро найти верное решение выхода из неблагоприятной ситуации.

 

Лучшие кризис-менеджеры — это люди уже заслужившие доверие: успешные профессионалы с безупречной репутацией и устойчивыми отношениями с властными структурами и управленцами того же уровня. Правда, их работа бывает действенной только в рамках своего региона или, в лучшем случае, своей отрасли.

 

Более универсальны профессионалы, умеющие добиваться авторитета, как говорится, с чистого листа. Поэтому в программах профессиональной подготовки антикризисных управленцев все большее внимание уделяется "психологической закалке": менеджеров учат вести диалог и переговоры, выступать перед большой аудиторией, разрешать кадровые конфликты, достигать компромиссов и противостоять давлению.

7. Плюсы и минусы

Профессия кризис-менеджера накладывает отпечаток на характер. Нестандартность ситуаций, возникающих в процессе руководства кризисным предприятием, формирует так называемую управленческую мудрость.

 

Необходимость быть убедительным в переговорах с кредиторами, должниками, местной властью и федеральными органами, с сотрудниками предприятия и членами собственнойкоманды способствует повышению терпимости к чужому мнению, развивает сдержанность, самоконтроль и в то же время умение оставаться независимым в собственных суждениях. Таким качествам научить нельзя, они приходят с опытом.

 

Можно сказать, что кризис-менеджер – профессия не для сентиментальных людей. Процедуры финансового оздоровления предусматривают жесткие решения и действия в отношении предприятия и его сотрудников. За сухой фразой «снижение издержек» стоит сокращение зарплат, урезание социальных льгот и, наконец, увольнение «лишнего» персонала.

 

Оплата труда

 

В начале карьеры можно рассчитывать на 800–1000 y.e., после первых двух лет работы – примерно на 1300–1700 y.e., особенно если повезло устроиться в крупную брендовую компанию. Состоявшийся специалист со связями, внушительным послужным списком и безупречной репутацией может зарабатывать 5000 y.e. и более.

 

Владельцы предприятий, напуганные перспективой потерять свой бизнес, на зарплате кризис-менеджеров обычно не экономят. Доходы профессионалов высшей категории, по некоторым оценкам, достигают 15 000 y.e. в месяц.

Перспективы

 

Спрос на кризис-менеджеров постоянно растет, и даже управляющие с опытом работы порядка двух лет сейчас нарасхват. Повышая квалификацию, можно довольно быстро продвинуться по служебной лестнице и занять пост руководителя отдела или направления.

 

В последние годы эта профессия сильно «помолодела»: в Москве немало успешных специалистов, которым еще нет 30 лет. И все-таки, чтобы стать настоящим профи в столь непростом деле, требуется не менее 8–10 лет практики. Зато потом можно стать универсальным специалистом, разбирающимся в различных областях экономики, финансов и права: от маркетинговой политики до комплексного финансового анализа предприятия, от реализации процедур банкротства до управления персоналом и конфликтами.

 

Пол и возраст

 

В ходе проведенного исследования выяснилось, что пол при приеме на вакансию кризис-менеджера не важен. Одинаково часто требуются как женщины,так и мужчины.

 

А вот возраст указан в среднем от 25 до 45 лет. По мнению работодателей, человек в этом возрасте уже опытен, но еще амбициозен, четко знает свое дело и умеет находить общий язык с руководством, подчиненными, клиентами и госорганами.

 

НО Вообще прослеживается одна характерная тенденция: сегодня более востребованными оказываются кандидаты, имеющие тот или иной опыт прохождения кризиса. Поэтому, если сравнивать топ-менеджеров в возрасте 30-33 лет и 35-40 лет, то при одинаковом управленческом опыте с точки зрения величины бизнеса и количества подчиненных, вторые имеют явное преимущество, ведь им довелось руководить во время кризиса 98-го года».

 

Отрасли дефицита

 

Антикризисное управление считается высшей формой управленческой деятельности. Одно из значений греческого слова «кризис» — «решение». И потому в некотором смысле всякое управление — кризисное. Его цель — не допустить кризиса или выйти из него достойно.

 

На данный момент ситуация в стране такая,что кризис-менеджеры больше всего требуются в отраслях: -Промышленность(машиностроение,химическая,металлургия);

-Продаж;

-Телемаркетинг;

-Подбор персонала.

Литература

 

"Антикризисное управление персоналом организации: учеб. пособие" / А.Э. Фёдорова, Ю. А. Токарева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2017. – 164 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: