Сравнительное изучение действия адреналина и ацетилхолина на гладкую мышцу клоаки и на сердце лягушки

I. «Запись спонтанных сокращений гладкой мышцы»

            II. «Запись кардиограммы лягушки»

Объект исследования: _________________________________________________________

                                  __________________________________________________________

Методика:

I. «Запись спонтанных сокращений гладкой мышцы»

Разрушить у лягушки головной и спинной, мозг, как это описано в работе №1. Фиксировать лягушку на пробковую пластинку брюшком кверху, приколов ее за лапки булавками. Ножницами вскрыть брюшную полость лягушки. Найти в нижней части брюшной полости клоаку и перевязать ее в верхней части (у впадения в нее ампулы прямой кишки) нитью длиной 10 см. Концы нити связать и накинуть на крючок миографа. Грузик на миограф не помещать!

При минимальной скорости вращения барабана кимографа записать спонтанные сокращения клоаки. Не прерывая записи, ватным тампоном нанести на мышцу раствор ацетилхолина. Отмыть препарат раствором Рингера. Нанести на мышцу раствор адреналина. Отмыть препарат. На записи следует отметить моменты нанесения растворов и отмывки.

Полученные результаты занести в протокол. В выводах объяснить способность гладкой мышцы к спонтанным сокращениям. Как меняется эта активность под действием ацетилхолина и адреналина?

 

II. «Запись кардиограммы лягушки»

Разрушить улягушки головной и спинной мозги приколоть ее к пробковой пластине брюшком кверху. Захватить пинцетом кожу посередине брюшка и надсечь ее. Ввести в отверстие браншу ножниц, сделать разрезы кожи по бокам брюшка к плечевым сочленениям и по краю нижней челюсти. Отрезать кожный лоскут. Захватить пинцетом мечевидный отросток грудины. И отсечь его на 2 мл выше нижнего края. Ввести браншу ножниц в отверстие разреза и, скользя по внутренней поверхности грудины, рассечь ее да всем протяжении по средней линии, не затрагивая грудных мышц. Растянуть передние лапки лягушки в стороны и фиксировать их булавками. Приподнять перикард пинцетом и рас­сечь его маленькими ножницами в продольном направлении, обнажив сердце. Захватить верхушку сердца серфином. Перерезать уздечку сердца.

Приступить к регистрации работы сердца на кимографе. Для этого, укрепив дощечку с лягушкой в штатив под рычажком миографа, с помощью нити соединить серфин с коротким плечом рычажка. Проследить, чтобы рычажок находился в горизонтальном положении, а нить с серифном в вертикальном. Записать механокардиограмму сердца лягушки. На кардиограмме обычно видны малень­кие сокращения- систолы предсердий, и за ними большие - систолы желудочка. Не прерывая записи, ватным тампоном нанести на сердце раствор адреналина. Отмыть препарат раствором Рингера. Нанести на сердце раствор ацетилхолина. Отмыть препарат. На записи следует отметить моменты нанесения растворов и отмывки, а также отметить фазы цикла сердечной деятельности и вклеить в протокол. Сделать вывод о последовательности фаз сердечного цикла и влиянии адреналина и ацетилхолина на деятельность сердца.

Результат:

Наклейте полученные кривые или зарисуйте их

I. Гладкая мышца клоаки

II. Сердце

Вывод:

I.

1. Требуется ли стимуляция, чтобы вызвать сокращение гладкой мышцы? __________

2. Как действует ацетилхолин на клоаку лягушки? _______________________________ _________________________________________________________________________

3. Как действует адреналин на клоаку лягушки? __________________________________ __________________________________________________________________________

II.

1. Требуется ли стимуляция, чтобы вызвать сокращение сердца? __________

2. Как действует ацетилхолин на сердце лягушки? _______________________________ ________________________________________________________________________

3. Как действует адреналин на сердце лягушки? __________________________________ __________________________________________________________________________

Общий вывод:

1.    Чем объяснить различное влияние ацетилхолина и адреналина на клоаку и на сердце лягушки?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.    Через какие системы вторичных посредников ацетилхолин и адреналин действуют на исследованные ткани? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Работа №8

«Электромиография человека»

Объект исследования:_________________________________________________________

Методика:

Электромиограмма (ЭМГ) - запись суммарной биоэлектрической активности мышечных волокон, расположенных в непосредственной близости от регистрирующих электродов.

Для регистрации ЭМГ двухглавой мышцы плеча наложить биполярные электроды на область брюшка двухглавой мышцы плеча, предварительно обезжирив кожу в зоне наложения и смазав электроды электропроводной пастой. Подключить электроды к усилителю биопотенциалов, связанному с регистрирующим устройством (осциллографом, самописцем).

Запись ЭМГ вести при трех состояниях исследуемой мышцы:

1) Полное произвольное расслабление мышцы (состояние покоя);

2) Активное произвольное сокращение мышцы средней интенсивности;

3) Максимальное произвольное сокращение мышцы

 

Обратить внимание на изменения амплитуды и частоты колебания ЭМГ при переходе от одного состояния мышцы к другому.

Результаты наблюдений занести в протокол вместе с фрагментами записи ЭМГ. В Выводах дать объяснения изменениям ЭМГ при различных состояниях исследуемой мышцы.

 

Результат:

Зарисуйте кривую ЭМГ:

 

В покое:                максимальная амплитуда ЭМГ=______________

       частота = _____________________

При слабом напряжении:

                               максимальная амплитуда ЭМГ=______________

       частота = _____________________

При сильном напряжении:

                               максимальная амплитуда ЭМГ=______________

       частота = _____________________

Выводы:

 

1. Какую активность скелетной мышцы отражает ЭМГ?

  электрическую механическую (сократительную)

(неправильное – зачеркнуть!)

2. Какая активность скелетной мышцы возникает раньше? _______________________

3. Возбуждение охватываает все мышечное волокно одновременно не одновременно

(неправильное – зачеркнуть!)

4. Уже возбужденный участок мышцы заряжен «____», а еще не возбужденный – «____». Мышечное волокно представляет собой _____________________________. Он является источником _____________________________________. Это поле____ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: