Система собственных имен и географических названий

 

 

В.Б.Соловьева Ю.Н.Куранов О.Б.Глушкин
Витька Корякин Светка Еремина Безымянная героиня-повествователь Оля, Саша Галка, Зойка Городок на территории бывшей Восточной Пруссии Ленинград Андрей Безымянная героиня Гейченко Тригорское Маленец Сороть Кучаны Святые горы Маттафия Саул и Давид Бер-Шаарон Хохрик Юркан  Израиль Йя, Шахиня, Анна Кениг-Калининград Пальмникен Иерусалим

Итак,

Персонажи словно хорошо знакомые автору «маленькие люди» своего времени, живущие в реальном и виртуальном времени Современный человек в кружении жизни остается человеком, ибо «не кончается Пушкинский век!» Нравственность современного человека выверяется через ветхозаветный сюжет, историю еврейского народа, судьбу Кенигсберга-Калининграда.

Таким образом, системы заглавий и собственных имен и географических названий позволяют обнаружить основные темы творчества и своеобразие картины мира писателей. Также в заглавиях проявляются и особенности творческого мышления каждого из писателей: метафорическая емкость, «пейзажи души», «исторические и библейские видения», игра на смысловых оттенках одного слова.

 

Система нравственных проблем

 

В.Б.Соловьева Ю.Н.Куранов О.Б.Глушкин
1) совесть - регулятор нравственных поступков человека и в детстве, и во взрослой жизни; 2) верность себе, своим принципам, умение противостоять духовному мещанству как способ сохранить человеческое достоинство; 3) умение ценить дорогое тебе (дом, семья, друзья, увлечения), не менять их ради красивых иллюзий; 4) человек как существо коллективное не всегда должен идти в ногу с толпой, чтобы не попасть в беду самому и не подвергать опасности других. 1) человек силен и счастлив пониманием природы, умением жить с ней в гармонии; 2) отогреть сердце покинутого человека – и самому согреться; 3) добрыми традициями сильна жизнь, они как «весть от одного сердца к другому, а то и ко всем разом»; 4) человек города и человек сельский – как разные миры, и второй качественнее нравственно; 5) семья строится на чуткости, доброжелательности, чистоте отношения к себе и к другим; 6) война – ремесло варваров, где все искусство заключается в том, чтобы один в чем-нибудь пересилил другого. 1) противостояние страстям как заповедь Божья должно быть человеку по силам; 2) умение не поддаться лести, зависти и сохранить в себе доброту характеризует достойного человека; 3) писать по совести, «как он дышит» - это просто долг писателя; 4) всякая разновидность предательства наказуема; 5) любые перестройки, как война, ухудшают жизнь, коверкают психику и разрушают уверенность в себе.

Итак, ценностями для писателей-современников являются следующие: совесть, человеческое достоинство, дом, семья, сохранение индивидуальности, жизнь в гармонии с природой и собой, милосердие, верность традициям страны, семьи, доброжелательность как основа взаимоотношений между людьми, осмысленное соблюдение библейских заповедей, свобода совести как залог успешности писателя. Эти нравственные идеалы и являются теми вершинами, что манят читателя, заставляют отправиться в путь, следом за писателем, первооткрывателем этих вершин. И вслед за ним открыть свои-его вершины. В этом какая-то тайна взаимоотношений читателя с писателем, тайна Литературы, да и вообще тайна Бытия…

 

Особенности поэтики писателей

 

В.Б.Соловьева (на примере рассказа «Мост»)

1) Через описание места действия «здание «Дом последних надежд», невзрачное, обшарпанное – похожее на избушку без окон, без дверей… их все же две. И к обеим присосались длинные пиявки очередей», с помощью метафоры, сравнения, эпитетов и фольклорных элементов читатель получает представление о быте человека, времени нехватки всего самого необходимого, а также об особенностях психологии человека этого времени: вставай сразу в две очереди, тогда, может быть, что-то и достанется…

2) Полилог, в котором участвуют Книголюб, человек лет тридцати, Рыжая Девушка, муж с женой, мужчина – отставной начальник или вахтер, мальчик четырнадцати лет, заплаканная женщина, старичок, которому все нравится, дежурный, помогает увидеть потребность любого человека в надежде. И в то же время, с помощью иронии и даже сарказма, автор говорит о «парадоксе человеческой психологии, широко распространенном в народе нашего многострадального отечества: людям свойственно преувеличивать трагизм своего положения… И наоборот… в самых безнадежных ситуациях… сохранять оптимизм и присутствие духа».

3) Рассказчица-повествователь – женщина самокритичная, ироничная, коммуникабельная, доброжелательная и добрая. Стоя в очереди за последней надеждой, она вспоминает всех своих знакомых, примеряя, кому какая надежда понадобится. Персонажи раскрываются через остроумные реплики, комментарии ситуаций и поведения людей. При трагической концовке спасение героини происходит как случайность. «Внизу булькало, сопело и чавкало… короткий вскрик, тяжелый всплеск… еще…» И повисшая над бездной женщина с последней надеждой: «Только бы не упасть...»

4) Название, место действия, цель персонажей, способы спасения и финал позволяют считать весь рассказ развернутой метафорой пути человека к спасению, счастью и говорят о драматичности существования человека, стремящегося к счастью, одинокого, равнодушного по большому счету, ленивого в принятии решений, действиях, глухого к происходящему, поступающему по законам толпы, неспособного влиять на обстоятельства и в то же время не вызывающего жалость, так как человек сам сделал свой выбор и в обретении Последней надежды. Путь к ней в любое время драматичен, и финал открыт. Хотя, на мой взгляд, это еще один рассказ В.Б.Соловьевой об умении дорожить тем, что имеешь.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: